Социально стрессовых расстройств
Клинические проявления социально стрессовых расстройств близки к расстройствам адаптации. Б.С. Положим предложено выделение 3 вариантов социально-стрессовых расстройств
Аномический вариантот французского (anomic – отсутствие закона, порядка) проявляется развитием апатии, астении, депрессии, отчужденности, социальной отгороженности. Люди становятся пассивными, вялыми, безинициативными, несостоятельными, беспомощными, неспособными преодолевать жизненные трудности. Они не могут приспособиться к жизни, найти работу, обустроить свою жизнь. Они социально дезадаптированы, всем недовольны, но их социальные протесты пассивны и непродуктивны. Таких пациентов много среди людей предпенсионного возраста, которые потеряли работу по специальности, а новую работу они найти не смогли.
Диссоциальный или агрессивно-деструктивный вариант чаще встречается у людей, имевших личностные акцентуации по возбудимому или неустойчивому типу. У них усиливается эмоциональная эгоизм, эгоцентризм, возбудимость, нетерпимость, раздражительность, снижается контроль за поведением. Они становятся агрессивными, циничными, «крутыми», «экстремалами» часто демонстративно нарушают социальные и культурные нормы.
Магифренический вариантчаще встречается у людейвнушаемых, неуверенных, мнительных, инфантильных, склонных уходить от реальных трудностей в мир фантазий. Эти пациенты, оказавшись неспособными адаптироваться к «суровой действительности», начинают искать поддержку у астрологов, экстрасенсов, «народных целителей» и устраивать свою жизнь по их рекомендациям. Нередко они попадают в тоталитарные секты, которые парализуют их личность (В.Ф. Кондратьев, 1995). Больные становятся пассивными, подчиняемыми, зависимыми, прекращают работу, учебу, теряют семью, собственность, оказываются жертвами своих кумиров.
Варианты индивидуальной адаптации
К социальному стрессу
Люди, подвергнувшись действию социально-стрессовых факторов, стали самостоятельно искать способы психологической защиты от болезненного осознания крушения своих идеалов. Специальные исследованиями ученых Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского позволили установить 3 основных защитных механизма (Ю,А, Александровский, 2001; Б.С. Положий, 2001). Эти сведения представляет интерес, поскольку характеризуют собственную "психотерапевтическую активность" людей, их потребности и возможности к адаптации в ситуации социального стресса. Это "подсказка" медикам при поиске методических подходов к психотерапии пациентов с социально-стрессовыми расстройствами.
1. Для людей старше 35 лет характерна идеализация прошлого. В воспоминаниях о гарантированной зарплате, бесплатном образовании и здравоохранении, доступном отдыхе на курортах, о дружбе народов всех союзных республик люди находят утешение, смягчают остроту современных проблем, мечтают и надеются на то, что возможно вернуть утраченные ценности.
2. Часть населения находит облегчение от социально-стрессовых расстройств в нигилизме и апатии, в отказе от собственных идеалов и ответственности за происходящее. Утешаются тем, что всем плохо, что сделать все равно ничего нельзя, что они сами ни в чем не виноваты. "Сколько проживут, столько и хватит".
3. Распространенным и поощряемым государством механизмом психологической защиты является отвлечение людей от реальных социальных проблем и от поисков их решения в сферу мистики, магии и ожидания счастливого случая. Вся страна смотрит увлекательные сериалы, отгадывает мелодии и буквы, радуется, что благодаря случаю, отдельные сограждане вдруг становятся знаменитыми и богатыми.
По телевидению часто транслируют выступления юмористов и сатириков, которые умеют рассмешить зрителей, указать им, что они сами во всем виноваты и лучшей доли не заслуживают.
Предсказания астрологов и экстрасенсов в средствах массовой информации даются для того, чтобы подменить социальные проблемы несоциальными. Если все в природе предначертано заранее, самим устройством мира, значит надо примириться со всем, что происходит.
Безусловно, есть и другие варианты психологической защиты, в том числе, в конструктивной и продуктивной деятельности. Они индивидуальны для каждой личности.