Силовая и коррекционная функция мышц нижних конечностей
Экстензоры | Основная функция | Флексоры | Основная функция |
Икроножная мышца, длинные и короткие сгибатели пальцев | Отталкивание от опорной поверхности Вертикальные, продольные и поперечные перемещения ОЦМ | Передняя большеберцовая мышца, длинный разгибатель пальцев | Коррекция положения стопы в переносную и опорную фазы шага |
Четырехглавая мышца бедра | Амортизация переднего толчка и последующее разгибание в коленном суставе в фазу опоры | Полусухожильная и двуглавая мышца бедра | Регуляция скоростных параметров движения в коленном суставе в переносную и опорную фазы шага |
Большая ягодичная мышца | Разгибание в тазобедренном суставе в фазу опоры | Сгибатели бедра | Коррекция положения и скорости сгибания в тазобедренном суставе в переносную и опорную фазы шага |
Методика обучения ходьбе
Обучение ходьбе является важной задачей ЛФК. Методика обучения ходьбе применяется в процессе реабилитации при самых разнообразных заболеваниях и последствиях травм. Прежде всего, это последствия травм и заболеваний нервной системы: травмы спинного мозга, постинсультные параличи; тяжелые травмы опорно-двигательного аппарата, сопровождающиеся длительной вынужденной гиподинамией, нарушением и дефектами опорных структур (деформации, ампутации конечностей). Большое значение обучение ходьбе имеет при лечении многочисленного контингента больных с заболеванием суставов нижних конечностей (артрозы коленного, тазобедренного и голеностопного суставов).
Существует три основных направления обучения ходьбе.
1. Обучение ходьбе больных в значительной степени или полностью утративших навыки ходьбы.
2. Обучение ходьбе в изменившихся биомеханических условиях (ходьба в ортопедических аппаратах при параличах мышц, ходьба на протезе после ампутации конечности).
3. Обучение ходьбе пациентов, у которых в результате травмы или заболевания сформировался патологический стереотип ходьбы – привычная хромота или патологический тип походки.
Методика обучения ходьбе включает три обязательных компонента:
– восстановление функции ослабленных мышц методом целенаправленной их тренировки;
– восстановление нормальной подвижности в суставах конечности – методика разработки движений в суставах, механотерапия;
– восстановление нарушенного двигательного стереотипа – согласованной, ритмичной рефлекторной работы мышц – собственно методика обучения ходьбе.
При не устранимом нарушении биомеханики нижних конечностей обучение ходьбе проводится в условиях опоры на трость, ходьбе в фиксирующем аппарате, на протезе.
Собственно обучение ходьбе начинается после выработки устойчивого правильного распределения нагрузки на обе ноги и проводится у шведской стенки, с опорой на рейку или трость. Обучают правильному выравниванию головы, не смотреть под ноги – это снижает устойчивость, выравнивать голову по линии взгляда по уровню горизонта. Во время тренировок больной осваивает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц, вырабатывает устойчивость и равновесие, координацию движения, осваивает технику ходьбы, фазы шага (опора на пятку, носок, перенос конечности в различные фазы шага).
В начале у больного отмечается скованность движений туловища и конечностей, наклон головы вперед. По мере освоения ходьбы вырабатывается непринужденная походка, координация между верхними и нижними конечностями при ходьбе. Первый шаг делают здоровой ногой. Сначала разучивают одиночный шаг, после чего переходят к обучению двойного шага. Целесообразно делать шаги небольшой величины, что облегчает обучение. Ходьба осуществляется относительно прямой линии на полу, так называемой направляющей ходьбы, пред двумя расположенными напротив зеркалами. Следует обратить внимание на то, чтобы больной не расставлял широко ноги и не делал широкий шаг. Ходьбу проводят в обуви с каблуком, под ритмичную музыку или удары метронома в такт шага. При выносе конечности движения осуществляют только за счет тазобедренного сустава. Для правильного удержания таза над больной конечностью проводят специальную тренировку мышц туловища и отводящих бедро мышц. При наличии приводящей контрактуры применяют упражнения – пружинящие наклоны в сторону больной ноги. При сгибательной контрактуре – упражнения на обеих ногах на расстоянии 0,5 м от гимнастической стенки лицом к ней – пружинящие разгибания туловища с опорой на рейку. Стопы в положении максимального тыльного сгибания с опорой на носок. При необходимости использования дополнительной опоры особое внимание уделяют опорной функции рук. Обучение ритмичности ходьбы и степени нагружения конечности проводят с использованием обратной связи, применяют, например световую, вибрационную или звуковую сигнализацию для степени нагружения и ритмичности. Это помогает уменьшить число ошибок во время стояния и ходьбы. Для тренировки вестибулярного аппарата применяют качание на качелях стоя и сидя. Для тренировки мышц, важных для ходьбы, применяют упражнения с резиновыми эспандерами и эластичными тягами. Для восстановления объема движений в суставах – механотерапию.
Дополнительная опора при ходьбе осуществляется на трость, костыли (подмышечные или с локтевым упором – канадские), на ходунки, параллельные брусья.
Существует определенная техника ходьбы с использованием дополнительной опоры. Различают ходьбу с опорой на одну трость, с порой на две трости с частичной разгрузкой одной или обеих ног, ходьбу на костылях с полной разгрузкой одной из нижних конечностей. Для устойчивости вместо трости могут использоваться костыли с локтевым упором или подмышечные костыли.
Ходьба с опорой на трость. Опора на трость позволяет уменьшить нагрузку контрлатеральной нижней конечности до 20% от веса тела. Длина трости имеет большое значение для формирования правильного типа походки. Короткая трость снижает поддержку в период опоры, а длинная трость вызывает перегрузку мышц рук. Длину трости определяют в вертикальном выпрямленном положении больного так, чтобы рука, опирающаяся на трость, была согнута в локтевом суставе под углом 200º при расположении трости на уровне большого вертела строго вертикально. Трость удерживается в руке, противоположной ослабленной нижней конечности (основное правило обучения ходьбе с тростью). Опора на трость, производится одновременно с опорой на ослабленную ногу. При таком способе опоры, помимо разгрузки ослабленной ноги, опора на трость помогает удержать таз от наклона во фронтальной плоскости, дублируя функцию ослабленной средней ягодичной мышцы на стороне больной ноги. Таким образом, опора на трость позволяет восстановить симметричность походки, снижая дополнительную нагрузку на больную ногу, связанную с раскачиванием таза. Если же трость ошибочно располагается на больной стороне, нагрузка на суставы увеличивается четырехкратно за счет раскачивания тела во фронтальной плоскости.
Первый шаг делают больной ногой, одновременно вынося трость для опоры, опора на больную ногу сопровождается опорой на трость, затем здоровая нога «шагает» между тростью и больной ногой. Шаги должны быть небольшими не более длинны стопы, затем переходят к обучению ходьбе в среднем темпе.
Ходьба с опорой на две трости. Опора на две трости позволяет снять нагрузку с больной ноги до 50% от веса тела. Техника ходьбы с опорой на две трости. Исходное положение: опоры тростей или костылей располагают примерно 6 см вперед и на 15 см латеральнее стопы. Фазы ходьбы: 1 шаг – опора на правую ногу (на пятку) и левую трость (костыль), опора на передний отдел стопы и перенос левой ноги и правой трости вперед. Затем 2 шаг - опора на левую ногу и правую трость.
Шаг правой ногой – опора на пятку | |
Перенос веса тела на передний отдел стопы. Перенос левой ноги и левого костыля | |
Шаг левой ногой – опора на пятку | |
Перенос веса тела на передний отдел левой стопы. Перенос правой ноги и левого костыля |
Ходьба с костылями с полной разгрузкой одной ноги. Исходное положение стоя на одной ноге. Расположение костылей см. выше. Техника ходьбы: вынос костылей на 25–35 см вперед. Опора на костыли. Перенос тела и опора на здоровую ногу на расстоянии 25–35 см впереди костылей. Верхняя часть костылей должна быть плотно прижата руками к боковой поверхности грудной клетки, верхняя часть костыля фиксируется в подмышечной впадине, но не нагружается, а опора производится на руки.
Лекция 11
1. Упражнения с предметами.
2. Понятие механотерапии в реабилитации. Виды тренажеров.
Упражнения с предметами.
Чтобы разнообразить занятия с детьми в домашних условиях, можно выполнять упражнения с предметами. Например, гимнастическую палку можно изготовить в домашних условиях. Так же можно использовать шарики, мячи, массажные коврики, утяжелители, игрушки.