В.88.Этиопатогенетические, клинические, психолингвистические и психолого-педагогические критерии классификации речевых нарушений.
Критерий – признак, на основании которого производлится оценка, определение или классификация чего-либо.
Клинические (в сочетании с этиопатогенетическими) критерии ориентированы не столько на само речевое нарушение, сколько на объяснение анатомо-физиологического субстрата его нарушения и причин возникновения. При нарушении одного и того же субстрата, так же как при действии одних и тех же причин, могут наблюдаться различные виды речевых нарушений. А одни и те же расстройства могут возникать в силу различных причин. Эти критерии могут оказать большую помощь при их квалификации. Дополняя картину того или иного нарушения, выделенного на основе психолого-лингвистических критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на основе следующих данных:
1) какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими);
2) на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном);
3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом);
4) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи;
5) время его наступления.
Эти данные важны для логопеда, так как они направляют внимание на тот анатомофизиологический механизм (субстрат нарушения), который нуждается в коррекции и вместе с тем позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты логопедического воздействия. Эти данные указывают логопеду, в каких случаях логопедическое воздействие является достаточным для преодоления речевого нарушения, а в каких случаях необходима организация комплексного медико-педагогического воздействия.
Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в клинико-педагогической классификации отводится роль уточняющих, которые не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а для врача они являются средством анализа.
На основе психолого-лингвистических критериев картина речевого нарушения описывается в терминах и понятиях, направляющих внимание логопеда на те явления, которые должны стать объектом логопедического воздействия. С этой целью вводятся критерии, позволяющие выделить основные группы нарушений, внутри — выделить основные формы, а в них основные виды нарушений. Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения:
1) нарушения формы речи (устной или письменной);
2) нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — нарушение говорения или слушания, для письменной — письма или чтения;
3) нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму).
Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу:
4) нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;
5) нарушенных средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования.
Каждый из выделенных критериев при описании того или другого речевого нарушения может быть представлен более дифференцированно, что позволит в отдельных видах обнаружить подвиды, имеющие значение для логопедического воздействия. [Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.]
Любые нарушения (отклонения, дефекты, недоразвитие, недостатки, расстройства, патология) речи обязательно предполагают их сравнение с нормой языковой (система знаков) и речевой (использование системы языковых знаков в разных видах деятельности). Следовательно, понятия о норме языка и речевой деятельности — это логически обязательная точка отсчета для определения разного рода лингвистических проявлений неправильной речи, ее отклонений, нарушений и т. д. Отсюда проистекает необходимость, прежде всего, свободного оперирования основными лингвистическими понятиями и терминами, характеризующими структуры, категории, формы, виды, стороны, компоненты, части и т. д. языка и речи.
На лингвистических понятиях о правильной речи и строится лингвистическая характеристика разных ее нарушений: импрессивной (восприятия) и экспрессивной (воспроизведения), устной и письменной; разных сторон (компонентов) речи: фонетической, лексико-грамматической, мелодико-интонационной и темпо-ритмической (просодической). Отсюда соответственно вытекают представления и понятия:
- о недостатках звукопроизношения: отсутствие, замена, искажение, смешение звуков, нарушение фонематического восприятия;
- о недостатках слово- и фразообразования: бедный словарь, искажение слов, опускание, перестановки морфем и слов во фразе, элизии (выпадение звуков, слогов, слов), контаминации (ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов; например «белток» = белок + желток), персеверации (циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к.-л. Действия, мысли или переживания), многочисленные аграмматизмы;
- о мелодико-интонационных недостатках речи, характеризующихся отклонениями в голосоподаче, нарушениями силы, высоты, тембра голоса: голос тихий, хриплый, визгливый, глухой, сдавленный, вялый, невыразительный и т. п.;
- о темпо-ритмических недостатках: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованная паузация, скандирование звуков, слогов и слов и др.;
- о недостатках письменной речи: неправильное буквенное восприятие (в чтении) и обозначение речевых звуков (в письме), недописки, пропуски и смешения графем, несогласование и перестановки слов в предложениях, разные проявления письменного аграмматизма и технически-процессуальные недостатки чтения и письма.
Таким образом, для обозначения внешних проявлений речевых нарушений широко и преимущественно используются лингвистические понятия и терминология.
На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы. К первой группе (нарушения языковых средств общения) относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. Ко второй группе (нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации)относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения. [Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии]
Клинические факторы классификации дефектов речи:
- место (центральные и переферические),
- тип (органические и функциональные),
- степень выраженности дефекта (а-, дис-)
Лингвистические факторы:
- форма речи (устная и письменная),
- процесс (говорение, слушание, письмо, чтение)
Лингвист. Хар-ка Клинич. Хар-ка | Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | |||||||||
Нар. Фонетико-фонем. Стор. Р. | Нар. Лекс-грам. Стор. Р. | Нар. Мелодико-интон. Стор. Р. | Нар. Темпо-ритм. Стор. р. | чтение | письмо | ||||||
Физиологич. (возрастные) | дислалия | ЗРР | Детск. Голосов. мутации | Особенности письменной речи в период обучения | |||||||
Патологич.: А) централ.: -органич., -функц. Б) Переферич.: -органич., -функц. | дизартрия | Алалия Афазия Задержка развития при нар. Интеллекта и психики | (Фонастения) Афония | Брадилалия Тахилалия (полтерн) (баттаризм) заикание | алексия | аграфия | |||||
Дислалия ринолалия | ЗРР при нар. слуха | дисфония | Задержка форм-ния чтения при нар. Зрения дислексия | Задержка форм-ния письма при нар. Зрения дисграфия | |||||||