Доклад руководителя челябинской региональной общественной организации «За Караболку без радиации» Исмагиловой Г. И. на сходке 29 сентября 2002 года, посвященной 45-летию аварии.

«YТКЭННЭРЕМ – АВЫР ЭКИЯТ МИНЕМ…»
("Прошлое - тяжкая сказка моя..")

В качестве эпиграфа к своему выступлению я взяла строки из поэмы «Мокамай» нашего татарского поэта Хади Такташ. В переводе на русский это означает: «Пройденное нами–это тяжелая и горестная сказка». Такая доля выпала этой многострадальной земле и этим многострадальным людям, которые 450 лет назад убегая от насильственного навязывания православия после взятия Казани Иваном Грозным пришли на эту землю из Булгарских земель, поселились около небольшой речки среди дремучих лесов, пядь за пядью поливая потом и кровью отвоевали у дикой природы и окружающих племен для возделывания тысячи гектаров пахотной земли, создали крепкое поселение и хозяйство, пережили царизм, революцию, коллективизацию, войны на своей территории, репрессии, пережили радиационное нашествие, а в конце века – самое болезненное для них – это разрушение хозяйства и гибель села.

Карабольцы! Разрешите от вашего имени поблагодарить всех присутствующих сегодня гостей за то, что они в этот день с нами. Остальные, видимо, оказались более трусоватее и послушались рекомендаций Челябинских властей не афишировать сегодняшний невеселый юбилей!!!

Карабольцы! Давайте сегодня вспомним прошедшие нелегкие 45 лет. С Россией сегодня считаются только потому, что она имеет ядерное оружие. Но эта относительная независимость России ковалась на нашем здоровье. Авральный характер работы по созданию ядерных материалов привел к возникновению проблемы ВУРСа и Течи. Советский Союз в короткий срок возымел ядерный щит, но поплатились за это мы нашим здоровьем и нашими жизнями.

Давайте вспомним первые дни аварии, когда нам ничего не сообщали и мы на наших огородах, полях, лесах, в домах хлебали эту ужасающую в первые дни радиацию. Вспомним, как малолетки зарывали загрязненные корнеплоды в землю без соблюдения каких либо предосторожностей, голыми руками, там же ели и пили, иногда из речки. Вспомним, как закрывали доступ в нашу речку и в нашу деревню. Вспомним, как осенью 57 года нас начали готовить к переселению. Вспомним, как в этот период мы мучились головокружениями, тошнотой, кровавыми поносами. Вспомним наших детей, у которых выпадали волосы. Не все знают, что их увозили лечиться и только после этого у них восстанавливались волосы и то не у всех. Не все знают, что наших односельчан увозили лечиться от воздействия радиации. Не все знают, что наши односельчане умирали от этого, мы думали от других болезней. Это незнание связано с запретом, который был наложен тогда властями на правдивую диагностику. Смехотворные цифры о 270 заболевших конечно же на 2 порядка отличаются от заболевших и умерших в первые годы после аварии. Эти цифры надо выяснить правозащитникам и экологам и обнародовать. Давайте сегодня вспомним и поклонимся памяти тех наших односельчан, которые пахали на зараженных землях и которых почти уже нет в живых. Поклонимся памяти работников лесничества, которые восстанавливали сотни гектаров леса и которые тоже рано ушли из жизни. Поклонимся памяти тех малолеток ликвидаторов, многие из которых тоже очень рано ушли из жизни в молодом возрасте. Давайте вспомним наших больных матерей, жен и сестер, великих тружениц Караболки, воспитанных в мусульманских традициях и потому бесконечно терпеливых и послушных, тащивших воз проблем в многодетных семьях при мизерных зарплатах мужей и воз собственных болячек, многие 125 из которых рано ушли из жизни. Радиация кроме непосредственно лучевой болезни является источником множества других болезней. Это в первую очередь онкологические заболевания (рак). Это различные заболевания желудочно-кишечного тракта, особенно заболевания прямой кишки, это сердечно-сосудистые заболевания, это заболевания опорно-двигательной системы, заболевания иммунной системы, заболевания нервной системы и даже зрения. Особо вспомним наших маленьких Карабольцев, которые или родились мертвыми или рано ушли из жизни или маются от болезней в детском возрасте. Государство сегодня в огромном долгу перед простыми людьми, которые сегодня собрались здесь. Дальнейшее затягивание решения проблемы Караболки чревато выходом этой проблемы на международный уровень. Господа чиновники, давайте договоримся у себя дома, а не будем создавать ещё одну проблему для России, у которой и так голова пухнет от проблем.

Я остановлюсь на основных сегодняшних узловых проблемах Караболки.

1. УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ ТАТАРСКОЙ КАРАБОЛКИ.

По картам РОСГИДРОМЕТа, которые утверждены правительством, проставлены значения до 7 Кюри/кв. км внутри деревни. Когда мы разговаривали с ними об этих картах, они нам объяснили, что это грубые обследования, пробы были взяты выборочно, они даже не исследовали пойму реки, даже не была обследована территория Малой Татарской Караболки, хотя, как было доложено на 10-ом Международном Экологическом Симпозиуме «Урал – атомный, Урал – промышленный» в 2002 году, загрязненность около Малой Татарской Караболки достигает 17 Кюри/кв.км. Названия малая и большая Караболка чисто условны. Мы являемся жителями одного села под названием Караболка. В наших паспортах указано место рождения как Караболка. Географически их иногда разделяют как Мусакаево и Татарская Караболка, но это условно, поэтому я буду использовать название и Караболка. На заседании комиссии Подтесова по подготовке карт загрязненных территорий 8 декабря 2000 году отмечалось, что плотность загрязнения в районе природопользования Карабольцев достигает 20 Кюри/кв. км. То есть, требуется доработка карты РосГидромета. Обследование загрязненности территории Татарской Караболки имеется еще в 4 организациях: в бывшем ФИБе Челябинска (ныне это УНПЦРМ), в ЦЗЛ «Маяка», с которой слился ОНИС Ворошиловска, в ФИБах Озерска и самые убойные материалы в Санэпидемнадзоре Челябинской области. Поскольку материалы по ВУРСу полностью рассекречены, то мы их имеем право получить в полном объеме. Множество материалов по Караболке должно содержаться в архивах правительства СССР и Министерства среднего машиностроения в Москве. Присутствующие сегодня наши гости! Не поможете ли Вы нам получить эти материалы?

Опубликованные материалы по загрязненности реки говорят о том, что доступ к реке должен быть закрыт. В настоящее время плотность загрязнения дворов и огородов Татарской Караболки растет с каждым годом. Радиация затаскивается сеном, навозом животных, дровами, продукцией сельского хозяйства из загрязненных земель!

Я сейчас скажу цифры, от которых ваши волосы должны стать дыбом! Согласно официальным расчетам Санэпиднадзора Челябинской области, сделанным в 1997 году средняя плотность загрязнения ареала обитания и землепользования жителей Малой Караболки составляет 38 Ки/кв. км, а жителей Большой Караболки–18 Ки/кв. км. Это место, где мы собираем ягоды, грибы, там пасется наш скот, купаются наши дети, оттуда мы берем дрова, косим сено, пьем воду, дышим этим воздухом, короче, мы там живем. Все, что попадает в наш организм – это оттуда. Именно этим объясняются наши болезни, ранние смерти, нездоровье наших детей. Напомню, что при 2 Ки/кв. км власти обязаны принимать реабилитационные меры, а при 3 Ки/кв. км согласно закону о Чернобыле населенный пункт приобретает статус на отселение. А тут мы имеем цифры 38 и 18!!! Это самый высокий показатель среди населенных пунктов ВУРСа. Согласно расчетам накопленных доз, произведенным санэпиднадзором Челябинской области в 1997 году дозы, полученные жителями различных воз127 растных групп Караболки колеблются от 21 до 96 сЗв (сантизиверт). Это самый высокий показатель среди населенных пунктов ВУРСа. Напомню, что согласно Российскому законодательству при превышении дозы свыше 7 сЗв население считается пострадавшим и получает льготы.

2. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ КАРАБОЛЬЦЕВ.

Основной удар по здоровью население получило в первые месяцы и годы после аварии. Каждый род, каждая фамилия Караболки имеет неблагополучных по здоровью детей, рожденных в конце 50-х годов, в начале 60-х годов. Только в моем роду четверо. А сколько их по всей Караболке?! О многих из них мы вообще не имеем никакой информации, поскольку люди старались скрыть многие неблагополучные роды или выкидыши. Эти люди тоже имели право жить и быть счастливыми, а они родились либо мертвыми, либо их жизнь превратилась в страдания. Особенно большой урон получили ликвидаторы первых лет и конечно же несформированные тела малолетних ликвидаторов. Цинизм современной Российской власти, правопреемника СССР, особенно ярко проявился в борьбе с малолетними ликвидаторами. Государство, использовав детей в ликвидаторских работах в условиях ужасающей степени загрязненности, нанося непоправимый урон их здоровья, начало в массовом порядке лишать их ликвидаторских удостоверений. Они не достигли еще пенсионного возраста, но многих из них нет уже в живых. Многие поумирали уже в период бесконечных хождений по судам. Пусть усталые, измученные глаза с надгробных памятников всех восьми Карабольских кладбищ глядят вечным укором высокопоставленным чиновникам Челябинской области и преследуют их даже на том свете. Две фамилии этих чиновников я назову это СУМИН и ГАРТМАН.

Правильная статистика по состоянию здоровья Карабольцев за последние 45 лет невозможно, поскольку правильная диагностика заболеваний на ВУРСе в СССР не разрешалась, власти не хотели отвечать за свои преступления. Некоторые закрытые учреждения проводили работу в этом направлении, но к сожалению, доступ туда нам пока закрыт. Ситуация усугубляется тем, что уничтожаются архивы. По некоторым сведениям, например, в архиве «Маяка» уничтожены многие документы по ВУРСу до 1976 года. Мы попытаемся в ближайшее время составить хотя бы статистику продолжительности жизни Карабольцев за 45 лет. Этот абсолютный показатель не может скрыть от нас ни один чиновник. Просим Российские, а также международные экологические и правозащитные организации и фонды помочь нам в этом.

3. О ЛИКВИДАЦИИ ЛИКВИДАТОРОВ.

Постыдная кампания по постепенной ликвидации ликвидаторов развернулась в 9О-е годы по всей стране, но только в Челябинской области у СУМИНА она приняла бесчелове чные и уродливые формы. Посланцы Гартмана рыщут не только по судам Челябинской области со своими бесконечными протестами, но и по судам соседних областей. Более того, десяткам людей отказано в различных судах Челябинской области даже в принятии заявлений на судебное разбирательство. Приведу только один пример. Около 20-ти ликвидаторов Татарской Караболки пригласили в Кунашакский суд и под угрозой штрафа взяли у них заявления об отказе от своих исков. Это вопиющий случай беззакония. Если вы хотите, чтобы рассмотрение ваших дел о ликвидаторстве возобновилось, вам необходимо всем написать заявление на имя Золотова, уверена, что этот судейский работник Кунашака пулей вылетит из своего кресла. Несмотря на уничтожение документов во время пожара в Карабольской средней школе, во время пожара в архиве Куяшского совхоза, несмотря на плановое уничтожение архивных документов по ВУРСу, мы имеем безусловные доказательства об участии Карабольцев в ликвидаторских работах начиная с осени 1957 года. Большинство взрослых и малолетних ликвидаторов не имеет удостоверений, особенно малолетние ликвидаторы, но будьте настойчивы. Не прекращайте вашу борьбу за ваши права, которые гарантируются конституцией и законом. Те из вас, кто еще живы вы отдали стране самое дорогое, что у вас есть здоровье. И государство обязано возместить причиненный вам ущерб. Вы немолоды, больны, у вас больные дети и внуки. Большинство из вас или не имеет работы, или получают мизерную зарплату или пенсию. По сравнению с доходами Сумина и Гартман это капля в море, и не забывайте, что вы наняли их и посадили в эти чиновничьи кресла, они должны быть зависимы от вас, а не наоборот!!! Льготы помогут вам немножко продлить вашу жизнь.

После встречи нашего депутата Гришанкова М. И. с генеральным прокурором многие решения Челябинских судов были опротестованы, но за последние пять прошедших месяцев не состоялось пока не одно заседание. Недавно мы были по этому вопросу в аппарате зам. генерального прокурора по Уральскому округу Золотова Ю. М. Он обеспокоен ситуацией и обещал помочь в восстановлении законности. Если суды затягивают рассмотрение ваших дел, то обращайте в аппарат Золотова, которому Устинов поручил контроль дел ликвидаторов. Карабольцы! Честные чиновники и депутаты в стране есть. Нам надо помогать им. Но борьба с ликвидаторами Караболки имела и положительные последствия. Если бы власти Челябинской области не начали массированную борьбу с ликвидаторами Караболки, то проблемы Караболки забылись бы и люди бы успокоились, а ожесточенная борьба с ликвидаторами привела к объединению людей, созданию общественной организации, появление правовой культуры у Карабольцев, к сбору документов и статистики. И в этом смысле чем дольше власти будут бороться с ликвидаторами, тем это полезнее для Караболки и Карабольцев.

4. О СИТУАЦИИ С РЕКОЙ.

По исследованиям реки, некоторые из которых опубликованы, в пойме реки накопилась серьезная загрязненность до десятков Кюри на кв. км. И эта загрязненность поймы растет. Около 2 Кюри радиации в год проносят воды реки через территории Караболки и часть из нее оседает в пойме и на дне, часть попадает в организм людей, животных и в огороды. В основном эти 2 Кюри видимо смываются в Караболку с ВУРСа. Второй удар по реке делает Северный проект, который соединяет Теченский каскад с рекой Караболка. В какой степени полно работает Северный проект, мы пока не знаем. Может быть эти сливы идут только весной или во время массовых дождей – мы не знаем. Это требует изучения. И третий удар это постоянные канализационные сбросы с района г. Касли. Этот сброс целый год отрицали чиновники Челябинска, но сейчас признали. Есть подозрения, что оттуда напрямую без очистных сооружений в реку Караболка попадает промышленная канализация и фекальные воды. Этим может объясняться затхлый запах, исходящий от реки, этим может объясняться такое явление, как ржа, которое в виде тумана приходит с Бугая и у нас десятилетиями засыхали в июле растения в огородах. Именно канализационными сбросами может быть связана смерть нашей девочки в 2002 году и женщины из Забирова после посещения реки. Есть сведения, что протекание болезни умершего в этом году мужчины нашего села было примерно такое же. Возможно в Бугайском болоте гнездится какая-то серьезная инфекция или химия. С этим надо разобраться. Нам не хочется причинять лишнюю боль родственникам девочки, возвращаясь в этом году опять к этим смертям, но каковы результаты анализов, которые были отправлены в Москву, какой диагноз поставили в Москве? Ответ за санэпиднадзором.

5. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ ПРОТИВ КАРАБОЛЬЦЕВ.

Первое преступление после аварии – это, конечно, замалчивание государством степени опасности ситуации для здоровья, а иногда сознательное введение в заблуждение. Помните, когда нас начали готовить к переселению осенью 1957 года, то пели песни о добыче нефти. Основной удар население получило в первые месяцы и годы. Если бы нас проинформировали и проинструктировали об элементарных вещах тогда, то многие из нас были бы живы сегодня, многих болезней у нас было бы меньше. Помните, как они сами прилетали к нам спецодеждах, а нам продолжали петь песни про добычу нефти!!!

Второе – это официальный запрет на правдивую диагностику заболеваний. Это особая тема, эти документы надо поднимать и обсуждать. Если родственники заболевшего не знали правду о его заболевании, как они могли его лечить?

Третье –невыполнение властями решений о переселении. Первое решение было принято осенью 1957 года. Татарскую Караболку должны были переселить вместе с Русской Караболкой к весне 1958 года. Это не было сделано, хотя все подготовительные работы были сделаны. Второе решение о переселении было принято в 1959 году. И опять людей оставили на загнивание.

Доклад руководителя челябинской региональной общественной организации «За Караболку без радиации» Исмагиловой Г. И. на сходке 29 сентября 2002 года, посвященной 45-летию аварии. - student2.ru Четвертое – в середине 60-х годов те две с половиной тысяч гектаров, которые были отрезаны от Карабольцев опять отдали на пользование. Началось массированное заражение Караболки и Карабольцев вместе с сеном, дровами, ягодами, грибами, продуктами сельхозоборота, навозом. Сейчас в 2002 году загрязненность в тех землях доходит до 100 Ки/кв. км, а фон до 150 микрорентген в час, а каково было в середине 60-х годов?

Пятое преступление – это преступление не имеющее аналогов в мировой истории. Это массовое использование детей в ликвидаторских работах. В первое время фон на зараженных землях доходил до 1000 микрорентген в час, зараженность была несколько сот Ки/кв. км. Именно туда толпами гнали детишек. Они наряду с взрослыми уничтожали зараженные сельхозпродукты, участвовали в ликвидацией строений зараженной церкви Русской Караболки, годами, начиная с весны 58 года занимались лесовосстановительными работами на зараженной территории. Преступление это еще более усугубляется отношением сегодняшних властей Челябинской области к этим малолетним ликвидаторам. Сейчас их окончательно загоняют на тот свет бесконечными чиновничьими волокитами, отбиранием удостоверений, судами. А ведь им сейчас нужен покой, лечение, а на какие деньги этот человек купит лекарства, путевку в санаторий, кроме того он должен добывать пропитание для своей семьи в нашей сумасшедшей сегодняшней жизни и бегать по бесконечным судам.

Наши рекомендации