Кафедра НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ С БИОФИЗИКОЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
Нормальная физиология является важнейшей фундаментальной медико-биологической дисциплиной. Её изучение является необходимым компонентом подготовки будущего врача и фармацевта, без знания и глубокого понимания этой дисциплины их профессиональная деятельность невозможна.
Перечень вопросов для подготовки к практическим занятиям по нормальной физиологии соответствует требованиям ФГОС по специальностям 060101 – лечебное дело, 060103 – педиатрия и 060301 – фармация.
Пособие состоит из двух частей: в первой представлены контрольные вопросы для студентов лечебного и педиатрического факультета, во второй – для студентов фармацевтического факультета.
В конце списка вопросов для каждой темы указывается список литературных источников для изучения материала. В качестве источников литературы выбраны издания, являющиеся основными в УМК по соответствующей дисциплине. Вопросы и литературные источники для студентов педиатрического факультета выделены жирным курсивом.
Часть I
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
Контрольные вопросы к занятию № 1 на тему:
ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА
1. Предмет и метод физиологии.
2. Связь физиологии с другими дисциплинами, ее значение для медицины.
3. Аналитический и системный подходы в изучении физиологических процессов и функций. Краткая характеристика этапов развития нормальной физиологии: эмпирического, анатомо-физиологического, функционального. Становление и развитие физиологии в XIX – XX вв. Вклад зарубежных и отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки.
4. Понятие о физиологических функциях и процессах клеток, тканей, органов, систем и организма в целом.
5. Основные физиологические функции живого организма (обмен веществ и энергии, рост, размножение, пищеварение, дыхание). Понятие о гомеостазе.
6. Показатели, характеризующие нормальное состояние организма (температура тела, частота и характер пульса, частота дыхания, артериальное давление, осмотическое давление крови, рН и др.).
7. Возрастные периоды развития детского организма.
8. Понятие о регуляции функций. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций: по отклонению, возмущению, прогнозированию. Уровни и механизмы (нервный, гуморальный) регуляции функций. Представление о саморегуляции постоянства внутренней среды организма.
9. Общие свойства возбудимых тканей: раздражимость и возбудимость. Виды раздражителей.
10. Порог раздражения (реобаза). Полезное время действия тока. Хронаксия. Кривая зависимости силы и времени действия тока.
11. Изменение возбудимости при возбуждении: рефрактерная фаза (абсолютная и относительная), фаза повышенной (супернормальной) и фаза пониженной (субнормальной) возбудимости.
Литература:
1.Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Д. Холл, – М., 2008, С. 3 – 10.
2.Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 17 – 39.
3.Лекционные материалы
4.Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль, 1977, С. 3 – 6.
Контрольные вопросы к занятию № 2 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТОЧНЫХ МЕМБРАН. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЕ
1. Клеточные мембраны, их виды (цитоплазматическая, аппарата Гольджи, митохондрий, саркоплазматического ретикулума, лизосом, ядерная оболочка и др.), их роль. Химический состав цитоплазматической мембраны. Мембранные белки (интегральные, периферические, транспортные), их роль.
2. Свойства мембран. Функции мембран.
3. Рецепторы, их классификация: по локализации (мембранные, ядерные), механизму развития процессов (ионо- и метаботропные), по скорости приема сигнала (быстрые, медленные, по роду воспринимающих веществ.
4. Ионотропные рецепторы, метаботропные рецепторы и их разновидности. Системы вторичных посредников действия метаботропных рецепторов (цАМФ, цГМФ, инозитол-3- фосфат, диацилглицерол, ионы Са++).
5. Ионные каналы, их строение. Классификация ионных каналов.
6. Токи покоя (мембранный потенциал, ток повреждения, метаболический ток).
7. Происхождение мембранного потенциала. Значение ионной асимметрии во внеклеточной и внутриклеточной жидкости. Ионные градиенты клетки, их механизмы. Уравнение Нернста.
8. Ионные насосы (АТФ-азы): K+-Na+-евая, Ca2+-евая (плазмолеммы и саркоплазматического ретикулума), H+-K+-обменник.
9. Современные представления о процессе возбуждения. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации при действии раздражителей. Понятие о поляризации мембраны, ее деполяризации, реверсии, реполяризации и гиперполяризации.
10. Потенциал действия и его фазы. Условия регистрации двухфазного и однофазного тока действия.
11. Происхождение компонентов кривой однофазного тока действия, их продолжительность. Мембранно-ионная теория происхождения тока действия.
12. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.
Литература
1. Учебник «Медицинская физиология»// А. Гайтон, Д. Холл, – М., 2008, С. 11 - 18, 47 - 76.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф.
Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 39 – 58.
3. Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 3 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВОВ И НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО СИНАПСА
1. Значение нервной системы в механизмах регуляции функций в организме. Функция нервов.
2. Строение периферических нервных волокон. Миелинизация нервных волокон в онтогенезе.
3. Физиологические свойства нервных волокон (возбудимость и проводимость).
4. Механизм проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.
5. Классификация нервных волокон по их диаметру, скорости проведения возбуждения и особенностям потенциала действия (группы А, В и С). Возрастные изменения скорости проведения возбуждения.
6. Законы проведения возбуждения в нервах (закон анатомической и физиологической целостности нервного волокна, закон двухстороннего проведения возбуждения и закон изолированного проведения возбуждения).
7. Нервно-мышечный синапс, структура и свойства, медиатор. Понятие о холинорецепторе.
8. Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу, Потенциал концевой пластинки (ПКП) и его свойства. Значение холинэстеразы.
9. Возникновение потенциала действия в мышечном волокне.
10.Понятие о лабильности.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А.Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 60 – 75, 90 – 97.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 58 – 74.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль, 1977, С. 58 –59
Контрольные вопросы к занятию № 4 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЦ. МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ
1. Физиологическая роль мышечной системы. Классификация мышц.
2. Морфо-функциональные особенности исчерченных мышц.
3. Ультраструктура миофибрилл: тонкие и толстые протофибриллы, их взаимное расположение в саркомере.
4. Сократительные белки (миозин и актин) и регуляторные белки (тропомиозин и тропонин) в составе протофибрилл, их свойства.
5. Понятие об L-системе продольных трубочек саркоплазматического ретикулума, их значение как депо Са2+. Т-система поперечных трубочек мембраны миофибрилл и ее взаимодействие с L-системой.
6. Теория мышечного сокращения и расслабления (Хаксли, Катц).
7. Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мышцах.
8. Электромеханическая связь возбуждения и сокращения мышцы.