Тема: Определение креатинина в биологических жидкостях. «Клиренс эндогенного креатинина».

Цель самоподготовки: после изучения данной темы Вы должны

Иметь практический опыт:

· определять показатели белкового обмена

Знать:

· клиническое значение определения креатина и креатинина в биологических жидкостях;

· участие печени в белковом обмене;

· нарушения белкового обмена.

Уметь:

· определять креатинин в сыворотке крови и моче;

· приготовить рабочие разведения стандартного раствора креатинина, определить содержание креатинина в различных разведениях и построить калибровочный график;

· рассчитать «клиренс эндогенного креатинина».

Литература для самоподготовки:

1. М.В. Ермолаев, Л.П. Ильичева, «Биологическая химия», М., Медицина, 1989г.

2. Л.М. Пустовалова, «Основы биохимии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.

3. Лекции по разделу 5. Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей белкового обмена.

4. Информационный блок по разделу 5. Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей белкового обмена.

План изучения темы:

1. Изучите теоретический материал по теме занятия по учебнику и по лекции.

2. Разберите по приложению методику определения креатинина в биологических жидкостях по цветной реакции Яффе с депротеинированием и без депротеинирования.

3. Рассмотрите источники ошибок при определении креатинина.

4. Изучите методику построения калибровочного графика для определения креатинина.

5. Изучите пробу «клиренс эндогенного креатинина»: назначение пробы, варианты проведения, расчет клубочковой фильтрации (КФ) и канальцевой реабсорбции (КР), рассчитайте КФ и КР по предложенным примерам.

6. Подготовьте миллиметровую бумагу для построения калибровочного графика.

7. Выполните прилагаемые задания по данной теме.

8. Ответьте на контрольные вопросы.

Задания к занятию № 4

1. Впишите пропущенные слова в следующий текст:

Синтез креатина происходит в ……………….., кроме того, другим его источником может быть и ………….……… . Далее креатин поступает в кровь и транспортируется в ……………………….... Там он соединяется с …………………. , превращается в ……………………… и используется для …………………………..…… . В виде …………..…… происходит его выведение в кровь и через почки выводится из организма с мочой.

2. Заполните предлагаемую таблицу:

Показатель Где образуется показатель В каких биол. жидкос-тях опреде-ляется Норм. значение показателя в сыворотке крови При патологии каких органов имеет диагностическое значение
Креатин        
Креатинин        

3. Каким методом проводят определение креатинина: название метода, принцип метода, особенности методики для разных биологических жидкостей

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите источники ошибок при определении креатинина

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Раскройте метаболизм и клинико-диагностическое значение определения мочевой кислоты:

a) где образуется - ……………………………………………...............

b) при распаде каких веществ - ……………………………………….

c) в каких биологических жидкостях определяется - ……………….

…………………………………………………………………………

d) нормальные величины - …………………………………………….

e) как называется повышение концентрации мочевой кислоты? ……………………………………………………………………..….

f) при каких патологических процессах возможно повышение мочевой кислоты и почему?

1) ……………………………………………………………….................

………………………………………………………………….................

2) ………………………………………………………………................

………………………………………………………………….................

3) ………………………………………………………………................

………………………………………………………………….................

6. Какими методами определяют мочевую кислоту в сыворотке крови?

1) ……………………………………………………………….................

2) ……………………………………………………………….................

3) ……………………………………………………………….................

4) ……………………………………………………………….................

7. Заполните недостающие слова в тексте (метаболизм индикана):

При гниении аминокислоты ……………………… происходит образование …………..…… . ………..………… поступает в кровь и с током крови поступает в …………..…… . Там происходит его обезвреживание за счет …………………………….…. и образуется ………….………, который выводится из организма.

8. Составьте сравнительную таблицу по компонентам остаточного азота.

Компонент остаточного азота Где образуется Из чего образуется Где определяется Нормальные величины в крови
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          

9. Укажите состояния, для которых характерен тот или иной вид азотемии:

А. относительная азотемия 1. краш-синдром
Б. внепочечная ретенционная азотемия 2. ОПН
В. почечная ретенционная азотемия 3. ХПН
Г. продукционная азотемия 4. распад опухоли
  5. неукротимая рвота
  6. профузный понос
  7. мочекаменная болезнь
  8. сужение почечной артерии

10. Задача № 1.

Мужчина 56 лет обратился к врачу с жалобами на снижение массы тела, общую слабость и апатию на протяжении последних 6 месяцев. Все это время мочевыделение у него было более обильным, чем обычно, особенно по ночам. В моче обнаруживался белок, но не было глюкозы. Для анализа была взята проба крови:

мочевина – 43 ммоль/л

креатинин – 640 мкмоль/л

общий белок – 41 г/л

альбумин – 28 г/л

Оцените полученные данные. Объясните, с поражением какого органа могут быть связаны данные изменения и их механизм?

____________________________________________________________________________________________________________________

11. Задача № 2.

При плановом обследовании спортсменов у пациента были получены следующие данные исследования сыворотки крови:

общий белок – 71 г/л

альбумин – 45 г/л

мочевина – 7,9 ммоль/л

креатинин – 120 мкмоль/л

Накануне исследования молодой человек интенсивно тренировался.

Оцените полученные данные. Есть ли необходимость в дальнейшем обследовании? Ответ поясните.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы к занятию № 4

1. Креатин и креатинин: биологическое значение и метаболизм.

2. Клинико-диагностическое значение определения креатина и креатинина в сыворотке крови и моче.

3. Методики определения креатинина по цветной реакции Яффе с депротеинированием и без депротеинирования: принцип метода, ход определения, расчет результатов.

4. Метаболизм мочевой кислоты и клинико-диагностическое значение ее определения.

5. Метаболизм индикана и клинико-диагностическое значение его определения.

6. Роль печени в белковом обмене.

7. Патология обмена белков: белковое голодание, квашиоркор.

8. Аминоацидурии.

9. Наследственно обусловленные нарушения обмена отдельных аминокислот.

Занятие № 5.

Наши рекомендации