В.22.Логопедия – интегративная область знаний о человеке.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания.
Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи. Различают внутрисистемные и межсистемные связи логопедии. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Дисциплина | Значение для логопедии |
Педагогика | - внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения; - конструирование учебного процесса |
Специальная педагогика и ее отрасли | - изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи; - дифференциация нарушений речи от сходных состояний; - подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями; - подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями. |
Методика обучения родному языку | - раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью; - изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией. |
Методика обучения математике | изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы обучения математике детей с речевой патологией. |
Общая, специальная психология и психодиагностика | - знание закономерностей психического развития ребенка; - владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций; - определение роли речи в психическом развитии ребенка; - установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи; - повышение эффективности логопедического воздействия. |
Межсистемные связи логопедии
Медико-биологические науки – позволяют понять этиологию, механизмы речевых нарушений, более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при устранении различных форм речевых нарушений. | |
Дисциплина | Значение для логопедии |
Нейрофизиология и психофизиология | раскрытие механизмов речи с позиций учения о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учения П. К. Анохина о функциональных системах, учения о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия), современного нейропсихолингвистического учения о речевой деятельности. |
Анатомия и физиология, нейрофизиология | раскрытие механизмов речи, мозговой организации речевого процесса, сведения о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. |
Оториноларингология | - возможность не только определить этиологию нарушений, но и выявить закономерности сочетания логопедической работы с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.); - дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний |
Неврология, невропатология | - знание строения нервной системы, ее функций и особенностей развития; - знание неврологических основ речевых нарушений (определение локализации очага поражения головного мозга); - выявление неречевых расстройств; - установление клинического речевого диагноза; - возможность осуществление комплексного коррекционного воздействия (подбор медикаментозного лечения, физиопроцедур); - возможность правильного выбора профиля лечебного заведения и др. |
Психопатология, клиника олигофрений | - дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний;- представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития |
Педиатрия | - учет данных об особенностях развития детского организма;- подбор индивидуальной программы развития. |
Лингвистические науки | |
Психолингвистика | учение Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Т.А. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. |
Лингвистика | данные о строении и функционировании языка и его составляющих, целостность и систематичность языка, центральная единица лингвистического анализа – структура предложения, трехглавая формула для описания языка: языковая способность – языковой процесс – языковой стандарт и др. |