Мужчина в трико кинулся по ходу поезда.

- Вот и сграбастают, - назидательно сказала вредная старуха с вольного воздуха. – Десять але пятнадцать суток.

Мальчишка заволновался:

- Ты, папка, опять? Тебе что было говорено? С тобой прямо никуда не выйди.

- Да вот, высунулся, - поморщился верзила, кивая на мужика. – Ты уж сиди и не высовывайся, тебе не положено высовываться. Понял?

- За это не забирают, - сказал мой товарищ. – Ничего же не произошло. Ни действия, ни мата – ничего не было.

- А пошто породняк-то? – заинтересовался верзила. Слово ему понравилось, он, видать, и сам мастак был сказать коротко и любил это в других.

Мужик молчал – в нем опять что-то происходило.

- Я спрашиваю: пошто порожняк?

- Бренчит, бренчит! – вдруг зло, яро, едва не на крике сорвался мужик и крутанулся в ту сторону, куда убежало трико. – Я вижу – это он. Это он, он! Я бич, я никто, я отброс, но я десять лет честно работал. Мой отец воевал. А этот... он всю жизнь честно бренчит. Это он, он!

- Кто-о-о? Чего ты раскричался? Кто – он?

- Порож-няк!

И, уткнув голову в столик, затрясся в рыданиях. Все – передышка кончилась, хмель снова брал его в оборот. Мы переглянулись, не зная, что делать. Больше помочь ему было нечем, да и прежняя наша помощь пошла, как видно, не впрок.

- А куда едешь? Где сходить тебе? – неловко и озадаченно спросил верзила.

Мужик вскинул голову и прокричал:

- Где сбросят. Понятно? Где сбросят. Отстаньте от меня, отстаньте! Не могу-у!

Да, никуда не годились у него нервишки, спалил он их.

Мы с товарищем вернулись в свое купе. Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, так и не спросила и стала смотреть в окно. Там, за окном, за играющей сетью бесконечных проводов, тянулась матушка-Россия. Поезд шел ходко, настукивая на железных путях бодрым стукотком, и она, медленно стягиваясь, разворачивалась, казалось, в какой-то обратный порядок.

На следующей станции мы сошли. И, проходя вдоль своего вагона, увидели в окне повернутое к ним страшное, приплюснутое стеклом лицо в слезах, с шевелящимися губами. Нетрудно было догадаться, что выговаривали, мучительным стоном тянули изнутри губы:

- Не могу-у-у!

Литература:

Бестужев-Лада И. В. Пьянство как социальная проблема. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 184 с.

Воронович Богдан Т. Алкоголизм: природа, лечение, выздоровление. / Пер. с польск. – М.: Информ-12, 1999. – 192 с.

Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.

Дроздов И. В. Геннадий Шичко и его метод. – Л., 1991. – 160 с.

Маюров А. Н. и др. Краткий словарь-справочник / Гринченко Н. А. Основы искусства антинаркотического воспитания. – Елец: ВГПИ, 1999, с. 144-152.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и психологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей редакцией проф. А. Н. Маюрова. Вып. 1. – Н. Новгород: МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1996 – 35 с.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей редакцией проф. А. Н. Маюрова. Вып. 2 – Н. Новгород: МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1996 - 44 с.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей редакцией проф. А. Н. Маюрова. Вып. 3 – Н. Новгород: МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1997 - 69 с.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей редакцией проф. А. Н. Маюрова. Вып. 4 – Н. Новгород – Алушта: МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1997 - 53 с.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. Вып. 7. / Под общей редакцией проф. А. Н. Маюрова. – Н. Новгород: МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1999 - 91 с.

Подари мне сизаря: Повести и рассказы. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 350 с.

Попов Л. Е., Лесняк Л. И. Творчество, эмоции, алкоголь. - Томск, 1987, - 24 с.

Преодоление алкоголизма у подростков и юношей: психолого-физиологический аспект. - М.: Педагогика, 1987. - 112 с.

Протько Т. С. В борьбе за трезвость: Страницы истории. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 165 с.

Ромоданов А. П. Формирование трезвого образа жизни. - Киев: Знание, 1987. - 32 с.

Рязанцев В. А. Записки нарколога. - К.: Здоровье, 1987. - 192 с.

Рязанцев В. А. Как предупредить алкоголизм. – К.: Здоровье, 1988. - 103 с.

Рязанцев В. А. Психотерапия и деонтология в наркологии. - К.: 1990. – 112 с.

Скотт Джозеф. Антиалкогольное просвещение. – М.: Рос. гос. социальный институт, 1992. – 99 с.

Смышляев Э. Б. Сообща воспитывать трезвость. - Пермь: Кн. изд-во, 1986. - 139 с.

Совершенствование содержания, форм и методов антиалкогольного и антинаркотического воспитания учащихся. - Благовещенск, 1990. - 181 с.

Соколов Ю. А. Трезвость. Противокурение. - Л.: ВДОБТ, 1989, - 356 с.

Наши рекомендации