Бедный мужчина, или почему мужчины боятся женщин
Неогенез
Адам был почти счастлив. Под кровом, сытый и нагой в своем земном раю, абсолютно самодостаточный. Что же до плотских удовольствий, то он удовлетворял себя сам,- что же до радостей разума, он разговаривал сам с собой в одиночестве. Еще не имея Сверх-Я, он создал Бога по своему подобию, заставляя его, таким образом, увековечить лучший из миров, Эдем без недостатков, Нирвану без цели. И что, никаких проблем? Нет, Адам скучал. Тогда Адам сказал Богу: «Создай мне пару». Бог взял у Адама небольшую часть его самого и принялся из нее делать другого. Бог мог бы просто создать копию Адама, клонировать его, сделать, таким образом, из него толпу похожих других, среди которых Адам встречал бы себя, как в зеркалах. Но нет,- в идентичном — одному Богу известно почему — было отказано; продолжение известно: Бог создал различие.
Ева появилась перед Адамом. Они смотрели друг на друга, удивленные: в отношении разнообразия творений они были похожи,- однако нет, не совсем... Адам ничего не понимал он этой вещи или, скорее, от отсутствия этой вещи на теле Евы ему становилось не по себе,- к тому же казалось, что с его вещью Еве хотелось что-то сделать. Итак, лучше было признать это небольшое различие и использовать его...
Тогда Адам приказал Еве заняться хозяйством,- в это время он бы думал и защищал бы ее. Но, несмотря на все, Адам не был спокоен,- он остерегался.
Универсальные, транскультуральные, трансисторические факты
На самом деле, вещь, лучше всего разделенная в мире, даже больше здравого смысла, это различие полов. За редкими отклонениями, разделение полов, повсеместное и все временное, по-видимому, просто: мужчина и женщина; анатомия — это судьба...
Другой факт, венчающий предыдущий: повсюду и всегда, при любой социальной организации мужчины доминируют над женщинами.
От святого Павла до Бенуа Гру, не забывая «Святого семейства» Маркса и Энгельса, восславляется или отрицается мужское превосходство, но работы ограничиваются объяснением того как, даже не затрагивая вопрос почему. Почему это доминирование?
Гипотеза: мужчины боятся женщин. Не просто некоторые мужчины или некоторых женщин, не мужчины вообще, при тех или иных обстоятельствах, но фундаментально. Выдвинутая гипотеза такова: мужчины доминируют над женщинами, потому что они их боятся, они делают все, что они могут, всеми средствами, от более или менее разумных до более магических, с тем чтобы защититься от грозящих опасностей.
Вопрос: что значит этот страх? Чего и кого мужчины боятся у женщин, или самого факта женщин; чему служит эта гипертрофированная оценка значимости мужского пола1 и обесценивание женского, который, однако, восхваляется, украшается, обожается (и снова: кем и почему...)?
Замечание: по сравнению с объективируемыми описаниями, сформулированными в терминах «как», поставленные здесь вопросы, направленные на поиски причины, гипотезы, интерпретации, будут сформулированы в терминах «почему». Этот способ постановки вопроса, которому не доверяют ученые, полностью совпадает с тем, что спрашивают дети по поводу «взрослых» вопросов (жизнь, смерть, происхождение, сексуальность).
Решение: чтобы попытаться ответить на вопрос «почему мужчины боятся женщин», будут использованы сведения из психоаналитического опыта, который у взрослого исходит как раз из всегда живых и активных остатков его детского прошлого и открывает, таким образом, ребенка во взрослом.
Простые причинности
Считается, что мужское доминирование является физическим, социальным, политическим, экономическим и т. д., но мало подчеркивается, что каждый термин объясняется друг через друга! Если обратиться к анатомическому половому органу, можно считать, что женский орган мало виден, т. е. загадочен, мужской же орган, напротив, очевиден и одновременно является как символом силы, так и уязвимости. Но кто ему угрожает, чем и почему? В системах индивидуального и коллективного мышления страх, который мужчины испытывают перед женщинами, един признается, часто отрицается и еще чаще неосознанно испытывается. Напротив, преобладающим дискурсом является «мачо». Научные исследования также являются подозрительными; вне протоптанных дорожек они могут заниматься лишь побочными направлениями и перегруппировать следы, рассматривая их как разные вопросы. Например: известны матрилинеарные сообщества, но не матриархальные. У мужчин есть мускулы, у женщин — живот; первые охотятся стоя, вторые — собирают согнувшись. Люси2 была меньше других соседних скелетов.
1 В оригинале игра слов: вехе (фр.) — пол и половой орган. — Примеч. А. Ш. Тхостова.
2 Во время проверки корректурных оттисков данного текста я нахожу написанную ни
полях следующую фразу: «Современные гипотезы склоняются к тому, что на самом деле
Люси будет (sic) мужского пола». Я оставляю ответственность за данную информацию
тому, кто имеет на нее право, по, замечу, что «будет» говорит нам о будущем Люси. В целом, противоположно тому, что говорил Арагон, это мужчина «будет» будущим женщины, и тогда необходимо пересмотреть предысторию... мужского.
Женщины являются матерями, но мужчины являются начальниками или заместителями начальников; мужчины возвышены, женщины подчинены. Обыденная речь колеблется между «прекрасным полом» и «слабым полом»; или же говорят о «заднице», по крайней мере, все знают, от чего он... отворачивается. Со спины различие менее возмутительно. Различие формулируется также в терминах: «иметь его или нет», способе установления фаллического порядка на отрицании и рассмотрении социального порядка, как если бы он имел природный характер, вроде того, как те, кто доминирует (раса, колония, женщина и т. д.), сами в этом глубоко убеждены. Отклонение, немощность, добровольное прислуживание: в Афинах женщины не имеют гражданства (T. Lequeur); на протяжении веков в нашей культуре анатомические гравюры устанавливали веру в единственный пол, мужской, женский был его изнанкой, негативом, полой формой (T. Lequeur), идеологическая анатомия отсылала к инфантильной теории сексуальности универсального пениса (Freud, 1908). Позже отмечается, что «один мужчина из двух является женщиной». Кроме того, известна африканская пословица: «Мужчина любит женщину, он горд тем, что защищает ее, женщина любит мужчину, она горда, что ему служит».
Пол и различие
Разумеется, следовало бы обратиться к другим дисциплинам: биологии бессознательного, философии различия, социологии, истории, антропологии и т. д. Таким образом, стало бы известно, что женщины обожаемы и презираемы; иногда они снятые, чаще ведьмы, их держат на расстоянии, тем более, что эструс делает их доступными все время, то есть они потенциально являются пленяющими. Ну и, что же делать, если не держать их плененными...
Уточним лишь несколько основных осей нашего изложения:
• человеческая сексуальность не является животной сексуальностью (или
физиологической бисексуальностью) по большей части из-за психологических факторов. Она характеризуется признанием различия полов и различия поколений;
• для современной антропологии прототипом любых различий является половое различие. Различие разделяет, но оно продуцирует. Именно потому, что существует разрыв, может образоваться пара. Кроме того, согласно все тем же антропологам, всякое различие содержит в себе мысль о доминировании одного элемента по отношению к другому;
• тендер (психологическая и социальная данность), мужской или женский, не
обязательно соответствует анатомическому полу. «Идентичность тендера»
(51о1пег) не совпадает с состоянием мужского или женского;
• психоанализ разделяет эти понятия, но добавляет интерпретацию. Он говорит, что наблюдения и мифы слияния, недифференциации, происхождения или вечного возвращения используют в качестве фундаментальной модели «тело-в-теле», а затем разделение матери и ребенка. Он говорит, что понятие половых различий или различий поколений вводит чувства. Он говорит, что под видом рассказов «появился, пропал» скрываются мужские истории о кастрации. Он рассматривает Эдипов комплекс и комплекс кастрации в качестве организаторов человека, таким образом, что двойственность и разделение подразумевают третьего, который разделяет и структурирует (структурирует, поскольку разделяет).