Шкала для экспресс психологической диагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств
Пособие для врачей психологов
Санкт-Петербург
Пособие разработано в лаборатории клинической психологии СПб психоневрологического института им. В.М.Бехтерева в соответствии с планом НИР и договором с МЗ РФ на 2001-2005 гг.
Автор-составитель: к.м.н., старший научный сотрудник И.Г.Беспалько.
Научный редактор – д.м.н., профессор Л.И.Вассерман
Пособие для врачей и медицинских психологов посвящено технологии разработки и применения принципиально новой методики для психологической диагностики депрессивных состояний и предварительной квалификации депрессии с точки зрения её нозологической специфики: психогенной (невротической) или эндогенной. В соответствии с этим опросник содержит две шкалы.
Результаты, получаемые с помощью опросника депрессивных состояний (ОДС) позволяют, таким образом, не только определить наличие депрессивного фона настроения в клинически малой степени выраженности или неопределённости, но и оценить принадлежность синдрома к определённому классу депрессий – невротических или психотических. Заключения по результатам тестирования носят экспресс диагностический, предварительный характер, в особенности, при скрининговых исследованиях в целях первичной психопрофилактики; их необходимо уточнять клинически, а также с использованием другого психодиагностического инструментария.
Методика также может использоваться для оценки динамики лекарственной и нелекарственной терапии депрессий.
© Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева
Лаборатория клинической психологии
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день диагностика депрессивных состояний является не только психиатрической, но общемедицинской и социальной проблемой. По данным ВОЗ, распространенность аффективной патологии в населении европейских стран составляет не менее 5-10% [1]. По-видимому, эти цифры существенно выше, поскольку распространенность только дистимий (слабо выраженных, хронически протекающих субсиндромальных депрессий) составляет по ряду данных, от 3,1 до 8,6% [2]. Эти цифры еще более повышаются за счет нарастающей широты распространения невротических расстройств , поскольку депрессивный фон является почти обязательным компонентом неврозов. Согласно отечественным данным, на период 1991-1995 гг., общий уровень неврозов (болезненность) и число вновь обратившихся (заболеваемость) соответственно увеличились на 14,9% и на 26,4% [3]. На основе проводимых под эгидой ВОЗ исследовательских программ с заданным периодом в тридцать лет (1990-2020 гг.) вырисовывается общая тенденция, согласно которой к 2020 г., депрессия, как причина инвалидности, будет занимать второе место после ишемической болезни сердца. Говоря об общемедицинском значении депрессии, следует выделить ряд аспектов: в первую очередь, это высокий процент депрессивных больных (порядка 12-25%), обращающихся в общую медицинскую сеть преимущественно с соматическими жалобами. Диагностическая “раскрываемость” этих больных очень низка. Другой аспект – это широта распространения депрессий у соматических больных. Так, при сердечно-сосудистой патологии, при онкологических, эндокринных заболеваниях и др.,уровень депрессий составляет порядка 22-33% и выше. Следует иметь в виду, что, на основе современных данных, депрессии существенно углубляют соматическую патологию, делая её резистентной к специализированному лечению. Имеются, например, сообщения, что даже перенесенная в прошлом депрессия является не менее значимой, как предиктор тяжести основного расстройства, чем тяжелая патология внутренних органов. При ишемической болезни сердца депрессия является самостоятельным фактором риска, ведущим к повышенной смертности [1].
В психиатрии интерес к депрессиям повышается и в общетеоретическом плане. Современный подход к систематике депрессий, тесно связанный с фармакотерапией – её теорией и практикой, ведет к расширению границ депрессивных расстройств как за счет шизоаффективной патологии, так и неврозов, преимущественно неврастенического спектра [4].
В связи с клинической апробацией новых препаратов, в психиатрии укореняются стандартизованные клинические шкалы (госпитальная шкала тревоги и депрессии – HADS, шкала Гамильтона – HDRS и др.). Эти шкалы, требующие наблюдения за больным специалиста-психиатра, не могут заполнить диагностический пробел в общемедицинской практике и даже в психиатрии при широких эпидемиологических или скрининговых исследованиях. Эта проблема решается с помощью стандартизованных личностных опросников, заполняемых испытуемым. Преимуществом этих шкал является простота и относительная дешевизна при массовых исследованиях. Они не требуют высокой квалификации на этапе сбора материалов и могут быть легко приспособлены к компьютерной диагностике. Интересной теоретической особенностью шкал, построенных на чисто статистических принципах, является обоснованное выделение статистически значимых для диагностики депрессий утверждений, которые трудно предвидеть клинически. Этим самым опросники могут использовать собственные диагностические подходы, а не повторять в явно ухудшенном виде клиническую беседу. Подобный статистический подход используется, например, в шкалах ММРI, других специализированных шкалах, а также и в предлагаемом нами опроснике.
Кратко остановимся на методическом вопросе. Как известно, ряд авторов отождествляют высокий депрессивный фон при неврозах с проявлениями невротической депрессии (депрессивным неврозом). Есть и другая точка зрения [5, 6, 7]. Независимо от той или иной точки зрения, является очевидным, что, во всяком случае, на уровне ответов MMPI, они часто не различаются. Это позволило нам при создании одной из шкал проводить сопоставление частот ответов между “большой” депрессией и неврозами с выраженным депрессивным фоном – как проявлении невротической депрессии. Кроме того, учитывая, что в современной феноменологической систематике депрессий (МКБ-10) невротическая депрессия включена в дистимии, то есть, в широкую и неоднородную группу непсихотических, «мягко» протекающих депрессий, есть основания рассматривать проявления депрессивного фона при неврозах (на уровне ответов ММРI), как близкого к проявлениям дистимий, то есть к общим проявлениям мягкого депрессивного спектра. Подчеркиваем, что это обсуждение касается только проявлений депрессии в ответах на утверждения MMPI.