Осанка — показатель психического здоровья
С одной стороны, осанка оказывает влияние на психофизиологические показатели, а с другой стороны, состояние психики отражается на осанке. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных»[20]первый сформулировал «рефлекс осанки»:
«Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции.… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить… Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции»
«Осанка выражает состояние души»,
— любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм Действительно, в ответ на отрицательные эмоции, рефлекторно, как результат врождённого поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу.
Пассивно-оборонительная поза характеризуется приподнятыми и сведёнными вперёд плечами, опущенной и выдвинутой вперёд головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закреплённой в стереотипе осанки. Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связаны с состоянием опорно-двигательной системы, в частности, с нарушением осанки. Синдром хронической усталости — наиболее распространённое заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении — ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащённое сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда «зажаты», для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободиться от имеющихся проблем. На этом, например, основана известная методика психосоматической коррекции Фредерика Александера (1869—1955) (см. статью "Alexander Technique" в английской Википедии). Различные методы психосоматической коррекции эффективно помогают расслабить мышцы, снять излишнее напряжение. Мысли и тело человека неразрывно связаны, и изменения одного влечёт за собой изменение другого. Воздействуя на свои мысли, мы регулируем мышечное напряжение. Изменение положения тела способно привести к изменению эмоционального состояния. Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку — выдвигают оба плеча вперёд и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь, способствует закреплению психо-эмоцинальных нарушений и формированию неврозов.
Двигательный стереотип (динамический стереотип) — устойчивый индивидуальный комплекс условно-рефлекторных двигательных (и не только) реакций, реализуемых в определенной последовательностив обеспечении позно-тонических функций (походку, почерк, осанку).
Как видно из этого определения, основная цель ДС состоит в формировании автоматизма ходьбы, осанки, синергического распределения активности мышц различного назначения в поддерживании позы и двигательной активности, не связанной с профессиональными движениями, а являющейся базой для их реализации. Это индивидуальная пластика, грация, поза, особенности жестикуляции, позволяющие безошибочно узнать знакомого человека по походке, не видя его лица.
Упражнения для осанки
Основным условием правильной осанки есть умение правильно сидеть, стоять, ходить. Стоять необходимо всегда прямо, расправив при этом плечи и втянув живот. Эти же условия нужно соблюдать и при ходьбе. Само соблюдение правильности сидения станет хорошей тренировкой мышц спины. Для этого присядьте на пол, выпрямите спину, выгните грудь, при этом, не поднимая плечи и не отставляя лопаток, голову держите прямо и свободно. Мышцы живота должны быть напряжены, таз подтянут (многие делаю наоборот, выставляют его, аргументируя, что таким образом удобнее сидеть). Нужно себя приучить контролировать свою осанку.
Вот упражнения, которые станут Вам в помощниками.
Лягте на пол, на живот. Эффективней будет, если Ваши ноги кто-то будет держать, или обо что-то опереть. Руки положите за голову. Резко поднимайте корпус вверх. Делайте 50 повторов, на подъеме обязательно нужно делать выдох.
Возьмите гантели. Поставьте ноги на ширине плеч, корпус наклоните вперед таким образом, чтобы образовывался угол под углом 90 градусов. Руки с гантелями находятся внизу с такого положения нужно подымать их до уровня плеч. Опять же делайте 50 подходов.
Станьте прямо.Опустите руки и сведите их, сзади соединив пальцы в замок. Отводите руки назад, прогибаясь.
Станьте на четвереньки, слегка раздвинув ноги и согнув руки в локтях. С такого положения попеременно то выправляйте, то выгибайте спину, как кошка. Движения делайте ритмично и равномерно.
Упражнение «Кольцо». Нужно лечь на живот, согните ноги в коленях и при этом возьмитесь руками за щиколотки, стараясь, таким образом, как можно выше прогнуть спину. Постарайтесь, как можно дольше побыть в таком положении.
Упражнение «Мостик». Лягте на пол, сгибаете ноги, при этом ступни должны стоять на полу. Руки отведите за голову и упритесь ладонями в пол. Поднимайте таз и корпус как можно выше.
Теория организации движений
Следуя современной теории физиологии, все действия осуществляются на уровне простой рефлекторной дуги: раздражение — рецептор — чувствительный нейрон — сегмент спинного мозга — двигательный нейрон — исполнительный орган — это путь прохождения нервного импульса. Рефлекторную дугу контролируют вышележащие отделы центральной нервной системы (ЦНС). Различают безусловные, врожденные рефлексы, которые «вшиты» в структуру центральной нервной системы. И условные, вновь созданные, которые основаны на «проторении» нервных связей по Павлову. Двигательный стереотип это набор взаимосвязанных безусловных и условных рефлексов, это определенная программа, которая работает, следуя четкому алгоритму. Например: перемещение центра тяжести приводит к сокращению икроножной мышцы — результат — восстановление положения тела.
Если Павлов создал физиологию элементов действий, то известный советский физиолог, специалист в области биомеханики движения, Николай Александрович Бернштейн создал физиологию, распространяющуюся на высшие формы психической деятельности. Если Павлов говорил о проторении нервных связей при образовании условных рефлексов, то в теории Бернштейна речь уже идет о построении сложного действия или навыка.
Центральная нервная система устроена иерархично, каждый вышележащий уровень подчиняет себе нижележащий: кора головного мозга, подкорковые — экстрапирамидные структуры, продолговатый мозг, спинной мозг, уровень сегмента спинного мозга и уровень простой рефлекторной дуги.
Уровни организации движений
1. Уровень «A» — уровень слепого выполнения движений (чистая физиология) обеспечивает настройку тонуса мышц (то есть способность мышц к релаксации, отношения мышц-антагонистов).
2. Уровень «B» — уровень двигательных штампов. Он обеспечивает врожденную особенность моторики (ловкость, грациозность, пластику), а также черновую технику повторяющихся движений (осанку, позу, ходьбу, бег). Собственно на этом уровне формируется так называемая «привычная осанка», то есть осанка, характерная для конкретного человека. Уровень «В» является уровнем неосознанной осанки, уровнем рефлекторной коррекции осанки.
3. Уровень «С» уровень пространственного поля, обеспечивает вписывание двигательных штампов в реальное пространство: Это умение расслабиться по команде, умение напрячь отдельную мышцу, повтор движений по показу, группирование тела, сохранение позы. Для этого используются дистанционные рецепторы (зрение, слух). Применительно к осанке это уровень внешней коррекции: Например, коррекция положения тела педагогом или тренером или коррекция «по показу».
Дефекты уровня «С» хорошо видны в подростковом возрасте. Молодые люди, с плохой моторикой, отличаются неуклюжестью, неумением расслабиться, они с трудом осваивают гимнастические упражнения. Это так называемые «моторные бездари». Специфичен их внешний вид: прогиб поясницы или сутулость, приподнятые и выдвинутые вперед плечи, полусогнутые ноги. Их движения сопровождаются так называемым «двигательным мусором» (то есть ненужными мимикой, жестами, гримасами). Чаще всего такой дефект не связан с их генотипом или с заболеванием нервной системы, а обусловлен незрелостью нервной системы, плохим физическим воспитанием. Отметим, что признаком хорошей осанки является не только правильное выравнивание сегментов тела, но и отсутствие «двигательного мусора», который является признаком плохой моторики.
1. Уровень D — уровень слияния физиологического и психологического, он обеспечивает выработку сложных автоматизмов движения. Это уровень действия, уровень формирования двигательного навыка. На этом уровне формируются профессиональные движения. Применительно к осанке этот уровень отвечает за осознанное группирование тела — т. е осмысленную коррекцию положения тела.
2. Уровень E (смысловой уровень) — обеспечивает смысловую коррекцию всех нижележащих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолёта, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется самоконтроль осанки. Воздействуя на свои мысли, мы можем менять напряжение мышц и, расслабляя мышцы, сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться. На этом уровне реализуются методы телесно ориентированной психотерапии (психосоматической коррекции) — высший уровень контроля осанки.
Деятельность уровня «В» реализуется через уровень «А», подчиняясь вышележащему уровню С. Уровни A, B и C являются врожденными, безусловными. Однако, в результате сложного взаимодействия, граница между физиологическим и психологическим стирается. Эта граница подвижна. Таким образом,
сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, рефлекторное может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания.
Это важный закон построения движения, он используется при коррекции ходьбы и осанки.
Индивидуально двигательный стереотип формируется под влиянием разнообразных факторов, имеющих отношение к становлению моторики. Эти факторы могут быть закономерными и случайными: вспомним школьника, склонившегося над низким столом и проводящего многие часы учёбы в этой позе, лишенного своевременной педагогической поправки. В последующем накопившиеся двигательные ошибки суммируются с неизменно наступающими возрастными изменениями в осанке подростка, что в итоге способствует фиксации патологической цепи ошибок в формировании осанки, пластики, ловкости. Подобных ситуаций достаточно в профессиональной деятельности, когда люди с правильно сформированной моторикой в нерациональной рабочей позе подвергают ДС проверке на устойчивость с нередкими потерями. Здесь ДС выступает как индивидуальное приобретение моторики.
Двигательный навык
Двигательный навык — это выработанное вследствие тренировки движение, компоненты которого в значительной степени автоматизированы. Двигательный навык — основа формирования двигательного стереотипа. Двигательный навык характеризуется словесными «рабочими формулами», которые произносятся мысленно про себя или в виде команд. Эти команды предполагают выполнение определенного движения или физического упражнения. Эти движения многократно повторяются и заучиваются. Так формируется двигательный навык.
Тренировка
Тренировка — многократное повторение определенных движений, которое приводит к их автоматизации, благодаря чему они становятся более точными, в необходимой степени быстрыми, размеренными по силе и амплитуде, в соответствии с задачей, которая решается при выполнении данного двигательного акта (упражнения). Лишние движения в процессе тренировок устраняются. Автоматизированными двигательными актами у человека являются ходьба, бег и многие трудовые движения (процессы, акты).
Моторика
Моторикой принято называть совокупность двигательных возможностей. Существует концепция физических качеств как качественно особых базовых сторон моторики, каждое из них измеряется свойственной ему единицей измерения. Таких параметров определено 5: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Нередко физические качества отождествляют с двигательными. Термином «двигательные качества» обозначают структурно особые максимальные базовые проявления моторности. Имеются в виду максимальные проявления прыгучести отталкиванием одной и двумя ногами, с места и с темпа, различные по структуре удары, сохранение устойчивости своего тела на одной и на двух ногах, на месте и после быстрого перемещения тела, на подвижной и неподвижной опоре и т. д. Необходимо отметить, что и в физическом воспитании, и в спорте непосредственное значение имеют именно двигательные качества, а физические либо моторные функциональные качества развивают только для того, чтобы повысить двигательные качества.
Кифоз (др.-греч. κύφος согнутый, горбатый) — в общих случаях представляет собой искривление верхнего отдела позвоночника. Может быть как приобретённым, так и наследственным.
Различают физиологический кифоз, который наблюдается в норме у взрослых (грудной и крестцовый), и патологический кифоз, развивающийся вследствие заболеваний (например, рахита, туберкулёзного поражения одного или нескольких позвонков), травмы позвоночника и нарушений осанки.
Клиническая картина
Кифоз, возникающий в грудном отделе позвоночника, клинически проявляется в виде синдрома «круглой спины» (сутулость; в более сложных случаях — горбатость). При этом положении плечи пациента наклонены вперёд и книзу, грудная клетка сужается. Основная дыхательная мышца — диафрагма опускается книзу, мышцы брюшного пресса ослаблены, верхняя часть туловища наклонена вперёд. Длительное течение кифоза приводит к появлению клиновидной деформации позвонков, разрушению межпозвонковых хрящей. Со стороны мышечной системы обнаруживается растяжение мышц спины, нарушение функции мышц, формирующих переднюю брюшную стенку. Изменение анатомического строения грудной полости приводит к снижению подвижности рёбер, нарушению деятельности межрёберных мышц, ограничению дыхательной функции лёгких.
Классификация
Различают следующие виды кифоза:
· Кифоз врождённый (k. congenita) — кифоз, обусловленный аномалией развития передних отделов тел позвонков
· Кифоз генотипический (k. genotypica) — наследственный кифоз, характеризующийся идентичной формой в нескольких поколениях; наследуется по доминантному типу
· Кифоз компрессионный (k. compressiva) — кифоз, обусловленный компрессионным переломом тел одного или нескольких позвонков с уменьшением их высоты в передних отделах
· Кифоз мобильный (k. mobilis) — кифоз, обусловленный слабостью мышц спины и привычным неправильным положением тела; поддается пассивной коррекции
· Кифоз рахитический (k. rhachitica; син. горб рахитический) — кифоз, развивающийся у детей второго полугодия жизни, больных рахитом, вследствие слабости мышц и связок, а также мягкости тел позвонков
· Кифоз старческий (k. senilis; син. горб старческий) — кифоз грудного отдела позвоночника у престарелых людей, обусловленный возрастными дегенеративно-дистрофическими изменениями ткани межпозвоночных дисков и тел позвонков и ослаблением мышечного аппарата позвоночника
· Кифоз тотальный (k. totalis) — дугообразный кифоз всего позвоночника; наблюдается при некоторых патологических процессах (например, при болезни Бехтерева), в норме — у детей первых месяцев жизни
· Кифоз туберкулёзный (k. tuberculosa) — кифоз при туберкулёзном спондилите, обусловленный разрушением тел позвонков и их компрессией
· Кифоз угловой (k. angularis) — кифоз, при котором выпуклость представляется в виде угла, обращенного вершиной кзади; характерная форма компрессионного и туберкулёзного кифоза
· Кифоз физиологический (k. physiologica) — формирующийся при нормальном развитии позвоночника умеренный кифоз грудного отдела (к 7 годам жизни) и крестцового отдела (к периоду полового созревания).
Особым случаем кифоза является болезнь Шейермана-Мау — кифотическая деформация позвоночника, встречающаяся у подростков 14-16 лет.
Диагностика
Наличие заболевания позволяет заподозрить видимая глазом деформация грудной клетки. Подтверждением диагноза является рентгенография. Без рентгенографии невозможно определить степень выраженности заболевания. Зачастую выраженный невооружённым глазом кифоз рентгенологически незначителен. Это во многом обусловливается особенностями телосложения больного.
Лечение
В настоящее время не существует эффективного метода лечения данного заболеваниявсе существующие методы традиционной и альтернативной медицины в лучшем случае дают временный эффект. В зависимости от объёма вмешательства и выраженности кифоза длительность эффекта может отличаться. Активно рекламируемые методы мануальной терапии эффективны только при первой степени кифоза, и только в руках правильно обученного специалиста. Помните, что при использовании мануальной терапии вы рискуете получить смещения позвонков и другие тяжелые осложнения. При более выраженном кифозе используется ортопедическое лечение, на искривленном участке выполняется металлоостеосинтез пластинами, которые крепятся в телах позвонков и выпрямляют искривление. Через некоторое время пластины убирают, и если лечение проводилось адекватно, наблюдается стойкий эффект, сохраняющийся в течение нескольких лет.
Лордоз (греч. λορδός — согнувшийся, сутулый) — изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд.
Виды лордоза
Физиологический лордоз формируется в шейном и поясничном отделах позвоночника на первом году жизни, обеспечивая компенсацию физиологического кифоза.
Патологический лордоз чаще формируется на том же уровне, что и физиологический, и значительно реже на уровне грудного кифоза. Различают первичный и вторичный патологический лордоз:
Первичный обусловлен патологией позвоночника (спондилолистезом, пороками развития, опухолями или воспалительным процессом), а также контрактурой подвздошно-поясничной мышцы или торсионным спазмом мышц спины.
Вторичный патологический (компенсаторный) обычно является симптомом врожденного либо патологического вывиха бедра, сгибательной контрактуры или анкилоза тазобедренного сустава в порочном положении.
Выраженный лордоз
Паралитический лордоз
Поясничный лордоз
Шейный лордоз