Гбоу впо ягма минздрава россии
Министерства здравоохранения Российской Федерации
ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России
Кафедра НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ С БИОФИЗИКОЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
Нормальная физиология является важнейшей фундаментальной медико-биологической дисциплиной. Её изучение является необходимым компонентом подготовки будущего врача и фармацевта, без знания и глубокого понимания этой дисциплины их профессиональная деятельность невозможна.
Перечень вопросов для подготовки к практическим занятиям по нормальной физиологии соответствует требованиям ФГОС по специальностям 060101 – лечебное дело, 060103 – педиатрия и 060301 – фармация.
Пособие состоит из двух частей: в первой представлены контрольные вопросы для студентов лечебного и педиатрического факультета, во второй – для студентов фармацевтического факультета.
В конце списка вопросов для каждой темы указывается список литературных источников для изучения материала. В качестве источников литературы выбраны издания, являющиеся основными в УМК по соответствующей дисциплине. Вопросы и литературные источники для студентов педиатрического факультета выделены жирным курсивом.
Часть I
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
Контрольные вопросы к занятию № 1 на тему:
ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА
1. Предмет и метод физиологии.
2. Связь физиологии с другими дисциплинами, ее значение для медицины.
3. Аналитический и системный подходы в изучении физиологических процессов и функций. Краткая характеристика этапов развития нормальной физиологии: эмпирического, анатомо-физиологического, функционального. Становление и развитие физиологии в XIX – XX вв. Вклад зарубежных и отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки.
4. Понятие о физиологических функциях и процессах клеток, тканей, органов, систем и организма в целом.
5. Основные физиологические функции живого организма (обмен веществ и энергии, рост, размножение, пищеварение, дыхание). Понятие о гомеостазе.
6. Показатели, характеризующие нормальное состояние организма (температура тела, частота и характер пульса, частота дыхания, артериальное давление, осмотическое давление крови, рН и др.).
7. Возрастные периоды развития детского организма.
8. Понятие о регуляции функций. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций: по отклонению, возмущению, прогнозированию. Уровни и механизмы (нервный, гуморальный) регуляции функций. Представление о саморегуляции постоянства внутренней среды организма.
9. Общие свойства возбудимых тканей: раздражимость и возбудимость. Виды раздражителей.
10. Порог раздражения (реобаза). Полезное время действия тока. Хронаксия. Кривая зависимости силы и времени действия тока.
11. Изменение возбудимости при возбуждении: рефрактерная фаза (абсолютная и относительная), фаза повышенной (супернормальной) и фаза пониженной (субнормальной) возбудимости.
Литература:
1.Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Д. Холл, – М., 2008, С. 3 – 10.
2.Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 17 – 39.
3.Лекционные материалы
4.Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль, 1977, С. 3 – 6.
Контрольные вопросы к занятию № 2 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТОЧНЫХ МЕМБРАН. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЕ
1. Клеточные мембраны, их виды (цитоплазматическая, аппарата Гольджи, митохондрий, саркоплазматического ретикулума, лизосом, ядерная оболочка и др.), их роль. Химический состав цитоплазматической мембраны. Мембранные белки (интегральные, периферические, транспортные), их роль.
2. Свойства мембран. Функции мембран.
3. Рецепторы, их классификация: по локализации (мембранные, ядерные), механизму развития процессов (ионо- и метаботропные), по скорости приема сигнала (быстрые, медленные, по роду воспринимающих веществ.
4. Ионотропные рецепторы, метаботропные рецепторы и их разновидности. Системы вторичных посредников действия метаботропных рецепторов (цАМФ, цГМФ, инозитол-3- фосфат, диацилглицерол, ионы Са++).
5. Ионные каналы, их строение. Классификация ионных каналов.
6. Токи покоя (мембранный потенциал, ток повреждения, метаболический ток).
7. Происхождение мембранного потенциала. Значение ионной асимметрии во внеклеточной и внутриклеточной жидкости. Ионные градиенты клетки, их механизмы. Уравнение Нернста.
8. Ионные насосы (АТФ-азы): K+-Na+-евая, Ca2+-евая (плазмолеммы и саркоплазматического ретикулума), H+-K+-обменник.
9. Современные представления о процессе возбуждения. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации при действии раздражителей. Понятие о поляризации мембраны, ее деполяризации, реверсии, реполяризации и гиперполяризации.
10. Потенциал действия и его фазы. Условия регистрации двухфазного и однофазного тока действия.
11. Происхождение компонентов кривой однофазного тока действия, их продолжительность. Мембранно-ионная теория происхождения тока действия.
12. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.
Литература
1. Учебник «Медицинская физиология»// А. Гайтон, Д. Холл, – М., 2008, С. 11 - 18, 47 - 76.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф.
Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 39 – 58.
3. Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 3 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВОВ И НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО СИНАПСА
1. Значение нервной системы в механизмах регуляции функций в организме. Функция нервов.
2. Строение периферических нервных волокон. Миелинизация нервных волокон в онтогенезе.
3. Физиологические свойства нервных волокон (возбудимость и проводимость).
4. Механизм проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.
5. Классификация нервных волокон по их диаметру, скорости проведения возбуждения и особенностям потенциала действия (группы А, В и С). Возрастные изменения скорости проведения возбуждения.
6. Законы проведения возбуждения в нервах (закон анатомической и физиологической целостности нервного волокна, закон двухстороннего проведения возбуждения и закон изолированного проведения возбуждения).
7. Нервно-мышечный синапс, структура и свойства, медиатор. Понятие о холинорецепторе.
8. Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу, Потенциал концевой пластинки (ПКП) и его свойства. Значение холинэстеразы.
9. Возникновение потенциала действия в мышечном волокне.
10.Понятие о лабильности.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А.Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 60 – 75, 90 – 97.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 58 – 74.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль, 1977, С. 58 –59
Контрольные вопросы к занятию № 4 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЦ. МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ
1. Физиологическая роль мышечной системы. Классификация мышц.
2. Морфо-функциональные особенности исчерченных мышц.
3. Ультраструктура миофибрилл: тонкие и толстые протофибриллы, их взаимное расположение в саркомере.
4. Сократительные белки (миозин и актин) и регуляторные белки (тропомиозин и тропонин) в составе протофибрилл, их свойства.
5. Понятие об L-системе продольных трубочек саркоплазматического ретикулума, их значение как депо Са2+. Т-система поперечных трубочек мембраны миофибрилл и ее взаимодействие с L-системой.
6. Теория мышечного сокращения и расслабления (Хаксли, Катц).
7. Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мышцах.
8. Электромеханическая связь возбуждения и сокращения мышцы.
Занятие № 11
Итоговое занятие по разделам:
«ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» и
«ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ»
Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 5-10
Контрольные вопросы к занятию № 12 на тему:
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
1. Кровь как внутренняя среда организма. Состав крови: плазма и форменные элементы. Объемное соотношение плазмы и форменных элементов, понятие о гематокрите.
2. Количество крови у взрослого человека и детей.
3. Функции крови: транспортная, защитная, регуляторная, остановка кровотечения, поддержания гомеостаза, буферная.
4. Состав и свойства плазмы крови.
5. Физико-химические свойства крови: цвет, вязкость, плотность, осмотическое давление, реакция крови. Особенности этих показателей у детей.
6. Физиологические механизмы регуляции констант крови.
7. Эритроциты, физиологическая роль. Количество и состав эритроцитов.
8. Эритропоэз и механизмы его регуляции.
9. Гемолиз эритроцитов, его виды. Понятие об осмотической резистентности эритроцитов.
10. Лейкоциты, их функции. Количество лейкоцитов у взрослых и детей. Лейкоцитарная формула. Особенности лейкоцитарной формулы ребенка.
11. Способы подсчета количества форменных элементов. Счетная камера, разведение крови для подсчета эритроцитов и лейкоцитов.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 465 – 500.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 229 – 236, 237 – 238, 239 – 256.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 6 – 8.
Контрольные вопросы к занятию № 13 на тему:
СКОРОСТЬ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ
1. Скорость оседания эритроцитов. Механизм и величина СОЭ.
2. Методика определения СОЭ по Панченкову.
3. Понятие о дыхательной функции крови. Способы обеспечения тканей кислородом. Дыхательные пигменты: гемоглобины, гемэритрины, хлорокруорины и гемоцианины.
4. Гемоглобин, его состав. Понятие о субъединице гемоглобина. Виды гемоглобина: HbA, HbF, миоглобин, аномальные формы гемоглобина, их содержание в крови.
5. Количество гемоглобина у взрослого человека и у детей.
6. Способы определения гемоглобина в крови.
7. Степень насыщенности гемоглобином эритроцитов. Среднее содержание гемоглобина в эритроците. Понятие о цветном показателе.
8. Соединение гемоглобина с кислородом - процесс оксигенации. Явление гем-гем взаимодействия. Понятие о кислородной емкости крови.
9. Другие соединения гемоглобина: карбоксигемоглобин, карбгемоглобин, метгемоглобин, присоединение к гемоглобину ионов водорода.
10. Спектры поглощения различных соединений гемоглобина.
11. Процессы распада гемоглобина и образования желчных пигментов.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 465 – 475.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 236 – 237, 238 – 239.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 7 – 8.
Контрольные вопросы к занятию № 14 на тему:
Занятие № 17
Итоговое занятие по разделу
«ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ И ДЫХАНИЯ»
Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 12 – 16
Контрольные вопросы к занятию № 18 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ
1. Понятие терморегуляции. Теплопродукция. Теплоотдача.
2. Постоянство температуры внутренней среды организма, как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов.
3. Температурная схема тела, ее суточные колебания. Пойкилотермия, гомойотермия, гибернация.
4. Механизмы поддержания постоянства температуры внутренней среды организма.
5. Основные центры терморегуляции. Роль гипоталамуса в процессах терморегуляции.
6. Возрастные особенности терморегуляции.
7. Местные кожные температурные рефлексы.
8. Нарушения терморегуляции.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 999 – 1012.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 480 – 489.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 42 – 44.
Контрольные вопросы к занятию № 19 на тему:
ФИЗИОЛОГИЯ ПОЧЕК
1. Значение выделительных процессов в организме. Экстраренальные и ренальный пути экскреции. Функции почек.
2. Морфо-функциональные особенности почек. Нефрон – структурная и функциональная единица почки. Виды нефронов (корковые и юкстамедулярные) особенности их строения и функции.
3. Образования почечного тельца. Особенности кровоснабжения клубочков. Клубочковый фильтр, его структура.
4. Канальцы нефрона, его отделы: проксимальный сегмент, петля Генле, дистальный сегмент, собирательные трубочки.
5. Механизмы мочеобразования: фильтрация в клубочках, реабсорбция и секреция в канальцах.
6. Процесс фильтрации в клубочках. Эффективное фильтрационное давление. Влияние различных факторов на процесс фильтрации. Первичная моча, ее количество, состав и свойства. Методы оценки клубочковой фильтрации по коэффициенту очищения инулина.
7. Процессы реабсорбции в проксимальном сегменте канальца. Механизмы реабсорбции (активный и пассивный транспорт). Особенности реабсорбции натрия, глюкозы и аминокислот.
8. Реабсорбция в петле Генле, ее значение в осмотическом концентрировании мочи. Понятие о поворотно-противоточной системе.
9. Юкстагломерулярный аппарат почки, его значение для образования ренина. Плотное пятно в дистальном отделе канальцев, его значение как натриевого рецептора.
10. Реабсорбция в дистальном сегменте нефрона (факультативная). Механизмы регуляции натрийуреза (гемодинамические, физические, система ренин-ангиотензин-альдостерон, предсердный натрийуретический фактор, простагландины, кинины, влияния симпатической системы).
11. Реабсорбция ионов калия, кальция, магния и фосфатов, механизмы регуляции.
12. Факультативная реабсорбция воды в собирательных трубочках. Роль антидиуретического гормона.
13. Осморегулирующие рефлексы. Понятие об осморецепторах, их локализация.
14. Роль почек в регуляции объема крови. Значение волюм-рецепторов предсердий в рефлексах на почки. Предсердный натрийуретический фактор.
15. Участие почек в поддержании кислотно-щелочного равновесия.
16. Механизмы выведения мочи. Рефлекс мочеиспускания, его регуляция центрами головного и спинного мозга.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 321 – 423, 432 – 440.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 490 – 523.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 44 – 47.
Контрольные вопросы к занятию №20 на тему:
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИИ
1. Расположение сердца в грудной полости, его границы. Изменения границ сердца в разные возрастные периоды.
2. Верхушечный толчок сердца, локализация и свойства.
3. Тоны сердца (четыре тона). Происхождение тонов сердца, их особенности у детей.
4. Методы исследования тонов сердца: аускультация, фонокардиография. Точки выслушивания тонов сердца на грудной клетке.
5. Условия возникновения разности потенциалов при возбуждении сердца. Процессы деполяризации и реполяризации. Электрический диполь. Понятие об электрической оси сердца.
6. Электрокардиография как метод исследования электрических процессов в сердце. Способы отведения ЭКГ.
7. Электрокардиограмма: предсердный и желудочковый компоненты.
8. Происхождение зубцов ЭКГ: Р, Q, R, S, Т. Сопоставление движения процесса возбуждения в сердце и возникновением зубцов ЭКГ.
9. Продолжительность интервалов ЭКГ: P-Q, QRS, S-T.
10.Величина зубцов ЭКГ и ее зависимость в разных отведениях от положения электрической оси сердца (правило треугольника Эйнтговена).
11.Особенности ЭКГ у детей разных возрастов. Понятие о правограмме и левограмме,
12.Клиническое значение электрокардиографии.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 132 – 169, 296 – 300.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 280 – 284, 290 – 291.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 15 – 16.
Контрольные вопросы к занятию №23 на тему:
ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИ»
1. Анатомо-физиологические особенности системы кровообращения (замкнутость сосудистого русла, эластичность стенок и разнообразие диаметров сосудов). Биофизические типы сосудов и их значение в системе кровообращения.
2. Основные функциональные показатели работы сердца: сердечный выброс, частота сердечных сокращений и механическая работа сердца.
3. Сердечный выброс: ударный (систолический) и минутный объемы крови. Методы определения минутного объема крови, метод Фика.
4. Возрастные изменения минутного и систолического объемов крови.
5. Механическая работа сердца (потенциальный и кинетический компоненты).
6. Основные законы гидродинамики, их использование для объяснения движения крови.
7. Факторы, обеспечивающие непрерывное движение крови по сосудам: разность давлений, создаваемая нагнетательной работой сердца и эластичностью сосудов; вспомогательные факторы: сокращения скелетных мышц, присасывающее действие грудной клетки, клапаны вен, напор сзади.
8. Объемная скорость кровотока, ее величина, распределение объема крови в сосудистой системе.
9. Характеристика движущегося потока крови (ламинарный и турбулентный). Линейная скорость движения крови, зависимость ее от поперечного сечения сосудистого русла, величина линейной скорости в разных отделах сосудистой системы.
10. Время кругооборота крови, его возрастные изменения.
11. Понятие о кровяном давлении. Боковое и конечное давление крови.
12. Артериальное давление: максимальное, минимальное, пульсовое и среднее.
13. Методы определения артериального давления: прямой и косвенный (пальпаторный по Рива-Роччи и аускультативный по Короткову).
14. Периодические колебания артериального давления (волны трех порядков).
15. Факторы, влияющие на величину артериального давления: работа сердца, состояние сосудов, количество циркулирующей крови, ее вязкость. Возрастные изменения артериального давления.
16. Понятие о системе микроциркуляции, особенности капиллярного кровотока, значение его в обмене веществ между кровью и тканями.
17. Артериальный пульс, его характеристика. Сфигмограмма.
18. Венный пульс, его происхождение. Флебограмма.
Литература:
1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 173 –211.
2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 307 – 320.
3. Лекционные материалы.
4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 17 – 18.
Контрольные вопросы к занятию №24 на тему:
Занятие № 17
Итоговое занятие по разделу
«ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ»
Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 20 – 25
Контрольные вопросы к занятию №27 на тему:
Занятие № 17
Часть II
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Контрольные вопросы к занятию № 1 на тему:
СИСТЕМЕ
1. Строение и функции клеточных мембран.
2. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.
3. Специфические и неспецифические каналы.
4. Токи покоя. Происхождение потенциала покоя (мембранный потенциал).
5. Натрий-калиевый насос. Его значение в поддержании градиента концентраций ионов К+ и Na+ по обе стороны мембраны.
6. Происхождение потенциала действия (ПД), его фазы.
7. Изменение возбудимости в процессе возникновения ПД: рефрактерность (абсолютная и относительная), фазы супернормальной и субнормальной возбудимости.
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 3 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 4 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 5 на тему:
СПИННОГО МОЗГА
1. Понятие о торможении в ЦНС. Роль работ И.М. Сеченова, Гольца, Н.В. Введенского в изучении торможения.
2. Значение торможения для организма (координационное, ограничительное, охранительное).
3. Виды торможения. Первичное торможение (пост- и пресинаптическое) и его механизмы.
4. Вторичное (пессимальное) торможение и его механизм.
5. Строение спинного мозга, его рефлекторная и проводниковая функции. Функции спинномозговых корешков.
6. Клеточный состав спинного мозга.
7. Проводящие пути спинного мозга: восходящие и нисходящие.
8. Рефлексы спинного мозга и их классификация. Сухожильные и кожные рефлексы.
9. Рефлексы на растяжение мышцы. Понятие о проприорецепторах скелетных мышц, их роль в поддержании тонуса скелетных мышц.
10. Механизмы координации рефлекторных реакций: реципрокное и возвратное (непрямое) торможение, явление доминанты, конвергенция, принцип обратной связи.
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 7 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 8 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 9 на тему:
Лекционные материалы.
Занятие № 10
Итоговое занятие по разделу:
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 5 – 9
Контрольные вопросы к занятию № 11 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 13 на тему:
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
1. Кровь как внутренняя среда организма. Понятие о системе крови. Состав крови: плазма и форменные элементы. Объемное соотношение форменных элементов и плазмы крови (гематокрит) в единицах системы СИ (мужчины – 0,4 – 0,54 л/л; женщины – 0,37 – 0,47 л/л).
2. Количество крови у взрослого человека.
3. Функции крови: дыхательная, трофическая, гомеостатическая, регуляторная, креаторных связей, терморегуляционная, защитная.
4. Физико-химические свойства крови: цвет, плотность, вязкость, осмотическое давление, онкотическое давление, реакция крови.
5. Состав плазмы крови (неорганические соединения, органические: глюкоза – 3,33 – 6,1 ммоль/л, остаточный азот – 15 – 20 ммоль/л).
6. Белки плазмы крови (общий белок – 60 – 82 г/л, альбумины – 35 – 47 г/л, глобулины – 22,5 – 32,5 г/л, фибриноген – 2,5 г/л) и их функции.
7. Эритроциты, строение, их физиологическая роль. Состав и количество эритроцитов. Норма для мужчин – 4,0-5,0х1012 /л; для женщин – 3,9 – 4,7х1012 /л
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 14 на тему:
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
1. Лейкоциты, строение, их функции. Количество лейкоцитов – 4,0 – 9,0х109/л.
2. Лейкоцитарная формула (процентное соотношение различных форм лейкоцитов) у взрослого человека: нейтрофилы палочкоядерные – 1 – 6% , нейтрофилы сегментоядерные – 45 – 70%, базофилы – 0 – 1%, эозинофилы – 0,5 – 5%, лимфоциты – 18 – 40%, моноциты – 2 – 8%.
3. Иммунитет. Неспецифические и специфические механизмы.
4. Понятие об антигенах и антителах. Органы, принимающие участие в иммунитете.
5. Неспецифический гуморальный и клеточный иммунитет.
6. Специфический клеточный и гуморальный иммунитет.
7. Пассивно приобретенный иммунитет. Регуляция иммунитета.
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 15 на тему:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ
1. Понятие о дыхательной функции крови. Дыхательные пигменты (гемоглобин, миоглобин, гемеретрин, хлоркруорин, гемоцианин).
2. Гемоглобин, его состав и строение.
3. Количество гемоглобина в крови взрослого человека (норма в единицах СИ) для мужчин – 130 – 160 г/л, для женщин – 120 – 140 г/л). Виды гемоглобина в крови (HbP, HbF, HbA, HbS).
4. Способы подсчета гемоглобина в крови (газометрический, химический, колориметрический по Сали).
5. Соединения гемоглобина с О2 (оксигемоглобин), СО2 (карбгемоглобин), СО (карбоксигемоглобин), восстановленный гемоглобин (HHb), метгемоглобин (MetHb). Их спектры поглощения.
6. Цветной показатель. Понятие о гипо-, нормо- и гиперхромии.
7. Гемолиз эритроцитов. Виды гемолиза. Осмотическая резистентность эритроцитов.
8. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Механизм и величина СОЭ.
9. Методика определения СОЭ по Панченкову.
10. Гемопоэз (эритро- и лейкопоэз).
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 17 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 18 на тему:
Лекционные материалы.
Занятие № 19
Итоговое занятие по разделу:
«ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ»
Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 13 – 18
Контрольные вопросы к занятию № 20 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 21 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 22 на тему:
ЭЛЕКТОКАРДИОГРАФИЯ
1. Границы сердца. Верхушечный толчок, его происхождение и локализация.
2. Тоны сердца. Происхождение тонов сердца. Методы выслушивания тонов: аускультация, фонокардиография.
3. Места выслушивания тонов сердца.
4. Электрокардиограмма. Сердце как диполь. Электрическая ось сердца. Электрическое поле сердца (изопотенциальные поверхности).
5. Способы отведения ЭКГ (стандартные, усиленные от конечностей, грудные).
6. Структура ЭКГ: зубцы, сегменты, интервалы. Происхождение зубцов ЭКГ (P, Q, R, S, T). Предсердный и желудочковый компоненты.
7. Параметры ЭКГ: величины зубцов, их продолжительность и длительность интервалов (PQ, ST). Продолжительность электрической систолы желудочков (Q – T).
8. Зависимость высоты зубцов ЭКГ от положения электрической оси сердца (треугольники Эйнтховена). Понятие о право- и левограмме.
9. Клиническое значение ЭКГ.
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 23 на тему:
ДАВЛЕНИЕ КРОВИ
1. Показатели работы сердца. Систолический и минутный объемы крови. Определение минутного объема крови по Фику.
2. Механическая работа сердца: потенциальная и кинетическая энергии.
3. Анатомо-физиологические особенности сосудистой системы. Строение сосудов. Типы сосудов: амортизирующие, резистивные сосуды, сосуды-сфинктеры, обменные сосуды, емкостные и шунтирующие сосуды.
4. Факторы, обеспечивающие постоянство кровотока в сосудистом русле. Основные: разница давлений между артериальным и венозным руслом, эластичность сосудов. Вспомогательные: присасывающее действие грудной клетки, клапанный аппарат вен, сокращение скелетных мышц, напор сзади.
5. Объемная и линейная скорость кровотока и факторы на них влияющие (законы Пуазейля).
6. Характеристика движущегося потока крови (ламинарный и турбулентный). Время полного кругооборота крови. Кровяное депо.
7. Кровяное давление (боковое и конечное). Артериальное давление: максимальное, минимальное, пульсовое, среднее.
8. Факторы, влияющие на величину кровяного давления: работа сердца, состояние сосудов, объем крови, вязкость крови.
9. Кровяное давление на разных участках сосудистого русла.
10. Методы определения кровяного давления: а) прямой (кровавый), б) непрямой (бескровный): пальпаторный и аускультативный.
11. Колебания артериального давления (волны трех порядков).
12. Микроциркуляция. Особенности капиллярного кровотока. Транскапиллярный обмен.
13. Артериальный и венный пульс.
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 24 на тему:
ФУНКЦИИ СЕРДЦА И СОСУДОВ
1. Вегетативная иннервация сердца: парасимпатическая и симпатическая. Местная рефлекторная дуга.
2. Влияние парасимпатических нервов на функцию миокарда. Явление «ускользания» сердца из-под влияния блуждающих нервов.
3. Характеристика влияний симпатических нервов на деятельность сердца. Усиливающий нерв И.П. Павлова, его трофическая роль.
4. Тоническая функция вегетативных нервов сердца, особенности взаимоотношения между ними.
5. Механизм передачи возбуждения с вегетативных нервов на сердце.
6. Гуморальная регуляция деятельности сердца.
7. Нервная регуляция сосудов. Симпатическая сосудосуживающая иннервация. Понятие об a- и b-адренорецепторах.
8. Тонус сосудов и его природа: базальный и нейрогенный компоненты тонуса сосудов.
9. Местные сосудорасширяющие механизмы: некоторые парасимпатические волокна, симпатические адренергические и холинергические волокна, аксон-рефлекс (заднекорешковый).
10. Гуморальная регуляция сосудов. Действие истинных гормонов: адреналина, норадреналина, антидиуретического гормона (АДГ), ренин-ангиотензиновой системы.
11. Влияние на состояние сосудов местных гормонов (гистамин, ацетилхолин, серотонин, кинины, простогландины) и неспецифических метаболитов.
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 25 на тему:
СИСТЕМЫ
1. Значение рефлекторной регуляции, как фактора саморегуляции для поддержания постоянства уровня артериального кровяного давления.
2. Понятие о сосудодвигательном центре: его локализация, структура и физиологические особенности.
3. Рефлексогенные зоны сердечно-сосудистой системы (дуга аорты, каротидный синус, сосуды малого круга кровообращения, полые вены, сердце). Афферентные пути рефлексогенных зон.
4. Классификация рефлексов, участвующих в регуляции кровообращения.
5. Депрессорный рефлекс и его анализ. Сосудистый и сердечный компоненты рефлекса.
6. Прессорный рефлекс: рефлекс с каротидного синуса и аортального тельца (сосудистый, сердечный и дыхательный компоненты).
7. Рефлекс Бейнбриджа (рефлекс с рецепторов полых вен).
8. Сопряженные рефлексы: рефлекс Гольца и глазо-сердечный рефлекс Ашнера.
9. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в рефлекторной регуляции кровообращения.
Литература:
Лекционные материалы.
Занятие № 26
Итоговое занятие по разделу:
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ»
Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 20 – 25
Контрольные вопросы к занятию № 27 на тему:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 28 на тему:
ВСАСЫВАНИЕ
1. Механическая обработка пищи в полости рта. Акт глотания.
2. Строение пищевода. Движение пищевого комка по пищеводу.
3. Типы моторной деятельности желудка (тонические, перистальтические, маятникообразные сокращения).
4. Пищеварительная моторная деятельность желудка. Регуляция моторики желудка.
5. Голодная периодическая деятельность желудка, ее механизм.
6. Переход содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку.
7. Особенности переваривания жира в желудке, роль препилорического сфинктера.
8. Моторная функция тонкой кишки. Регуляция моторики тонкой кишки.
9. Моторная деятельность толстого кишечника и ее регуляция. Акт дефекации.
10. Всасывание. Механизмы всасывания. Всасывание различных продуктов обмена веществ и лекарственных препаратов в разных отделах желудочно-кишечного тракта.
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 29 на тему:
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
1. Обмен веществ – важнейшее свойство всего живого. Понятие об анаболизме и катаболизме и их значение. Основные этапы обмена веществ. Характеристика веществ, участвующих в обмене.
2. Обмен белков, их значение для организма. Полноценные и неполноценные белки.
3. Азотистый баланс. Варианты азотистого баланса. Калорийность белков. Суточная потребность в белках. Регуляция обмена белков.
4. Обмен жиров и их функции. Полноценные и неполноценные жиры. Суточная потребность и энергетическая ценность жиров. Регуляция обмена жиров.
5. Обмен углеводов и их значение для организма. Калорийность, суточная потребность и регуляция обмена углеводов.
6. Понятие об энергетическом обмене. Методы, используемые для определения энергетических затрат организма: прямая и непрямая калориметрия.
7. Калорический эквивалент кислорода. Дыхательный коэффициент и зависимость его от характера питания. Расчет энергетических затрат организма по дыхательному коэффициенту.
8. Понятие о регулируемых и нерегулируемых энергозатратах организма. Основной обмен и факторы, влияющие на его величину.
9. Общий обмен веществ. Специфическое динамическое действие пищи. Уровень энергетических затрат при разных видах труда.
10. Основы рационального питания. Закон изодинамии Рубнера.
Литература:
Лекционные материалы.
Контрольные вопросы к занятию № 30 на тему:
«МОРФОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ПОЧЕК»
1. Органы выделения. Ренальные и экстраренальные пути экскреции. Функции почек.
2. Расположение и строение почек.
3. Нефрон и его отделы. Типы нефронов. Расположение отделов нефронов относительно коркового и мозгового вещества. Виды эпителия различных отделов нефрона.
4. Кровоснабжение в почке. Особенности кровоснабжения корковых и юкстамедуллярных нефронов.
5. Юкстаглом