Современные методики реабилитации детей с заболеваниями ЦНС
В наше время существует много методик, применяемых при реабилитации детей с ДЦП. Популярность все больше приобретают иппотерапия (лечебная верховая езда) и дельфинотерапия. Так же широко применяются авторские методики массажа и лечебной гимнастики.
Гимнастика по методу Войтазаключается в изменение мышечного тонуса в процессе рефлекторных движений. Эта методика заключает в себе способность формирования глобального стереотипа движений, т.е. образца движений, которые распространяются по всему телу. Рефлекторная гимнастика по Войта широко применяется в педиатрии для лечения моторной патологии. Терапевтически контролируемые рефлекторные движения дают возможность привести к норме и зафиксировать это состояние у грудных детей с синдромом мышечной дистонии и с угрозой формирования спастики. Таким образом, успешно производится профилактика развития детского церебрального паралича. Гимнастика по Войту направлена на обучение ребенка правильности движений: формированию выпрямительных реакций, нормальной опоры стоп и рук, перекрестному паттерну движения. Первое, что учится делать малыш, это, лежа на животике, пытаться ползти (конечно, это еще не перекрестное ползание на четвереньках). Чем чаще выкладывать ребенка на живот, тем быстрее и лучше он начнет ползать, тем быстрее он будет развиваться, тем быстрее будет расти его мозг.
PNF-гимнастика. Проприоцептивное нервно-мышечное упрощение или PNF является одним из видов терапии, основанной на принципах функциональной анатомии человека и нейрофизиологии. Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение или сжатие. Проприоцепторы– это периферические элементы сенсорных органов, расположенные в мышцах, связках, суставных сумках, в коже и свидетельствующие об их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в пространстве). Воздействуя на данные рецепторы, можно стимулировать, инициировать и облегчить выполнение какого-либо движения. Метод PNF включает в себя ряд упражнений, способствующих растяжению болезненных, напряженных мышц в организме. В результате двигательных дефектов возникает нагрузка на мышцы, что приводит к боли. В процессе проприорецептивного нервно-мышечного упрощения удается исправить некоторые дефекты. Также даются рекомендации, как исключить лишнюю нагрузку на мышцы и конечности при любой физической активности. PNF достигает этой цели за счет серии упражнений на растяжку, которые пациент может применять в повседневной жизни.
Проприоцептивное нервно-мышечное проторение также используется в качестве реабилитационной терапии для улучшения гибкости, силы и диапазона движения поврежденных мышц. Данный метод позволяет добиться выполнения движений, которые пациент по каким-либо причинам не может произвести самостоятельно.
Дельфинотерапия. Особенно эффективно дельфинотерапия сказывается на детях, которые страдают функциональными нарушениями ЦНС, аутизмом, ДЦП, проблемами слуха и речи. Дельфинотерапия воздействует на человека комплексно. В первую очередь дельфинотерапия – это лечение ультразвуком, который используется в медицине уже много десятков лет. Ультразвук воздействует на человека на клеточном уровне. Дельфины являютсяприродными излучателями ультразвука. Благодаря клеточному массажу, который производит ультразвук, улучшается межклеточный обмен веществ, и полезные вещества быстрее проникают в клетки организма. Ультразвук способствует устранению застойной жидкости в организме. Помимо этого, ультразвук способен снимать боль. Для дельфинов издавать звуковые сигналы естественно, ведь с помощью этого они обнаруживают под водой предметы.
Иппотерапия. Иппотерапия - это физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.
Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:
- противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;
- развивать физическую активность больного;
- способствовать восстановлению нарушенных функций;
- улучшать и восстанавливать утраченные навыки;
- обеспечивать профессиональную реабилитацию, формируя новые и восстанавливая утраченные навыки.
В современной Европе лечебная верховая езда стала развиваться в последние 30-40 лет. В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве детского экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах.
Выбор и последующее применение любых методик выполняется врачами и специалистами. Родители в домашних условиях могут выполнять их рекомендации после подробных консультаций.
Практические занятия
Практическое занятие №1
1. Вопросы и пояснения по лекции №4.
2. Ознакомление с основными таблицами норм физических параметров.
3. Оценка родителями - тьюторами ребенка младшего возраста с ДЦП по одной из предложенных шкал. (На примере конкретного пациента).
4. Оценка родителями – тьюторами ребенка среднего или старшего возраста с ДЦП по одной из предложенных шкал. (На примере конкретного пациента).
5. Создание родителями – тьюторами своих нагрузочных тестов.
Практическое занятие №2
1. Пояснения к лекции №5
2. Освоение родителями – тьюторами на практике с данными пациентами приёмов, описанных в лекции №5.
Практическое занятие №3
1. Применение родителями – тьюторами на практике с конкретными пациентами вспомогательных средств (мячей, вибрационных тренажеров) для расслабления спастичных мышц.
Практическое занятие №4
1. Пояснения к лекции №6.
2. Применение родителями – тьюторами на практике элементов пассивной гимнастики в работе с детьми разного возраста.
Практическое занятие №5
1. Подбор родителями – тьюторами упражнений для данного ребенка.
2. Проверка правильности разработанных родителями комплексов.
3. Проведение родителями – тьюторами занятий по ими же разработанным комплексам.
Практическое занятие №6
1. Проведение родителями – тьюторами идеомоторной тренировки применительно к себе.
2. Проведение практических идеомоторных тренировок с конкретными пациентами – детьми старшего возраста.
Практическое занятие №7
1. На основе ранее изученных комплексов подбор родителями – тьюторами упражнений, направленных на улучшение способности разгибания верхних конечностей.
2. Применение подобранных упражнений на практике с конкретным ребенком.
Практическое занятие №8
1. На основе ранее изученных комплексов подбор родителями – тьюторами упражнений, направленных на улучшение способности разгибания нижних конечностей.
2. Применение подобранных упражнений на практике с выбранным ребенком.
Практическое занятие №9
1. На основе ранее изученных комплексов подбор родителями – тьюторами упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета.
2. Применение подобранных упражнений на практике с выбранным ребенком.
Практическое занятие №10
1. Пояснения к лекции №8.
2. Освоение и закрепление родителями – тьюторами способов перевода ребенка в положение «сидя». (работа с детьми).
Практическое занятие №11
1. Пояснения к лекции №9.
2. Освоение и закрепление на практике с детьми вставанию на четвереньки и ползанью.
Практическое занятие №12
1. Демонстрация обучения ползанью в тренажере Гросса.
2. Работа с детьми. Обучение ползанью на коленях.
Практическое занятие №13
1. Пояснения к лекции №10.
2. Вертикализация ребенка с применением опоры. Работа с детьми.
3. Обучение ребёнка ходьбе с применением тренажера Гросса.
Практическое занятие №14
1. Работа с детьми. Обучение ходьбе при помощи брусьев.
2. Работа с детьми. Ходьба с применением различных опор для ходьбы.
3. Ходьба приставным шагом.
Практическое занятие №15
1. Обучение родителей – тьюторов диафрагмальному дыханию.
2. Обучение родителей правильному дыханию при выполнении физических нагрузок.
3. Обучение родителей правильному дыханию во время релаксации.
Практическое занятие №16
1. Работа с детьми старшего возраста. Обучение родителями – тьюторами детей правильному дыханию во время занятий.
2. Работа с детьми старшего возраста. Обучение родителями – тьюторами детей правильному дыханию в периоды отдыха.
Практическое занятие №17
1. Разработка родителями – тьюторами комплексов упражнений с применением подручных средств, предметов обихода, спортивного инвентаря.
2. Оценка целесообразности применения выбранных предметов.
3. Применение разработанных комплексов на практике.
Практическое занятие №18
1. Разработка родителями – тьюторами комплексов упражнений с применением аппаратов механотерапии и различных тренажеров.
2. Оценка целесообразности применения выбранных технических средств.
3. Применение разработанных комплексов на практике.
Практическое занятие №19
1. Пояснения по лекции №12.
2. Проведение вместе родителем – тьютором вместе с инструктором гимнастики по методу Войта.
Практическое занятие №20
1. Работа с детьми. Проведение гимнастики по методу Войта родителем – тьютором под контролем инструктора
Комплекс упражнений для детей младшего и среднего возраста с ДЦП атонически-астатической формы, способных передвигаться самостоятельно.
1.Исходное положение (далее И.П.) стоя, руки вдоль туловища. Ходьба на месте. Шаги выполняются четко, ритмично. Продолжительность – 0,5 – 1 мин.
2.И.П. то же, руки на поясе. Ходьба приставным шагом левым – правым боком. Продолжительность – 1 – 2 мин.
3.И.П. то же. Смена положений рук: руки вперед, руки в стороны, руки вверх, руки на пояс, руки к коленям, руки к плечам, руки за голову и т.п. На выполнение каждой команды давать не более 2 – 3 сек. Продолжительность - 2 мин.
4.И.П. то же. Выпады по 2 – 3 влево – вправо, вперед.
5.И.П. то же. Руки на поясе. Наклоны по 3 – 4 влево – вправо. Темп медленный, но без остановок.
6.И.П. то же. Равновесие. Руки вперёд, опираясь на правую ногу, левую ногу, согнутую в колене, поднять под прямым углом к туловищу, удержать 3 сек., вернуться в И.П.. Проделать то же с опорой на левую ногу. Повторить 4 – 6 раз.
7.И.П. то же. Приподнять левую ногу, согнутую в колене, хлопнуть по ней ладонью правой руки, вернуться в И.П.. Повторить то же с другими конечностями. Продолжительность выполнения упражнения – 1 мин.
8.Ходьба по линии (ленте), по скамейке (бревну), спиной вперёд, с высоким подниманием бедра. Данные виды ходьбы можно выполнять с поддержкой.
9.Преодоление препятствий. Переступание через предметы различной величины, полоса препятствий, включающая зигзагообразную ходьбу, прохождение над препятствием и под препятствием и т.п.
10.Повороты на ЛЕ-во, на ПРА-во, КРУ-гом.
Методические указания:
- при выполнении упражнений в начале курса следует уделять внимание не скорости, а правильности выполнения;
- темп выполнения и количество повторений упражнений увеличивать постепенно;
- при необходимости, некоторые упражнения можно проводить у опоры.