П О Л О Ж Е Н И Е об амбулатории общей практики
1. Амбулатория общей практики (АОП) является лечебно-профилактическим учреждением, деятельность которого направлена на проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; раннее выявление больных; диспансеризацию здоровых и больных, оказание квалифицированной медицинской помощи населению; просвещение по наиболее важным проблемам здравоохранения, пропаганду и стимулирование здорового образа жизни; содействие обеспечению населения основными лекарственными средствами.
2. Амбулатория общей практики является самостоятельным учреждением и организуется в установленном порядке в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах для оказания первичной медицинской помощи населению, проживающему в районе ее деятельности по участково-территориальному (территориальному) принципу и прикрепленным сотрудникам предприятий, учреждений и организаций.
3. Граница района деятельности АОП, перечень организаций, которые она обслуживает, устанавливаются органом здравоохранения по подчиненности амбулатории общей практики.
4. Основными задачами амбулатории общей практики являются:
4.1. Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди обслуживаемого населения, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;
4.2. Оказание квалифицированной медицинской помощи населению непосредственно в амбулатории и на дому;
4.3. Организация и осуществление диспансеризации обслуживаемого населения;
4.4. Организация и проведение мероприятий по просвещению населения по наиболее важным проблемам здравоохранения, по гигиеническому воспитанию и стимулированию здорового образа жизни;
4.5. Организация и осуществление мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка, в том числе планирования семьи.
5. Для осуществления этих задач АОП организует и проводит:
5.1. Оказание первой и неотложной медицинской помощи больным при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях.
5.2. Оказание врачебной помощи на дому больным которые по состоянию здоровья и характера заболевания не могут посетить врачебную амбулаторию, нуждаются в постельном режиме, систематическом наблюдении врача или решении вопроса о госпитализации.
5.3. Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объеме обследование больных и здоровых, обратившихся в амбулаторию общей практики.
5.4. Своевременное и квалифицированное оказание врачебной помощи населению как на амбулаторном приеме в амбулатории, так и при оказании помощи на дому.
5.5. Своевременную госпитализацию лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием больных в соответствии с профилем заболевания.
5.6. Профилактические осмотры: предварительные при поступлении на работу, и целевые.
5.7. Диспансеризацию населения, в том числе: отбор лиц (здоровых и больных), подлежащих динамическому наблюдению за состоянием их здоровья. Обеспечивает их квалифицированное обследование и систематическое лечение в зависимости or характера и течения заболевания, изучение условий их труда и быта, разработку и осуществление необходимых мер профилактики.
5.8. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья подростков, изучение условий их труда и быта, осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий.
5.9. Противоэпидемические мероприятия (совместно с санэпидслужбой): прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с заразным больным, и за реконвалесцентами, оповещение территориальных центров гигиены и эпидемиологии.
5.10. Экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности больных (рабочих и служащих), выдачу и продление листков нетрудоспособности и трудовых рекомендаций нуждающимся в переводе на другие участки работы, отбор на санаторно-курортное лечение.
5.11. Направление в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.
5.12. Санитарно-просветительную работу среди обслуживаемою населения, подростков и рабочих промышленных предприятий, их гигиеническое воспитание.
5.13. Мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала (направление в стационары больниц, семинары, декадники и усовершенствование в институтах усовершенствования врачей).
5.14. Мероприятия по приближению внебольничной помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ.
5.15. Комплекс санитарно-гигиенических мероприятий в сельских населенных пунктах (текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест и т.д.).
5.16. Оказание населению скорой врачебной помощи в объеме и часы суток, согласованные в установленном порядке с территориальным органом здравоохранения.
5.17. Изучение состояния здоровья обслуживаемого населения, выявляет лиц с риском заболеваний и осуществляет необходимые оздоровительные мероприятия.
5.18. Активное комплексное лечение заболеваний терапевтического, педиатрического, неврологического, гинекологического, оториноларингологического и офтальмологического профиля в объемах стандартов лечебно-диагностической помощи, разрабатываемых областными (Минским городским) органами управления здравоохранением на основании общереспубликанских стандартов, утверждаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также занимается малой амбулаторной хирургией.
5.19. Наблюдение и лечение больных, перенесших хирургические вмешательства, с выполнением всего комплекса необходимых мероприятий, возможных в условиях данной амбулатории.
5.20. В необходимых случаях направление пациентов на консультации и лечение к любому необходимому специалисту в пределах района и за его пределы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
5.21. Контроль за лечением и оздоровлением пациентов, проживающих в районе обслуживания, при направлении их в другие лечебно-профилактические учреждения.
5.22. Раннее взятие беременных на учет, их систематическое наблюдение и обследование в объеме, установленном приказами и инструкциями Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Физио-психопрофилактическую подготовку беременных к родам.
5.23. Контроль за трудоустройством беременных женщин и гинекологических больных.
5.24. Осмотр всех женщин, обратившихся впервые в течении года, независимо от возраста и характера заболевания.
6. Рекомендуемый перечень кабинетов и помещений амбулатории общей практики:
- регистратура;
- кабинет врача общей практики;
- кабинеты приема фельдшера и акушерки;
- кабинет функциональной диагностики;
- кабинет для лаборатории;
- физиотерапевтический кабинет;
- процедурный кабинет;
- перевязочная;
- аптечный киоск;
- стоматологический кабинет;
- дневной стационар;
- комната для ожидания приема.
Конкретная структура АОП устанавливается органом здравоохранения по подчиненности в зависимости от местных условий.
7. Оснащение АОП медицинской аппаратурой, инструментарием, твердым и мягким инвентарем, хозяйственным имуществом производится в соответствии с действующим табелем, утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
8. Подчиненность АОП определяется в установленном порядке.
9. Непосредственное руководство АОП осуществляет главный врач, права и обязанности которого определяются в установленном порядке. Главный врач АОП несет полную ответственность за ее деятельность, объем и качество оказываемой медико-санитарной помощи.
10. Режим работы АОП устанавливается органом здравоохранения по подчиненности с учетом потребности населения и конкретных условий.
11. Планирование деятельности АОП производится в установленном порядке.
12. Штаты АОП устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами с учетом объема работы.
13. Финансирование АОП осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовые средства выделяются в установленном порядке по нормативу бюджетного финансирования из расчета на одного жителя и который устанавливается соответствующим территориальным органом управления здравоохранением по согласованию с финансовыми органами. Величина норматива бюджетного финансирования определяется с учетом обоснованных социальных норм и нормативов в обеспечении потребности населения в медицинской помощи и обеспечивающий компенсацию материальных и приравненных затрат на оказание медицинской помощи, создание и развитие материально-технической базы, оплату труда и материальное стимулирование медицинского персонала обшей практики.
Главный врач амбулатории общей практики является распорядителем финансов, выделенных на оказание первичной медико-санитарной помощи обслуживаемому населению.
Ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности амбулатории общей практики осуществляет бухгалтерия соответствующего территориального органа здравоохранения.
14. Конкретный объем и характер помощи, оказываемой в амбулатории общей практики, определяется территориальным органом управления здравоохранением в зависимости от материально-технической оснащенности, подготовленности медицинского персонала и оговариваются в установленном порядке.
15. Учет деятельности персонала и подразделений амбулатории общей практики осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь по учетным и отчетным документам, утвержденным Министерством статистики и анализа и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
16. Амбулатория общей практики, является самостоятельным учреждением, пользуется правами юридического лица, имеет круглую печать и штамп с обозначением своего наименования.
ПОЛОЖЕНИЕ о враче общей практики
Общие положения.
1.1. Врач общей практики (ВОП) - специалист, имеющий высшее базовое медицинское образование по специальности ''лечебное дело", прошедший дополнительное профессиональное обучение, ориентированное на первичную медико-санитарную помощь, и допущенный к медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Характер помощи, оказываемой общепрактикующим врачом, наряду с терапевтической и педиатрической включает помощь по наиболее часто встречающимся видам патологии в области неврологии, малой амбулаторной хирургии, оториноларингологии, офтальмологии, акушерства и гинекологии.
1.2. Общая практика включает как минимум: содействие поддержанию и укреплению здоровья населения; просвещение по наиболее важным проблемам здравоохранения, пропаганду и стимулирование здоровою образа жизни и улучшение состояния окружающей среды на местном уровне; охрану здоровья матери и ребенка, в том числе планирование семьи; иммунизацию против основных инфекционных заболеваний; профилактику эндемических болезней и борьбу с ними; соответствующее лечение наиболее распространенных заболеваний и травм, а также услуги по реабилитации и поддерживающей терапии; содействие обеспечению населения основными лекарственными средствами.
1.3. Врач общей практики работает в территориальной системе первичной медико-санитарной помощи, осуществляет широкий диапазон интегрированных услуг здравоохранения, обеспечивает повышение доступности и приближение медицинской помощи к месту проживания обслуживаемого населения, способствует улучшению ее качества и объема, а также более рациональному и эффективному использованию финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
1.4. Деятельность ВОП (общая практика) осуществляется на базе действующих или специально создаваемых учреждений здравоохранения.
В своей работе врач общей практики руководствуется соответствующими нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения, инструктивно-методическими материалами Министерства здравоохранения Республики Беларусь, настоящим Положением.
1.5. Прием на работу и увольнение врача общей практики осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
1.6. Оплата труда врача общей практики осуществляется в порядке, определяемом действующим законодательством.
1.7. Врач общей практики оказывает первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению независимо от возраста и пола.
При необходимости, по решению местного органа управления здравоохранением, врач общей практики может обслуживать население определенного возраста (дети 0-14 лет, взрослые 15 лет и старше).
Контингент населения, его возрастно-половая структура, а также максимальная численность прикрепленного населения оговариваются в установленном порядке.
1.8. Формирование контингентов населения, которым врач общей практики оказывает медицинскую и профилактическую помощь проводится по данным физической переписи населения из расчета не менее 1000 человек всех возрастов на 1 врача.
При работе нескольких врачей общей практики в одном территориальном учреждении здравоохранения население имеет право свободного выбора врача. Данное право реализуется путем ежегодной записи населения к одному из работающих врачей.
1.9. Конкретный объем и характер помощи, оказываемой врачом общей практики, определяется руководителем учреждения в зависимости от материально-технической оснащенности.
1.10. Врач общей практики осуществляет свою деятельность совместно с другим медицинским персоналом. Работа медперсонала общей практики строится по утвержденным руководителем учреждения здравоохранения правилам внутреннего трудового распорядка и утвержденными в установленном порядке должностными инструкциями, графика работы, с ежедневным табельным учетом рабочего времени.
1.11. Оценка деятельности врача общей практики осуществляется по показателям его деятельности и отсутствию дефектов в работе, в соответствии с моделями конечных результатов, разрабатываемыми областными (Минским городским) органами управления здравоохранением на основе "Типовых моделей конечных результатов деятельности врача общей практики", утверждаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
1.12. Повышение квалификации врача общей практики, аттестация на соответствие занимаемой должности и присвоение квалификационной категории осуществляется в установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядке.