Альбом 1. Медицина. Питание.
Альбом 1. Медицина. Питание.
1.Анатомия и физиология пищеварительной системы.
2.Процесс питания.
3.Питательные вещества/ типы продуктов.
4.Грудное вскармливание
-введение
-анатомия и физиология грудного вскармливания
-специальная еда для ребенка
-техника грудного вскармливания
5.Механизм сосания
6.Метод смешанного вскармливания.
7.Искусственное вскармливание
8.Разница в фекалиях в зависимости от типа молока
9.Процесс отлучения от груди
10.Рецепты для введения прикорма.
Анатомия и физиология пищеварительной системы.
У детей раннего возраста ,особенно новорожденных, имеется ряд особенностей, общих для всех отделов желудочно-кишечного тракта:
- тонкая, нежная легкоранимая слизистая оболочка.
- недостаточно развитые эластическая и мышечная ткани.
- насыщенный мелкими сосудами и капиллярами подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки.
- низкая секреторная функция железистой ткани, отделяющая малое количество пищеварительных соков с низким содержанием ферментов.
Эти особенности пищеварительной системы затрудняют переваривание пищи, если она не соответствует возрасту ребенка, снижают барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и приводят к частым заболеваниям, создают предпосылки к общей системной реакции на любое патологическое воздействие.
Полость рта
У новорожденного и ребенка первых месяцев жизни полость рта имеет ряд особенностей, обеспечивающих акт сосания. К ним относятся:
- Относительно малый объем полости рта и большой язык.
- Хорошее развитие мышц рта и щек.
- Валикообразные дубликатуры слизистой оболочки десен и поперечные складки на слизистой оболочке губ.
- Жировые тела (комочки Биша) в толще щек, отличающиеся значительной упругостью.
У новорожденных и детей грудного возраста полость рта имеет относительно небольшие размеры. Губы толстые, на их внутренней поверхности есть поперечные валики. Круговая мышца рта развита хорошо. Щеки у новорожденных и детей раннего возраста округлые и выпуклые за счет наличия между кожей и хорошо развитой щечной мышцей округлого жирового тела (жировых комочков Биша), которое в последующем ,начиная с 4-летнего возраста , постепенно атрофируется.
Твердое небо плоское, его слизистая оболочка образует слабо выраженные поперечные складки, бедна железами. Мягкое небо относительно короткое, располагается почти горизонтально. Небная занавеска не касается задней стенки глотки, что обеспечивает ребенку возможность дыхания во время сосания. С появлением молочных зубов происходит значительное увеличение размеров альвеолярных отростков челюстей, и свод твердого неба как бы поднимается.
Язык у новорожденных короткий, широкий, толстый, на слизистой оболочке видны хорошо выраженные сосочки. Язык занимает всю полость рта, при закрытой ротовой полости соприкасается со щеками и твердом небом.
Полость рта делится на собственно полость рта и преддверие рта: десны, альвеолярные отростки верхней и альвеолярная часть нижней челюстей, заложенные в них зубы, вначале молочные, затем постоянные.
Закладка Зубов.
Закладка зубов происходит на 2-ом месяце внутриутробного развития, при этом эмаль зуба образуется за счет эктобласта, а дентин, цемент и пульпа- за счет мезобласта.
1- я стадия. Сначала появляется зубная пластинка, она ровная, постепенно начинает выпячиваться, образовывая форму зуба
2- я стадия. 10 недель внутриутробного развития, появляются зубные сосочки ,обособление зубных пластин от эпителиальной полости рта.
3 -я стадия. Примерно 4 месяц эмбрионального развития. Появляется дентин, эмаль и пульпа.
Этапы развития зубов после рождения.
Сроки прорезывания молочных зубов для каждого ребенка индивидуальны, поэтому даже у здоровых детей возможно более позднее или более раннее их прорезывание. Появление зубов является важным признаком физиологической зрелости.
В возрасте 5-7 месяцев первыми прорезываются два нижних средних резца, в 6-9 месяцев –два противоположных верхних резца. Затем, в 8-11 месяцев прорезываются два верхних резца, затем два нижних. Таким образом ,к концу первого года жизни у ребенка должно быть 8 зубов. К 2-м годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года. Молочные зубы служат ребенку до 6-7 лет, после чего начинают выпадать и заменяются постоянными.
Закладка постоянных зубов происходит в начале 5 месяца внутриутробного развития. Зачаток постоянного зуба находится позади зачатка молочного. Когда прорезываются молочные зубы в зачатках постоянных происходит образование эмали и дентина. В процессе замены рост постоянного зуба и давление его эмали на корень молочного приводит к рассасыванию более мягкой ткани – дентина молочного зуба, последний выталкивается и заменяется постоянным.
Прорезывание молочных зубов может давать повышенную температуру, так как место воспаляется и опухает. В этот период возможно снижение иммунитета.
Сроки прорезывания молочных зубов: (вставить схему)
Слюнные железы.
Слюнные железы (околоушные, подчелюстные, подъязычные, мелкие железы слизистой оболочки рта) у новорожденных характеризуются низкой секреторной активностью и выделяют очень небольшое количество густой вязкой слюны, необходимой для склеивания губ и герметизации ротовой полости во время сосания. Однако недостаточное слюноотделение объясняется в основном незрелостью регулирующих его нервных центров. По мере их созревания количество слюны увеличивается , в связи с чем в 3-4 месячном возрасте у ребенка появляется так называемое физиологическое слюноотделение и активно продолжается весь период прорезывания зубов.К 7-ми годам у ребенка вырабатывается столько же слюны, сколько и у взрослого. В составе слюны присутствует щелочь, слюни защищают полость рта от инфекции.
Глотка и носоглотка
У новорожденного , так же как у взрослого имеет три части: верхнюю- носовую, среднюю- ротовую и нижнюю- гортанную.
Носоглотка более плоская, чем у взрослого. Ее строение приспособлено для кормления грудным молоком. Носовые ходы очень узкие. Рядом с твердым небом расположены ушные ходы. У новорожденного место перехода глотки в пищевод находится на уровне 4-5 шейного позвонков, у взрослого - 6 шейный позвонок. Глотка будет увеличиваться и опускаться.
Пищевод.
Пищевод- мышечная трубка воронкообразной формы, выстланная изнутри слизистой оболочкой. Закладывается в период внутриутробного развития, одновременно с органами дыхания , из передних отделов кишечной трубки. К рождению пищевод сформирован, длина у новорожденного – около 10 см, в 2 года- 15 см.
Верхняя часть, шейная - расположена выше, чем у взрослого, с возрастом она опускается. Стенка пищевода у новорожденного тонкая, мышечная ткань развита слаба, она интенсивно растет до 12-15 лет, это влияет на ранимость пищевода, он подвижен, так как ткани мягкие.
Пищевод переходит в желудок, на уровне 10-11 позвоночника.
Желудок.
Формируется из заднего отдела прямой кишки на 4 недели внутриутробного развития. Возрастные особенности формы и положения желудка характеризуются тем, что у новорожденного выпуклость свода выражена слабо и форма желудка приближается к цилиндрической, а положение почти вертикальное.. Постепенно, с развитием желудка образуется классическая выпуклость. Объем желудка меняется, при рождении около 30 кубических сантиметров, к году это уже 300 см. Несовершенство пищеварительной системы в 2-4 месяца, вызывает газообразование и колики, но то что желудок находится в вертикальном положении, позволяет этим газам легче выходить. Желудок новорожденного постепенно опускается, окончательно к 6 месяцам, признак того, что ребенок готов к твердой пище.
Кишечник.
Кишечник начинает развиваться в конце первого месяца внутриутробной жизни, из первичной кишечной трубки, которая видоизменяется и становится кишечником. Различают тонкую и толстую кишки.
Тонкая кишка, подразделяется на двенадцатиперстную, тощую и подвздошную.
Толстая кишкасостоит из слепой, ободочной (восходящая, поперечная, нисходящая, сигмовидная) и прямая.
У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых, у грудных детей он превышает длину тела в 6 раз, у взрослых в 4 раза.
Тонкая кишка-у детей занимает непостоянное положение, зависящее от степени ее наполнения , положения тела, тонуса и мышц передней брюшной стенки. После 1 года жизни, по мере развития малого таза, расположение петель тонкой кишки становится более постоянным.
В тонкой кишке грудного ребенка содержится много газов, объем которых постепенно уменьшается вплоть до полного исчезновения к 7 годам (у взрослых в норме газов в тонкой кишке нет).
Мышечная оболочка, особенно ее продольный слой, у новорожденных развита слабо. Брыжейка у новорожденных и детей раннего возраста короткая, значительно увеличивается в длину в течении первого года жизни.
В тонкой кишке происходят основные этапы сложного процесса расщепления и всасывания пищевых веществ, при совместном действии кишечного сока, желчи и секрета поджелудочной железы.
Двенадцатиперстная кишка- у новорожденного она кольцевидна, постепенно видоизменяется и к 2-3 годам , как у взрослого. Располагается выше, чем у взрослого, опускание происходит примерно к 5-6 месяцам. У детей раннего возраста двенадцатиперстная кишка весьма подвижна, но к 7 годам вокруг нее появляется жировая ткань, которая фиксирует кишку, уменьшая ее подвижность.
От 0-1 года очень интенсивный рост кишечника, образуется множество петель.
От 1-3 лет уже не такой значительный скачок в росте.
С 10-15 лет, подростковый возраст ,активные обменные процессы, очень важно правильное питание.
Двенадцатиперстная кишка оказывает регулирующее влияние на всю пищеварительную систему посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками ее слизистой оболочки
Толстая кишка
У новорожденного имеет длину в среднем 63 см. К концу первого года жизни она удлиняется до 83 см, а в последующем ее длина равна росту ребенка.
Слепая кишка с аппендиксом-у новорожденного ребенка имеет воронкообразную форму, ширина ее преобладает над длиной. Аппендикс не выражен и находится под печенью. Постепенно, с ростом кишечника, аппендикс смещается вниз, находится справа в паховой области. Окончательно опускается примерно в 12-14 лет. Часты случаи его воспаления. Аппендикс является частью иммунной системы человека .
Складочек в районе аппендикса у новорожденного нет, только концу 1-ого года жизни слепая кишка приобретает складчатость.
Меняется соотношение восходящей и нисходящей кишки. Внутриутробно восходящая длиннее, затем к 4-м годам они сравниваются. К 7-ми годам , как у взрослого восходящая становится короче.
Восходящая ободочная кишка-у новорожденных очень короткая 2-9 см и увеличивается после того, как толстая кишка займет свое окончательное положение.
Поперечная ободочная кишка – находится под печенью у новорожденного, затем она опускается. Брыжейка удлиняется , благодаря чему кишка приобретает возможность легко перемещаться при заполнении желутка и тонкой кишки.
Нисходящая ободочная кишка-имеет меньший диаметр ,чем другие части толстой кишки. Она слабо подвижна и редко имеет брыжейку.
Сигмавидная ободочная кишка– у новорожденного относительно длинная (12-29 см) и подвижная, имеет больше складок, больше желез, но мышцы ее развиты слабее. Подвижность ее обусловлена длинной брыжейкой. С возрастом количество складок уменьшается, мышцы развиваются. К 7-ми годам кишка теряет подвижность в результате укорочения брыжейки и скопления вокруг нее жировой ткани. В ней завершается всасывание переваренной пищи, расщепляются оставшиеся вещества ( как под влиянием ферментов, поступающих из тонкой кишки, так и бактерий, населяющих толстую кишку), происходит формирование каловых масс.
Прямая кишка-имеет цилиндрическую форму ,не имеет изгибов (формируются одновременно с крестцовым и копчиковым изгибами позвоночника) складки ее не выражены, слизистые недоразвиты, строение не структурировано. Мышечная оболочка развита слабо. Расположена более прямо, по сравнению со взрослым. Окончательное положение прямая кишка занимает к 2-м годам.
Все функции кишечники (пищеварительная, всасывательная, барьерная двигательная или моторная ) у детей отличаются от таковых взрослых. Процесс пищеварения начинающийся в полости рта и желудке, продолжается в тонком кишечнике под влиянием сока поджелудочной железы и желчи, а также кишечного сока. Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, и даже у самых маленьких детей в кишечном соке определяются те же ферменты, что и у взрослых( энтерокиназа, щелочная фосфатаза, эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, лактаза, нуклеаза) , но в значительно менее активные. В толстом кишечнике секретируется только слизь. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров, из-за малой активности ферментов.
Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей младшего возраста более высокую, чем у взрослых всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов, микробов и других патогенных факторов. Легче всего усваиваются составные компоненты женского молока, белок и жиры которого у новорожденных частично всасываются нерасщепленными.
Двигательная (моторная) функция кишечника осуществляется очень энергично за счет маятникообразных движений, перемешивающих пищу, и перистальтических (волнообразные сокращения кишечных стенок), продвигающих пищу к выходу. Активная моторика отражается на частоте опорожнения кишечника. У грудных детей дефекация происходит рефлекторно ,в первые 2 недели жизни до 3-6 раз в сутки, затем реже, к концу первого года жизни она становится произвольным актом. В первые 2-3 дня после рождения ребенок выделяет меконий (первородный кал) зеленовато- черного цвета. Он состоит из желчи ,эпителиальных клеток, слизи, ферментов, проглоченных околоплодных вод.
Микрофлора кишечника.
В период внутриутробного развития кишечник плода стерилен. Заселение его микроорганизмами происходит сначала при прохождении родовых путей матери, затем через рот при контакте с окружающими предметами. Желудок и двенадцатиперстная кишка имеют скудную бактериальную флору. В тонком и особенно толстом кишечнике она становится разнообразнее, количество микробов увеличивается. Микробная флора зависит в основном от вида вскармливания ребенка. При вскармливании материнским молоком основной флорой является B.bifidum, росту которой способствует 3-лактоза женского молока. При искусственном вскармливании почти в равных количествах присутствуют L.acidophilus, B.bifidum и энтерококки. При переводе ребенка на коровье молоко в кишечнике преобладает грамотрицательная кишечная палочка, представляющая собой условно-патогенный микроорганизм. В связи с этим у детей, находящихся на искусственном вскармливании, чаще наблюдается нарушение нормальной деятельности желудка, затрудненное пищеварение. Переход на питание, характерное для взрослых, сопровождается изменением состава микрофлоры кишечника.
По современным представлениям, нормальная кишечная флора выполняет три основные функции:
- Создание иммунологического барьера.
- Окончательное переваривание остатков пищи и пищеварительных.
- Синтез витаминов и ферментов.
Нормальный состав микрофлоры кишечника легко нарушается под влиянием инфицирования, неправильного режима питания, а также нерационального использования антибактериальных средств и других препаратов, приводящих к состоянию кишечного дисбаланса.
Печень.
Формируется внутриутробно, в конце 1-ого месяца беременности. Заполняет всю верхнюю часть брюшной полости и полностью закрывает желудок. Особенно увеличена левая доля печени. Масса печень 4-5 % от массы тела. У взрослого человека это 3% от массы тела. У мальчиков несколько больше, чем у девочек. Ее вес при рождении составляет примерно 150 граммов. К 2 годам около 300 грамм, к 3 годам около 900 грамм.
Активно растет в период полового созревания и к 14-15 годам достигает 1300 грамм, приблизительно, как у взрослого.
В соотношении с остальными органами, по мере роста ребенка, печень уменьшается. У взрослых печень защищена нижнереберной дугой. У новорожденного выходит из-под ребер, которые пока состоят из хрящевой ткани. По отношению к другим органам она уменьшается, поднимается и уходит под ребра. При этом открывается желудок.
Печень в организме ребенка выполняет разнообразные и очень важные функции:
- вырабатывает желчь, которая участвует в кишечном пищеварении, стимулирует моторную деятельность кишечника и санирует его содержимое.
-накапливает питательные вещества, особенно избыток гликогена( основной запасной углевод человека, образованный остатками глюкозы).
- осуществляет барьерную функцию, ограждая организм патогенных веществ, токсинов( в том числе поступающие из кишечника), ядов и принимает участие в метаболизме лекарственных веществ.
- участвует в обмене веществ и преобразовании витаминов A, D,C,B12, K.
- в период внутриутробного развития является кроветворным органом.
Ферментные системы печени, обеспечивающие адекватный метаболизм различных веществ, к рождению недостаточно зрелы. Искусственное вскармливание стимулирует более раннее их развитие, но приводит к их диспропорции.
Желчный пузырь.
У новорожденных имеет веретенообразную форму, обычно скрыт печенью. Длина его около 3 см. Размеры его увеличиваются с возрастом и 10-12 годам длина возрастает в 2 раза. Желчь детей по своему составу отличается от желчи взрослых. Характерной и благоприятной особенностью желчи ребенка является преобладание в ее составе таурохолевой кислоты, которая усиливает бактерицидный эффект желчи, а также ускоряет отделение панкреатического сока.
Поджелудочная железа.
У новорожденного имеет малые размеры : масса ее составляет около 2-3 грамм, а длина 2,5-5 см. К 4 месяцам примерно 6 грамм. Затем рост замедляется. К 9 годам весит примерно 9-10 грамм. Имеет форму трехгранной призмы, ее развитие продолжается активно до 6 лет, к 6 годам принимает форму взрослого человека. Наиболее интенсивно поджелудочная железа растет первые 3 года и в пубертатный период. Сок поджелудочной железы содержит ферменты, обеспечивающие разложение белков, жиров и углеводов.
Существенное влияние на деятельность поджелудочной железы оказывает вид вскармливания: при искусственном вскармливании активность ферментов в поджелудочном соке в 4-5 раз выше, чем при естественном.
Процесс питания.
Питание (физиологический акт)-процесс поглощения пищи живым организмом, для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности.
Одно из главных условий существования человека, сохранения его здоровья и трудоспособности. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание человека с первых дней его жизни. Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ сжигается (окисляется) в организме, в результате чего освобождается много энергии. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной работы внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекаю созидательные процессы, связанные с формированием новых клеток и тканей. Для поддержания жизни необходимо, чтобы все эти траты организма полностью возмещались. Источником такого возмещения и являются питательные вещества, поступающие с пищей. Потребность, как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у детей в первую очередь от возраста, а у взрослых – от вида труда и условий жизни.
Питание является основным фактором жизнедеятельности ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья.
Переоценить значимость питания в жизни детей сложно. Питание формирует развитие интеллекта и центральной нервной системы. Правильное (рациональное) питание детей и подростков обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Белки.
Белок, как питательное вещество необходим организму для поддержания метаболизма (процесса обмена веществ) , сокращения мышц, работы нервной системы, способности к росту, размножению, мышлению. Главное предназначение белков- пластический материал для построения клеток, тканей, органов, образования ферментов, многих гормонов, гемоглобина. Белки формируют соединения, обеспечивающие иммунитет к инфекциям. Белок содержится во всех тканях и жидкостях организма и является жизненно необходимым элементом.
Белок состоит из аминокислот, из 20 аминокислот, входящих в состав белков, организм может синтезировать половину- заменимые аминокислоты, остальные должны поступать в организм с пищей- незаменимые аминокислоты.
Заменимые аминокислоты–образуются в теле человека.
Незаменимые аминокислоты-человек получает извне с пищей, что говорит о необходимости контролирования аминокислот в пище.
Недостаток в пище даже одной незаменимой аминокислоты ведет к снижению биологической ценности белков и может стать причиной белковой недостаточности. Основным источником незаменимых аминокислот являются рыба, мясо, молоко, творог, яица.
Кроме того, организм нуждается в растительных белках, содержащихся в хлебе, крупах, овощах- они дают заменимые аминокислоты. Для удовлетворения потребности организма в аминокислотах целесообразны сочетания животных и растительных продуктов.
Жиры.
Являются одним из основных источников энергии для организма. Жиры участвуют в восстановительных процессах, помогают в формировании иммунитета и сохранении тепла в теле. Жиры обеспечивают всасывание из кишечника ряда минеральных веществ, растворяют витамины А, Е, Д и помогают в их усвоении. Создают защитную оболочку для внутренних органов, формируют мембрану клетки и помогают в выработке некоторых гормонов.
Недостаточное количество жиров в организме вызывает нарушения в деятельности центральной нервной системы, ослабляется иммунитет, происходят изменения кожи, почек, зрения. Однако избыточное потребление жиров, также может нанести ущерб здоровью.
В составе пищевых продуктов различают так называемые невидимые жиры- (в мясе, рыбе, молоке) и видимые- специально добавляемые в пищу ( растительные масла и животные жиры).
Животные и растительные жиры обладают различными физическими свойствами и составом.
Животные жиры- это твердые вещества, в состав которых входят большое количество насыщенных кислот, имеющих высокую температуру плавления.
Растительные жиры- как правило, жидкие вещества, содержащие в основном ненасыщенные жирные кислоты, имеющие низкую температуру плавления.
Углеводы.
Являются главным источником энергии, который приносит 50-70 % калорий из всего рациона.
Углеводы обеспечивают нормальную деятельность печени, обладают белковосберегающей способностью, тесно связаны с обменом жиров. Углеводы человек получает с пищей. Специалисты выделяют простые углеводы –моносахариды. И сложные углеводы- полисахариды.
Углеводы содержаться главным образом в продуктах растительного происхождения.
К моносахаридамотносится глюкоза, фруктоза и галактоза, содержащиеся преимущественно в меде, сахаре, кондитерских изделиях, фруктах.
К полисахаридамотносится крахмал, пектин и клетчатка. Полисахариды мы получаем из овощей, бобовых и злаковых культур.
Самыми ценными источниками углеводов специалисты считают фрукты, овощи, бобовые и злаки. Кондитерские изделия, конечно, дают энергию, но рафинированный сахар приносит больше вреда, чем пользы. Избыток углеводов в организме, ведет к нарушению обмена веществ и может привести к заболеванию. Систематическое чрезмерное потребление углеводов при недостатке в рационе пищевых волокон способствует возникновению и прогрессированию сахарного диабета, в особенности при наследственной предрасположенности к нему. Это обусловлено перегрузкой , а затем истощением клеток поджелудочной железы, вырабатывающей необходимый для усвоения глюкозы инсулин.
Минеральные вещества.
Периодическая таблица Менделеева насчитывает около 120 химических элементов. В организме человека обнаружено более 80 элементов. Около 30 из них крайне необходимы организму для нормальной жизнедеятельности.
Минеральные вещества- обязательные составные части пищи, необходимые для жизнедеятельности человека. Минеральные вещества содержаться в клетках и межклеточной жидкости. Являются составной частью сложных органических соединений, жизненно важных для организма. Например, железо входит в состав гемоглобина, йод обнаруживается в секрете щитовидной железы, цинк- в секрете поджелудочной железы и половых желез. Минеральные вещества играют важную роль в обмене веществ. Они участвуют в синтезе пищеварительных ферментов и обеспечивают нормальное течение процессов пищеварения. Минеральные вещества участвуют в пластических процессах, особенно в построении костей скелета, где фосфор и кальций являются основными структурными компонентами. В формировании вещества зубов важную роль играет фтор, который придает им особую прочность.
Исключительно важна роль минеральных веществ в поддержании кислотно-щелочного равновесия в организме. Поддерживают нормальный солевой состав крови.
Влияют на защитные функции организма, его иммунитета.
В зависимости от количеств, в которых минеральные вещества содержатся в организме, их делят на три группы : макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы.
Макроэлементы - обеспечивают нормальное функционирование всех систем и органов, без них невозможен обмен веществ в организме человека.
Можно с уверенностью сказать, что макроэлементы- это основа жизни и здоровья человека. Содержание в организме макроэлементов достаточно постоянно, однако могут возникать довольно серьезные отклонения от нормы ,что приводит к развитию патологий различного характера. Макроэлементы сконцентрированы преимущественно в мышечной, костной, соединительной тканях и в крови. Они являются строительным материалом несущих систем и обеспечивают свойства всего организма в целом.
Среди причин возникновения нехватки макроэлементов можно отметить неправильное или недостаточное питание, потерю минеральных веществ в следствии различных заболеваний и употребления лекарственных препаратов, влияние плохой экологии.
К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, магний, натрий, хлор, сера, железо.
Микроэлементы-в организме человека их насчитывается около 70 видов. Основные микроэлементы- кислород, азот, углерод, водород- являются строительным материалом и имеют самую большую долю. Остальные микроэлементы содержаться в небольших количествах, но от этого их влияние на здоровье человека ничуть не меньше.
Микроэлементы выполняют важнейшие функции в организме человека.Роль микроэлементов в процессах костеобразования, кроветворения, мышечного сокращения огромна. Даже в микроскопических количествах микроэлементы обладают огромной эффективностью. Микроэлементы входят в состав ферментов, гормонов и витаминов.
У жителей крупных городов некоторые жизненно важные элементы находятся в дефиците, а токсичные элементы- в избытке. Причина этому – нарушенная экология, низкое качество продуктов питания, стрессы. Жители крупных населенных пунктов страдают от избытка в организме тяжелых металлов, представляющих реальную опасность здоровью человека.
относят бром, йод, медь, цинк, кобальт, марганец, молибден, фтор, селен, цинк.
Ультрамикроэлементы-содержатся в организме в очень малых количествах, но обладают высокой биологической активностью. Главными представителями являются золото, свинец, ртуть, серебро, радий, рубидий, уран. Некоторые из них отличаются не только малым содержанием в обычных продуктах питания, но и токсичностью, если их употреблять в сравнительно больших дозах.
Потребность в минеральных веществах удовлетворяются пищей и частично водой.
Кальций.
Из всех элементов в человеческом организме кальций содержится в максимальном количестве: на каждый килограмм массы тела приходится около 20 грамм кальция.Из всех запасов около 98% сосредоточено в хрящевой и костной тканях. Оставшаяся часть постоянно присутствует в крови и других жидкостях организма. Усвоение кальция зависит от содержания в пище других солей, особенно фосфатов и магния, а также витаминов группы Д. Поскольку старые костные клетки распадаются , для своевременного образования новой костной ткани запасы кальция должны постоянно пополнятся, в противном случае организм будет восполнять нехватку из собственных запасов, из зубов и костей, разрушая их и ослабляя.
Помимо построения костей и зубов кальций выполняет и другие функции :активно участвует в процессах свертывания крови, играет важную роль в работе ферментных систем, влияет на работу сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Кальций снижает проницаемость сосудов, усиливает сопротивляемость организма к токсинам и инфекциям, обладает противовоспалительным действием.
Нельзя переоценить значение этого элемента для полноценного внутриутробного развития плода: соли кальция закладывают основу жизненно-важных систем и процессов организма ребенка. Повышенная потребность в кальции существует у детей и подростков, а также у беременных и кормящих женщин.
Потребление с пищей большого количества жира снижает усвоение кальция.
Избыток и недостаток кальция:
Вследствие дефицита кальция в организме развивается остеопороз, кариес, а также деформация и размягчение костей.
Избыток кальция может спровоцировать повышение кровяного давления и привести к отложению солей кальция в тканях, в которых изначально он находиться не должен (кальциноз).
Пищевые источники кальция:
Хорошим источником легкоусвояемого кальция является молоко и молочные продукты. В меньшем количестве кальций содержится в зеленых овощах, чесноке, петрушке, капусте, сельдерее.
Ряд продуктов, например шпинат, щавель, злаковые, напротив мешают усвоению кальция из продуктов питания, поэтому стоит учитывать это взаимодействие при составлении пищевого рациона.
Фосфор.
Соединения фосфора принимают участие во всех процессах жизнедеятельности организма, но особое значение они имеют в обмене веществ и функции нервной и мозговой ткани, мышц, печени, почек, в образовании костей, ферментов, гормонов. Соединения фосфора присутствуют буквально в каждой клетке нашего организма. Без фосфора невозможно правильное протекание физиологических процессов. Его соединения снабжают организм энергией, использующейся в мышечных сокращениях, проявлениях нервных импульсов.
Очень важным является соотношение фосфора и кальция, так как эти два элемента находятся в неразрывной связи друг с другом. Вследствие нарушения этого баланса могут возникнуть различные патологии : излишек кальция приводит к возникновению мочекаменной болезни, избыточное количество фосфора провоцирует выведение кальция из костей. В организме присутствует полезный витамин Д, контролирующий фосфоро-кальциевый обмен.
Недостаток фосфора:
Неправильное питание и влияние других неблагоприятных факторов, вследствие которых возникает дефицит фосфора в организме, приводит к частым переломам, разрушению зубов, суставным и костным заболеваниям.
Возможно также появление нервных расстройств и болезней кожи.
Пищевые источники фосфора:
Максимальное количество фосфора содержится в горохе, фасоли, орехах, чесноке, петрушке, шпинате, моркови, капусте, некоторых ягодах, а также перловой и овсяной крупах. Много фосфора в рыбе, сыре, молоке, мясе, хлебе, грибах, яйцах.
Калий.
В организме человека выполняет большое количество разнообразных функций. Наиболее важными являются : участвует во внутриклеточном обмене, в регуляции водно-солевого обмена, поддерживает кислотно-щелочное равновесие, влияет на активность и концентрацию магния. Он необходим для нормальной деятельности мышц, в частности сердца.
Активирует ряд ферментов и участвует в обменных реакциях.
Еще одна очень важная функция калия- сохранение концентрации основного питательного вещества для сердца (магния) и его физиологических функций.
Калий нормализует сердечный ритм. Калий способствует выведению из организма воды и натрия.
Калий способствует снабжению мозга кислородом, повышая умственною активность. Поддерживает энергетический уровень организма, повышает выносливость и физическую силу.
Дефицит калия:
Нехватка элемента в организме приводит к дисфункциям почек и надпочечников, нарушению сердечного ритма и обменных процессов в миокарде, быстрой утомляемости, физическому и эмоциональному истощению. Ломкие и тусклые волосы, сухая кожа- также признак дефицита калия.
Пищевые источники:
Больше всего калия содержится в моркови, картофеле, капусте, хрене, крапиве, луке, свекле, а также в бобовых, яблоках, сухофруктах, винограде.
Магний.
В организме человека магний участвует более чем в 350 различных биохимических процессах, именно от этого минерального вещества зависит спокойная и слаженная работа всех систем организма. Участвует в костеобразовании, нормализует возбудимость нервной системы и деятельность мышц сердца. Он оказывает антиспастическое и сосудорасширяющее действие, стимулирует двигательную функцию кишечника и желчеотделение, способствует выведению холестерина из кишечника. Способствует усвоению кальция из кишечника, всасыванию калия, фосфора, витаминов группы B,C,E.
Магний принимает участие в иммунных процессах, обладает противоаллергическим, противовоспалительный, противострессовым, противотоксическим действием.
Недостаток магния в организме:
При недостатке магния у человека развивается ряд патологий: нарушение работы сердечно-сосудистой системы, аритмия, бессонница, мышечные судороги и болезненные мышечные сокращения, в крови повышается уровень холестерина, снижается иммунитет, в результате ухудшения эластичности капилляров нарушается микроциркуляция и возникает анемия.
Пищевые источники магния:
Магнием богаты растительные продукты : пшеничные отруби, орехи, сухофрукты, листовые овощи, семечки, бобовые, клубнике, малине, ежевике.
&n