Некоторые данные об эндокринной системе

Объективному обследованию — осмотру и ощупыванию доступ­ны только щитовидная железа и наружные половые органы. Другие железы ни осмотреть, ни ощупать нельзя. Но внешний осмотр желе­зы ненамного пополнит ее характеристику. Важнее знать измене­ния в организме, вызванные нарушением функции той или иной же­лезы. Нужно иметь хотя бы предположительное суждение, что поз­волит нацелить внимание и применить специальные методики. Час­то для успеха в диагностике имеет значение именно подозрение.

Важными признаками нарушения функции эндокринных желез являются ожирение и исхудание, о которых судят по весу больного, вернее — по соответствию веса и роста.

Здоровый человек не должен быть толстым, ожиревшим, тем бо­лее не должен быть толстым человек молодого возраста. Но что значит быть толстым или худым — ожиревшим или исхудавшим? Принято считать ожирением превышение веса против средней нор­мы не менее чем на 10% (М. Юлес, И. Холло), но при этом надоисключить отеки при недостаточности кровообращения или наруше­нии функции почек. Ожирение наступает при нарушении функций эндокринных желез: гипофиза — гиперфункция передней доли, щи­товидной железы — понижение функции, коры надпочечников — гиперкортицизм, яичников — понижение функции, поджелудочной железы — понижение функции в сочетании с обильным питанием. Есть форма ожирения, связанная с нарушениями в центральной нервной системе: болезнь Симонса — гипоталамический синдром. Ожирение возможно также при несоответствии количества прини­маемой пищи расходу энергии.

Для установления причины ожирения важно не просто зареги­стрировать факт ожирения, но и оценить места и форму располо­жения жира, что больше будет характеризовать причину, вызвав­шую ожирение, т. е. то, какие эндокринные железы поражены.

Равномерное отложение жира — признак экзогенного, алимен­тарного ожирения. Для этого вида ожирения характерно непостоян­ство его, зависимость от условий жизни, условий работы, от воз­раста.

Для гипофизарного ожирения—болезни Кушинга—характерно круглое лицо, жировой горб над VII шейным позвонком, опоясы­вающее ожирение, занимающее верхнюю и среднюю часть живота и меньше область таза и ягодиц. К более полной характеристике ги­пофизарного ожирения следует добавить наличие багровых перла­мутровых полосок на коже живота, груди, ягодичной области, в об­ласти плеч, верхней трети бедер — медиальная поверхность.

При понижении функции щитовидной железы — микседеме — отложение жира относительно равномерное, но характерно повы­шенное отложение в подключичных ямках, на тыле кисти — «ла­пы», над запястьем — «жировой браслет», над лодыжками.

Для пониженной функции яичников—гипоовариального ожире­ния характерно отложение жира в зоне больших вертелов, яго­дичной области крыльев таза.

Форма отложения жира при нарушении функции надпочечников схожа с той, что и при гипофизарном ожирении — опоясывающий тип ожирения. Отличием является меньшая выраженность и от­сутствие атрофических полосок.

Форма ожирения при нарушении функции поджелудочной желе­зы не характерна.

Чем объяснить неравномерность расположения жира в виде раз­бросанных по телу опухолей — липом? Есть наблюдения, говоря­щие о зависимости этого рода отложений жира от нарушения де­ятельности периферических нервов.

Сходным по форме, но отличным по происхождению и клинике является другой вид липоматоза—болезнь Деркума, когда жиро­вые узлы разбросаны по всему телу, разной величины, болезнен­ны. Этот тип ожирения относят к церебральным. Симптом ожире­ния не может служить основанием для диагноза, но может нацелить внимание куратора на более детальное исследование той или иной эндокринной железы.

Если у больного нет убедительных причин для объяснения исху­дания (несчастье, большая физическая нагрузка, ответственность, хроническое недоедание, болезнь пищеварительного тракта), тогда исхудание также можно ставить в зависимость от эндокринных на­рушений. Наиболее часто и наиболее выражение исхудание при гиперфункции щитовидной железы, гиперфункции задней доли гипофиза, гиперфункции поджелудочной железы.

Другим признаком нарушения эндокринной системы могут слу­жить изменения кожи (толщины, цвета, сухости, влажности) и при­даточных ее образований (рост волос).

Для нормальной кожи характерна прежде всего равномерность распределения пигмента, а степень интенсивности коричневой окраски тела зависит от наследственных и климатических условий.

Эндокринные расстройства вызывают пигментацию пятнистую, островковую или сливную.

Примером пигментации, обусловленной расстройством эндокрин­ной системы, могут служить болезнь Аддисона—гипофункция коры надпочечников и пигментация беременных. При аддисоновой бо­лезни пигмент откладывается на коже, свободной от одежды или подвергаемой,трению: на лице, шее, кисти — раньше на бороздках ладони, на талии — по ходу прилегания пояса, вокруг сосков мо­лочных желез.

«Бронзовую» пигментацию при болезни Аддисона объясняют по­нижением функции коры надпочечников — гипокортицизмом. По­следние исследования выявляют влияние гипофиза на усиление се­креции меланоформного гормона.

Причина пигментных расстройств беременных не выяснена. Предположительно ее связывают с усиленной выработкой эстроге­на. Остаются невыясненными причины отсутствия пигмента в форме пятен среди нормально пигментированной кожи — витилиго.

Влажная кожа бывает, как правило, у страдающих гипертирео-зом — повышением функции щитовидной железы, а сухая и шелу­шащаяся кожа — у страдающих микседемой.

Рост волос и распределение их являются вторичным половым признаком и всецело зависят от эндокринной системы.

Гирсутизм — рост бороды и усов у женщин — наблюдают при гиперфункции коры надпочечников.

При понижении функции коры надпочечников — аддисоновой болезни часто происходит выпадение волос на лобковой области и в подмышечных впадинах.

Хрупкость волос и ногтей наблюдается при понижении функции щитовидной и паращитовидной желез.

При микседеме рано выпадают волосы подмышечных впадин.

Для понижения функции щитовидной железы считают характер­ным отсутствие латеральной трети бровей — симптом Хертогалева.

Диагностическую оценку описанных изменений кожи и роста волос следует проводить с учетом наследственных факторов и бо­лезней другого, не эндокринного происхождения

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЯМОЙ КИШКИ

Исследование производят указательным пальцем правой кисти, в резиновой перчатке. Для скольжения палец перчатки намылива­ют. Положение больного — на левом боку с подтянутой к животу правой и выпрямленной левой ногой. Кожа вокруг заднего прохо­да в норме мягкая, пигментирована, собрана в радиарные склад­ки. Последние легко расправимы, безболезненны. Сфинктер обле­гает палец, слизистая гладкая, безболезненная. При более глубо­ком продвижении пальца ощупывают слизистую ампулу прямой кишки: стенки ее гладкие, мягкие, подвижные, безболезненные. При неопорожненном кишечнике в ампуле может быть кал. При опорожненном — ампула свободна. Выделений нет.

При заболевании осмотр позволяет определить наличие гемор­роидальных узлов, гнойных свищей — хронический парапроктит; припухлость, красноту — острый парапроктит; бородавчатые раз­растания— кондилёмы; трещины; выпадение слизистой прямой кишки — при натуживании и без натуживания.

Обследуя пальцем, определяют тонус сфинктера: сфинктер мо­жет быть расслаблен, спазмирован; определяют плотность и болез­ненность геморроидальных узлов — наружных и внутренних; плот­ность инфильтратов, отношение их к окружающим тканям; полипы, опухоли; состояние предстательной железы у мужчин — увеличена, не увеличена, гладкая, бугристая, мягкая, плотная, болезненная, безболезненная.

Обследование больного в других положениях (на спине, на про­тивоположном боку, на корточках, в коленно-локтевом) произво­дят в зависимости от необходимости.

К инструментальному методу — ректороманоскопии прибегают в случае, если пальцевое обследование не удовлетворяет.

Наши рекомендации