Квалификационная проверка в рейсовых условиях.
Проверка работы в рейсовых условиях
Проверка работы членов кабинного экипажа в рейсовых условиях производится проверяющими - лицами руководящего, инспекторского, инструкторского состава и иными лицами, имеющими действующее свидетельство бортпроводника и допуск к инструкторской работе на типе ВС.
Проверка работы членов кабинного экипажа в рейсовых условиях производится в следующих случаях:
· при повышении категории квалификации;
· при подтверждении квалификации бортпроводника гражданской авиации;
· перед первым самостоятельным полетом на ВС освоенного типа;
· после перерыва в летной работе;
· при необходимости проведения внеплановой проверки по указанию руководящего состава.
Периодичность проведения проверок в рейсовых условиях:
· бортпроводников со стажем работы более одного года – не реже 1 раза в год;
· после освоения нового типа (в первый год)– не реже 1-го раза в 6 месяцев;
· бортпроводников первого года работы - не реже 1-го раза в 6 месяцев.
Если во время квалификационной проверки член кабинного экипажа не показал соответствия требуемому уровню, бортпроводник-инструктор (проверяющий) должен информировать начальника СБП о неудовлетворительном результате проверки и определить варианты дополнительных подготовок в зависимости от уровня продемонстрированных знаний:
· направить на повторную подготовку;
· назначить дополнительную теоретическую подготовку;
· назначить дополнительную подготовку на тренажере;
· назначить дополнительную наземную подготовку;
· прочие виды подготовки.
Начальник СБП:
· приостанавливает летную деятельность члена КЭ;
· назначает члену КЭ дополнительную подготовку, определенную на основании письменного доклада инструктора (подготовка должна быть проведена не позднее чем в двухнедельный срок);
· назначает другого проверяющего для проведения повторной проверки;
· в случае неудовлетворительного результата повторной проверки принимает решение о целесообразности продолжения подготовки.
УЧЕТ И СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ БОРТПРОВОДНИКОВ.
Профессиональная подготовка бортпроводников предусматривает учет результатов обучения.
В СБП производятся записи о подготовке, обучении, тренировках, проверках в Летной книжке.
Также ведется учет и хранение соответствующих сведений в Личном деле бортпроводника.
В СБП обеспечивается организация и контроль электронной системы учета профессиональной подготовки бортпроводников.
При расторжении трудового договора с бортпроводником по его заявлению выдается Летная книжка, Личное дело вместе с оригиналами персональных документов, подтверждающих квалификацию бортпроводника и факты профессиональной подготовки (сертификаты, удостоверения, задания на тренировку и пр.). Факт выдачи документов фиксируется в «Журнале учета и передачи летных книжек» и «Журнале учета и передачи летных дел».
При не востребованности - данные документы хранятся в архиве в течение 75 лет.
СРОКИ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧЛЕНОВ КЭ.
№ пп | Документы | Сроки хранения |
Документ о первоначальной подготовке бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора | В течение всего срока работы | |
Документ о переподготовке на тип ВС | ||
Документ КПК бортпроводника, старшего бортпроводника | 36 месяцев | |
Документ КПК бортпроводника-инструктора | 72 месяца | |
Задание на тренировку (АСП-суша) | 24 месяца | |
Задание на тренировку (АСП-вода) | 36 месяцев | |
Сертификат по обучению правил перевозки ОГ | 36 месяцев | |
Карта квалификационной проверки | 24 месяца | |
Журналы предварительной подготовки | 24 месяца |
РАЗДЕЛ 2 ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАБИННОГО ЭКИПАЖА.
Пункты | Содержание | Страницы |
2.1 | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. | D-19 |
2.2 | ОТБОР КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. | D-19 |
2.3 | ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА. | D-20 |
2.4 | ПРОГРАММА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БОРТПРОВОДНИКА. | D-24 |
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАБИННОГО ЭКИПАЖА.
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
АО «Авиакомпания АЗИМУТ» требует и гарантирует, что первоначальная подготовка кабинного экипажа проводится в соответствии с указанными в данной главе требованиями.
Первоначальное обучение проводится по программам подготовки бортпроводника, инструктора-проводника бортового (ИПБ), бортпроводника-старшего перед назначением на должность в АО «Авиакомпания «АЗИМУТ».
Кандидат на должность бортпроводника перед началом выполнения самостоятельных полетов на борту воздушного судна в качестве бортпроводника должен окончить программу первоначальной подготовки в учебном заведении ГА (АУЦ) включающую учебную практику для получения допуска на тип ВС в объеме 30 часов на воздушном судне на земле или на тренажерном устройстве (макете пассажирского салона воздушного судна), обеспечивающем имитацию реальных функций бортпроводника для обучения действиям в штатных, нештатных, аварийных ситуациях.
Бортпроводник перед выполнением самостоятельных полетов в качестве члена кабинного экипажа в АО «Авиакомпании АЗИМУТ», проходит подготовку по программе 2 раздел 1 ППКЭ сверх минимального состава экипажа или проходит переподготовку на новый тип ВС по программе 1 раздел 1 ППКЭ.
2.2 ОТБОР КАНДИДАТОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Отбор кандидатов для прохождения первоначальной и последующей профессиональной подготовки производится на основании Квалификационных требований, предъявляемых к членам кабинного экипажа предприятия.
Кандидат, не имеющий квалификации бортпроводника, проходит предварительное собеседование в СБП для определения возможности получения направления на медицинское освидетельствование ВЛЭК.
Состав рабочей группы для отбора кандидатов для обучения назначается Летным директором. Результаты отбора оформляются протоколом, на основании которого кандидат направляется в АУЦ для прохождения первоначальной и последующей профессиональной подготовки.
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ ЧЛЕНА КАБИННОГО ЭКИПАЖА АО «АВИАКОМПАНИЯ АЗИМУТ».
При приеме на работу к кандидатам на должность бортпроводника предъявляются следующие требования:
· Для бортпроводников не имеющих действующего свидетельства бортпроводника, возраст старше 18 лет;
· Гражданство РФ;
· Отсутствие медицинских ограничений к выполнению данной работы, согласно требованиям действующего законодательства РФ;
· Образование полное среднее, наличие высшего или средне-специального образования приветствуется;
· Знание английского или немецкого языка на уровне Intermediate;
· Грамотная речь, умение в четкой, доступной форме излагать свои мысли.
· Умение плавать.
· Отсутствие судимости.
· Наличие документа воинского учета для военнообязанных лиц.
· Наличие свидетельства бортпроводника (только для кандидатов с опытом работы в качестве бортпроводника).
При приеме на работу, с кандидатами на должность бортпроводника АО «Авиакомпания АЗИМУТ», проводится собеседование. Члены комиссии, в составе не менее пяти человек, проводят опрос бортпроводников по перечню вопросов, изложенных в протоколе собеседования. Комиссия создается из сотрудников АО «Авиакомпания АЗИМУТ», согласно приказу исполнительного директора.
Оценки в протоколе собеседования выставляются по пятибалльной системе.
Проходным баллом считается четыре и пять. Если количество соискателей превышает количество вакантных мест, отбор проходит по наивысшему среднему баллу.
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БОРТПРОВОДНИКА В АУЦ.
Первоначальная подготовка бортпроводника (initial qualification) - это учебная процедура, целью которой является освоение теоретических знаний и практических навыков, получение допуска к самостоятельной работе на типах ВС, получение специальных допусков и особых прав.
Первоначальная подготовка бортпроводника проводится в следующих случаях:
- при отсутствии квалификации бортпроводника;
- при потере квалификации бортпроводника в связи с перерывом в летной работе.
Курс первоначальной подготовки проводится с целью получения, закрепления профессиональных теоретических знаний и приобретения практических умений, необходимых для выполнения функциональных обязанностей и специализируется по типам ВС, которые эксплуатируются в АО «Авиакомпания АЗИМУТ».
Курс первоначальной подготовки включает в себя:
- теоретическую подготовку;
- тренажерную подготовку;
- учебную практику в объеме 30 часов на воздушном судне на земле или на тренажерном устройстве (макете пассажирского салона воздушного судна), обеспечивающем имитацию реальных функций бортпроводника для обучения действиям в штатных, нештатных, аварийных ситуациях;
- оценку компетентности.
2.3.1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Теоретическая подготовка проводится в сертифицированном АУЦ по подготовке авиационного персонала. Теоретическая подготовка проводится персоналом, который имеет соответствующие допуски для этого вида деятельности, согласно соответствующим программам и с использованием необходимого оборудования и средств.
Завершение каждого этапа первоначальной подготовки подлежит документальному оформлению: документы о прохождении первоначальной подготовки в АУЦ установленной формы; документы, удостоверяющие теоретическое и практическое обучение согласно государственным требованиям по дисциплинам: АСП, АБ, перевозка опасных грузов, СRМ.
2.3.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НА ВС.
С целью формирования общего представления о вновь осваиваемом воздушном судне, а также приобретения навыков использования систем и оборудования ВС, в программу первоначальной подготовки и переподготовки на тип ВС входят занятия на борту ВС. В процессе подготовки слушатели производят общий осмотр самолета и отрабатывают навыки эксплуатации электробытового оборудования.
Практические занятия на борту ВС могут быть заменены на занятия в сертифицированном АУЦ на многофункциональном работоспособном тренажере, который в достаточной мере отражает конфигурацию ВС, для эксплуатации которого проводится обучение.
ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.
С целью закрепления теоретических знаний и получения практических навыков по применению аварийно-спасательного оборудования типов ВС, действиям в аварийной ситуации и отработке навыков работы в пассажирской кабине на базе сертифицированных АУЦ проводится тренажерная подготовка.
Тренажерная подготовка осуществляется в соответствии с программами обучения, одобренными Авиационными властями РФ и проводится на тренажерных устройствах, одобренных Авиационными властями и полномочными представителями АО «Авиакомпания АЗИМУТ».
Тренажерная подготовка включает тренировку на тренажерах аварийных процедур (ТАП) и тренажерах типа «Сервис на борту».
Подготовка на тренажере аварийных процедур (ТАП) предназначена для закрепления знаний и отработки навыков и умений в эксплуатации аварийно-спасательного снаряжения, а также взаимодействия обучаемого с другими членами экипажа при вынужденной посадке и аварийном покидании ВС.
Тренажерная подготовка проводится в соответствии с программами подготовки по АСП (суша/вода) и не может быть заменена на подготовку по другой программе.
Программа тренажерной подготовки содержит необходимый перечень заданий и упражнений.
Специализированный тренажер «Сервис на борту» применяется при теоретической подготовке, изучении предметов узкой специализации, а также для:
- отработки навыков и умений предполетной проверки и эксплуатации систем ВС в различных эксплуатационных условиях;
- отработки навыков демонстрации АСО, инструктажа пассажиров-помощников;
- отработки техники подачи различных рационов питания;
- проведении ролевых игр, имитирующих различные условия и ситуации, возникающие в полете.
До начала тренажерной тренировки все оборудование, которое необходимо для отработки задач тренировки или проверки должно быть в исправном состоянии.
Тренировку и проверку проводит инструктор, допущенный к соответствующему виду тренировок и проверок на тренажере.
На предварительной подготовке инструктор, как минимум, доводит до тренируемых:
- порядок проведения тренировки (сценарий);
- характерные ошибки при выполнении элементов программы и рекомендации по их предотвращению;
При обучении на тренажерах ТАП исключение запланированных элементов не допускается. Введение в тренировку дополнительных элементов допускается при условии выполнения основной программы тренировки в полном объёме. Дополнительные элементы программы должны быть обсуждены на предварительной подготовке как вероятные.
При проверке работы инструктор должен обеспечить каждому члену кабинного экипажа возможность продемонстрировать соответствующие знания и навыки, требуемые в соответствии со стандартами АО «Авиакомпания АЗИМУТ».
В дополнение, оценка работы должна производиться с учётом применения учащимися навыков СRМ, включая навыки взаимодействия и обмена информацией.
После проведения тренажерной подготовки инструктор делает краткий анализ действий членов кабинного экипажа. С тренируемыми проводится обсуждение ошибок с совместным анализом их причин, а также вырабатываются рекомендации по их предотвращению. Для анализа используются технические средства мониторинга.
По результатам тренажерной подготовки экзаменатор делает вывод о соответствии или не соответствии уровня подготовки установленным требованиям и оформляет утвержденный бланк.
Лица, не прошедшие все элементы в полном объеме, или получившие неудовлетворительную оценку за тренажерную подготовку к дальнейшему прохождению обучения и сертификации не допускаются.
Тренажерная подготовка (включая проверку) проводится по каждому изучаемому типу ВС.
2.3.4 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА.
Учебную практику необходимо пройти в объеме 30 часов на воздушном судне на земле или на тренажерном устройстве (макете пассажирского салона воздушного судна), обеспечивающем имитацию реальных функций бортпроводника для обучения действиям в штатных, нештатных, аварийных ситуациях. Макет должен представлять собой части пассажирского салона воздушного судна, включающие: панели управления оборудованием пассажирского салона, оборудование связи и оповещения, буфетно-кухонное оборудование, кресла бортпроводников и пассажиров, туалет, бортовое аварийно-спасательное оборудование, аварийные выходы, являющиеся аналогичными используемым на воздушном судне. Учебная практика по аварийной эвакуации, пожаротушению и выживанию на воде проводится с использованием тренажерных устройств и технических средств обучения, обеспечивающих имитацию условий в аварийной обстановке. Обучаемый должен получить опыт при выполнении функций бортпроводника под контролем преподавателя авиационного учебного центра по действиям:
- в нормальных условиях;
- в особых случаях и альтернативных (резервных) процедурах;
- в аварийной обстановке;
- выполнение других специальных обязанностей.
2.3.5 ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ
После теоретической и тренажерной подготовок проводится итоговый экзамен в сертифицированном АУЦ. Способы и критерии оценки теоретических знаний и практических навыков изложены в РКЭ.
Успешно прошедшими обучение считаются слушатели, получившие оценки «3», «4» и «5» или «зачет» по всем экзаменуемым дисциплинам, включенным в учебный курс, кроме АСП - по курсу АСП оценка не ниже «4».
После успешного прохождения программы первоначальной подготовки в АУЦ кандидат на должность бортпроводника получает «Свидетельство бортпроводника ГА».
ПРОГРАММА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БОРТПРОВОДНИКА
2.4.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование предметов | Количество часов | |
Теоретические и практические занятия | Экзамен | ||
Основы воздушно-правовой подготовки | X | зачет | |
Конструкция и эксплуатация систем и оборудования | X | X | |
Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация | X | X | |
Аварийно-спасательная подготовка | X | X | |
4.1 | Аварийно-спасательная подготовка (суша) и БАСО | X | X |
4.2 | Аварийно-спасательная подготовка (водная) | X | |
Обеспечение авиационной безопасности | X | зачет | |
Медицинское обслуживание пассажиров Оказание доврачебной помощи | X | X | |
Организация перевозок на воздушном транспорте | X | X | |
Перевозка опасных грузов на воздушном транспорте | X | X | |
Сервис на борту ВС | X | X | |
9.1 | Технология обслуживания пассажиров | X | X |
9.2 | Организация питания на борту ВС | X | X |
9.3 | Сервисное общение | X | зачет |
Организация работы бортпроводника | X | - | |
Нормы и требования охраны труда | X | зачет | |
Особенности выполнения полётов на ВВЛ и МВЛ | X | - | |
Управление ресурсами экипажа и человеческий фактор | X | - | |
Обеспечение безопасности полета. СУБП /SMS | X | зачет | |
Профессиональный английский язык | X | X |
РАСШИРЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА.
ОСНОВЫ ВОЗДУШНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ.
№ пп | Наименование тем |
Международное воздушное право | |
Национальное воздушное право | |
ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» | |
ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» | |
Авиационная терминология | |
Метеорология | |
Управление воздушным движением | |
Нормативные документы авиакомпании/авиапредприятия Стандартные операционные процедуры (технологии) | |
8.1 | Философия, структура и применение стандартов |
Зачет |