Тема 1. Афазия, исторический аспект, причины и механизм
Задачи занятия: актуализировать и расширять знания о сущности афазии, об истории развития учения об афазии; проанализировать причины и механизм афазии, современный подход в понимании афазии.
Вопросы для обсуждения:
1. История развития учения об афазии.
2. Определение, общая характеристика афазии.
3. Нейролингвистический подход к пониманию афазии на современном этапе.
4. Этиология и патогенетические механизмы афазии.
Микросообщение «Критерии выделения форм афазии в классификациях Г.Хэда, В.К.Орфинской, А.Р.Лурия».
Задание для самостоятельной работы:
Раскрыть понятия «высшие психические функции», «функциональные системы», «фактор» (как нейропсихологическое понятие), «синтагматические связи», «парадигматические связи», «симультанные анализ и синтез», «сукцессивные анализ и синтез».
Литература: 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21.
Тема 2. Формы афазии
Задачи занятия: актуализировать и расширять знания о классификации афазии, структуре дефекта и симптоматике форм афазии (по классификации А.Р.Лурия); формировать умение дифференцировать различные формы афазии.
Вопросы для обсуждения:
1. Формы афазии (по А.Р.Лурия), корреляция с локализацией поражений коры головного мозга.
2. Структура дефекта и основная симптоматика акустико-гностической сенсорной, акустико-мнестической, семантической, афферентной моторной, эфферентной моторной и динамической афазий.
3. Степени выраженности афазических нарушений.
4. Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при афазии разных форм.
Микросообщение «Детская афазия, ее сходство и отличие в сравнении с афазиями у взрослых и алалиями у детей».
Задание для самостоятельной работы:
Составить таблицу «Сравнительная характеристика форм афазии» (сравнение форм – по следующим критериям: локализация поражений коры головного мозга, центральный механизм и дефект, клиническая, нейропсихологическая и психологическая картины).
Литература: 2, 3, 7, 9, 10, 18, 19, 22.
Тема 3. Специфика обследования лиц с афазией
Задачи занятия: актуализировать и расширять знания об особенностях обследования речевых и неречевых функций при афазии; формировать умение подбирать приемы обследования лиц с афазией.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы, организация обследования лиц с афазией.
2. Содержание, методы и приемы обследования.
3. Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при афазии разных форм.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить картотеку приемов обследования высших корковых функций [3, с. 31 – 42].
2. Изучить стандартизированную методику оценки динамики речи лиц с афазией Л.С.Цветковой [19, с. 129 – 143].
Литература: 3, 5, 6, 9, 10, 12, 18, 21, 23.
Тема 4. Общая организация коррекционно-восстановительного обучения при афазии
Задачи занятия: актуализировать и расширять знания о стратегии восстановительного обучения при афазии, задачах, принципах и методах восстановления речи при афазии; формировать умение подбирать приемы и средства логопедического воздействия на разных этапах восстановительной работы при афазии.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы, задачи и методы восстановительной работы.
2. Основные задачи и содержание восстановительного обучения в острый и резидуальный периоды.
Задание для самостоятельной работы:
Разработать текст беседы «Предупреждение возникновения афазии».
Литература: 2, 3, 4, 9, 10, 18, 19, 22, 24.
Тема 5. Специфика коррекционно-восстановительного обучения при разных формах афазии
Задачи занятия: актуализировать и расширять знания об особенностях восстановительного обучения при разных афазии; формировать умение подбирать дифференцированные приемы и средства логопедического воздействия на разных этапах восстановительной работы при афазии.
Вопросы для обсуждения:
Специфика коррекционно-воспитательной работы при разных формах афазии.
Задание для самостоятельной работы:
Составить таблицу «Сравнительная характеристика коррекционно-воспитательной работы при разных формах афазии» (использование сохранных анализаторов для перестройки функциональных систем, восстановительное обучение в острый период, восстановительное обучение в резидуальный период).
Литература: 2, 3, 4, 9, 10, 18, 20, 21, 22, 24.
Содержание лабораторных занятий