Объём движений в суставах конечностей.
Таблица объёма анатомически допустимых движений в суставах конечностей. (Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В., 2003).
№ | Название сустава | Функция | Объем анатомически допустимых движений (0) |
Плечевой | Сгибание - разгибание | 130 - 150 | |
Отведение | 90 – 100 | ||
Ротация | 70 – 80 | ||
Локтевой | Сгибание - разгибание | 140 – 150 | |
Пронация - супинация | 140 - 170 | ||
Лучезапястный | Сгибание - разгибание | 150 – 160 | |
Отведение - приведение | 70 - 90 | ||
Тазобедренный | Сгибание – разгибание | ||
Отведение - приведение | 80 – 90 | ||
Ротация | |||
Коленный | Сгибание – разгибание | ||
Голеностопный | Сгибание – разгибание | ||
Отведение - приведение |
Способы оценки работы мышц
Существует большое количество тестов для определения функционального состояния различных мышц и мышечных групп. Для оценки функционального состояния мышц туловища и шеи могут быть рекомендованы следующие тесты.
Для оценки мышц спины:
Положение больного лежа на животе, руки вытянуты вперед. Обследующий одной рукой фиксирует руки пациента, другой — таз. Пациент должен поднять голову и удерживать ее в этом положении до 5—10 с.
Лежа на животе или сидя. Обследующий произволу двумя пальцами надавливающее движение вдоль позвоночника с обеих сторон, пытаясь вызвать его выпрямление. При этом оцениваются двигательная реакция больного и длительность сохранения выпрямленного положения.
Силовая выносливость мышц спины определяется в исходном положении лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах ладонями вниз, первые пальцы на уровне плечевых суставов. Осуществляется поднимание головы и плеч с отрывом рук от опоры и удержание этого положения в течение 5—10 с.
Сохранение равновесия, в позе сидя «по-турецки», при легких толчках туловища в разных направлениях.
Сохранение осанки и равновесия в положении сидя с выпрямленной спиной, удерживая на голове мешочек с песком (вес 50 г). При этом отмечается длительность выполнения, которая составляет не менее 1 мин.
Для оценки мышц брюшного пресса:
Лежа на спине, ноги согнуты, стопы на опоре. Обследующий фиксирует согнутые ноги ребенка, который без помощи рук садится, приближая голову и туловище к коленям. Фиксируется количество повторений движений.
Лежа на спине, ноги согнуты в том же положении, туловище изогнуто вправо или влево. Обследуемый садится. Движения следует повторить 3—5 раз.
Наибольшей подвижностью обладают верхние конечности, играющие огромную роль при выполнении различных двигательных актов, в частности при ходьбе, беге, плавании и т.д. При оценке активных движений обращается внимание на степень трудности выполнения определенных действий, оценивается функция мышц и их утомляемость.
Характер и степень поражений верхних конечностей наглядно демонстрирует выполнение следующей пробы. Ребенок, сидя на стуле, должен отвести руки в стороны, а затем хлопнуть в ладоши над головой. При выполнении этого задания определяется необходимость измерения амплитуды движения во всех суставах или же можно ограничиться оценкой движений кисти или пальцев. Чем больше и серьезнее ограничены двигательные возможности, тем с большим трудом выполняется эта проба, особенно при спастических формах заболевания.
Измерение амплитуды движений в суставах верхних конечностей проводится индивидуально и в определенной последовательности. При этом определяется степень выраженности мышечного тонуса, которую можно характеризовать по шестибалльной шкале:
0 баллов — резко выражен гипертонус мышц, стойкая контрактура сустава (анкилоз), полностью отсутствуют пассивные и активные движения;
1 балл — резко выражен гипертонус мышц, контрактура сустава, определяется незначительная амплитуда при пассивных движениях с максимальным усилием;
2 балла — значительный гипертонус мышц, контрактура сустава, при пассивных движениях выполняется до 50% физиологической амплитуды движений;
3 балла — умеренный гипертонус, пассивно осуществляются движения в объеме от 50 до 70% физиологической нормы;
4 балла — незначительный гипертонус, сохранен полный объем движений в суставе, имеется небольшое увеличение сопротивления пассивным движениям;
5 баллов — физиологический тонус, соответствующий уровню непораженной конечности.
При атонически-астатической форме заболевания тонус мышц, как правило, снижен, реже — не претерпевает существенных изменений.
Следует упомянуть, что ручная динамометрия у больных ДЦП нецелесообразна, поскольку не отражает истинного состояния мышц верхних конечностей. Гораздо показательнее оценка характера произвольных движений с учетом амплитуды, направления, силы, скорости, ритма и т.п.
Для оценки координации движений верхних конечностей и взаимодействия мышц-антагонистов могут рекомендоваться тестовые задания скоростного характера. Например, тест может выполняться больным лежа на спине или сидя, руки вдоль туловища. Движения каждой рукой выполняются отдельно с максимальной скоростью. Больной в течение 10—15 с. выполняет сгибание-разгибание в локтевом суставе, каждый раз касаясь пальцами плечевого сустава. При этом сгибание сочетается с супинацией предплечья, а разгибание — с его пронацией. Подсчитывается число выполненных за указанный период движений с учетом характера и выполнения.
Для оценки движений пальцев можно использовать следующий тест: с максимально возможной быстротой пациент сжимает пальцы в кулак и разжимает с максимальным выпрямлением и разведением. Подсчитывается количество движений за 10 с.
Для функциональной оценки возможностей верхних конечностей могут использоваться интегративные тесты.
1. Сгибание и разгибание в лучезапястном суставе. Ребенок, сидя на кресле, свешивает кисти рук с подлокотников и производит попеременное разгибание правой кисти, затем — левой. Всего производится 10 движений. Для здорового ребенка норма составляет 12—15 с. Во время выполнении задания отмечается наличие компенсаторных движений, интенсивность гиперкинезов и т.п.
2. Супинация-пронация предплечий. Выполняется 10 движений предплечьем за 40—50 с, что может рассматриваться как норма. Пациент должен отметить степень утомляемости, помимо этого оценивается скованность мышц плечевого пояса.
«Колечко» — тест для оценки манипулятивной функции кисти. Производится поочередное противопоставление цепного пальца всем остальным. Время выполнения его в норме составляет 6—7 с, причем обычно противопоставление мерного пальца второму и третьему осуществляется легче, чем четвертому и пятому.
Построение пирамиды из кубиков или одевание колец на вертикальный стержень. Тест заключается в захвате предмета и возможности его расположения в определенной последовательности. Регистрируется время выполнения теста.
С той же целью могут проводиться различные тестовые задания в виде шнурования, заплетения «косички» из нитяной пряжи, застегивание - расстегивание ряда пуговиц и т.д.
Одним из основных видов локомоции человека является ходьба, в которой участвуют не только мышцы нижних конечностей, но и другие мышцы тела. Однако разнообразные нарушения согласованной работы мышц, координации движений нижних конечностей играют ведущую роль в образовании порочных поз, ограничении подвижности и функции ходьбы.
Для оценки активных движений в суставах нижних конечностей можно применить следующий тест: в положении лежа на животе, пациент производит активное сгибание в коленном суставе с одновременным подошвенным сгибанием стопы. Степень нарушения координации определяется точностью выполнения этого задания, поскольку при его выполнении проявляется способность преодолевания сгибательной синергии.
Выполнение тестовых заданий скоростного характера с подсчетом количества движений за определенное время также может служить критерием оценки результатов лечения, а также врачебного контроля в процессе занятий ЛФК. С этими же целями проводится проба на выявление синкенезий, аналогично пробам для верхних конечностей.
У больных гиперкинетической и атаксически-астатической формами ДЦП могут быть применены следующие пробы.
1. Подсчет непроизвольных движений за 30 или 60 с,
причем пациент может находиться в различных исходных
положениях. Полученные результаты позволяют определить
дальнейшую методику занятий ЛФК, определить оптимальную позу и те движения, при которых происходит затухание гиперкинезов.
2. Тест на удержание равновесия без дополнительной поддержки на одной и другой ноге. Этот тест характеризует стояние вестибулярного аппарата. Большое значение в выполнении этого теста имеет состояние стоп, поскольку их деформации оказывают влияние на количественные и качественные показатели проводимого теста.
Помимо этого в качестве тестового задания, проводимого на этапах лечения, может быть определение числа приседаний, выполняемых за 10 с. Такое тестовое задание является одним из самых сложных. Более или менее полноценное выполнение этого теста может служить показателем высокой эффективности лечебных мероприятий.
При биомеханической оценке ходьбы в качестве тестов для оценки эффективности обучения может быть использована ходьба по следовой дорожке с соблюдением ритма, скорости, направления движения, с ритмичными движениями рук и т.д.; ходьба с преодолением преград, по узкой доске, по коврикам различной жесткости и упругости с сохранением равновесия.
Одним из критериев контроля может служить тест на удержание равновесия в положении стоя. При этом учитывается время удерживания позы стоя, миграция центра масс, компенсаторные движения и т.д.
В настоящее время статическая стабилография используется в клинической практике для оценки особенностей статики тела при различных формах ДЦП и влияния лечебных факторов.
Функциональные особенности кардиореспираторной системы, несомненно, должны учитываться при осуществлении физкультурных занятий, занятиях ЛФК, спортивных игр и т.д. Необходимо контролировать ЧСС, артериальное давление, частоту дыхания и другие показатели.
Выбор методов и критериев врачебного контроля больных ДЦП во многом зависит от клинического состояния, формы заболевания, выраженности патологической симптоматики, степени нарушения основных жизнеобеспечивающих систем организма и других критериев, в целом определяющих тактику восстановительного лечения и, соответственно, требующих объективного контроля. Применение современных диагностических методов позволяет объективно подойти к формированию физиологических двигательных функций, повышению психоэмоционального статуса и, как результат, достижению определенного уровня социальной адаптации.
Приложение 1
Значимость в баллах клинических показателей при детских церебральных параличах (НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турненра) (Шапкова Л.В., 2004).
№ | Клинические показатели | Оценка степени выраженности показателей в баллах | ||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
1. | Способность самостоя-тельного передвижения | Ребенок лишен возможности самостоятельно передвигаться. | Ребенок может удерживаться в положении сидя. Стоит с поддержкой в неправильной позе. Шаг не сформирован, не ходит | Ребенок сидит с круглой спиной, сам присаживается, сам встает, стоит у опоры, ходит с поддержкой, походка деформирована. | Стоит и ходит самостоятельно, но с опорой. Походка неправильная, но может пройти большие расстояния. | Практически возможны все движения, сам ходит. |
Произволь-ные движения рук | Отсутствуют или резко снижены. Отсутствуют хватательные реакции и реакции опоры. | Предметы руками не берет или берет с патологической установкой кистей, не удерживает. Не тянется к игрушке | Установка и движения рук неправильные, имеет место патологическая активность пронаторов и сгибателей предплечья и кисти. | Произвольные движения рук в полном или почти полном объеме | Производит сложные движения руками | |
Состояние рефлектор-ной сферы | Выражены все патологические рефлексы, формирующие все патологические установки конечностей | Выражены тонические рефлексы, формирующие патологические установки в конечностях | С трудом преодолевает отдельные патологические установки | Легко преодолевает отдельные патологические установки | ||
Тонус мышц | Тяжелые нарушения по типу спастичности или ригидности мозжечковой дистонии, гипотонии выражены во всех мышцах тела | Легкие нарушения того же характера. | Повышен в отдельных группах мышц верхних и нижних конечностей, преодолевается с трудом при движениях. | Патология мышечного тонуса легко преодолима при движениях | Не изменен | |
Гиперкине-зы | Выражены | Незначительно выражены | Могут произвольно подавляться | Отсутствуют | ||
Атаксия верхних и нижних конечностей | Выражены | Незначительно выражена | Отсутствует | |||
Контракуры | Множествен-ные, стойкие в верхних и нижних конечностях | Органические контрактуры суставов нижних конечностей | Контрактуры крупных суставов, но больше - функциональные | Контрактуры в отдельных суставах, но они не препятствуют передвижению | Возможны остаточные легкие деформации в отдельных преимущественно мелких суставах пальцев рук, стоп. | |
Способность к самообслу-живанию | Себя не обслуживает | Примитивно обслуживает себя (держит ложку, надевает некоторые предметы одежды) | Частично себя обслуживает – не застегивает пуговицы, не шнурует обувь | Не может исполнять отдельные сложные движения в процессе самообслуживания | Самообслуживание полное | |
Речь | Непонятна окружающим | Та или иная форма дизартрии, задержка речевого развития. | Речевые нарушения заметны всем, но речь его понятна окружающим. | Нарушения речи не заметны для окружающих, но четко выявляются при специальном обследовании | Соответствует норме | |
Зрительно-пространственное восприятие. | Грубые нарушения | Выраженный локальный эффект зрительно-пространственного восприятия с трудом поддающийся коррекции | Нарушения зрительно-пространственного восприятия, корригирующиеся в ходе школьного обучения. | Легкие нарушения зрительно-пространственного восприятия, выявляемые в при тестировании | Соответствует норме. | |
Мышление | Доступны только простейшие обобщения | Развито только конкретное мышление | Уровень развития абстрактно-логического мышления отстает от возраста. | Испытывает трудности при освоении отдельных логических операций | Соответствует норме. | |
Задержка психическо-го развития | Грубая задержка психического развития | Выраженная задержка психического развития с пространственными нарушениями | Задержка психического развития, с одним или несколькими нарушениями корковых функций | Легкая задержка психического развития | ||
Недоразвитие интеллекту-альной сферы (по типу олигофрении) | Грубая дебильность, осложненная нарушением корковых функций | Умеренная дебильность | Легкая дебильность, осложненная нарушением корковых функций | Легкая дебильность с неврозоподобными проявлениями | ||
Успевае-мость в школе (массовой, вспомогательной) | Отстает по всем предметам школьной программы | Отстает по большинству предметов школьной программы | Отстает по отдельным предметам | Успевает удовлетворительно | Успевает хорошо | |
Нарушения поведения и эмоциональной сферы | Психопатоподобное поведение, постоянные конфликтные ситуации, на поддающиеся коррекции | Выраженные эмоциональноволевые нарушения в виде расторможенности, страхов или сниженного настроения. Частые конфликтные ситуации с трудом корригируются. | Эмоционально-волевые нарушения выражены умерено. Отдельные конфликтные ситуации хорошо корригируются. | Проявление нарушений эмоциональноволевой сферы и поведения обусловлены ситуацией и легко корригируются. | Отсутствуют | |
Судорож-ный синдром | Полиморфные приступы более 4 -5 раз в месяц с изменениями личности по эпилептическому типу | Полиморфные припадки более 4 – 5 раз в месяц без изменений личности | Припадки с частотой 1 раз в месяц и реже. | Припадки в анамнезе, эпизодические, редкие. | ||
Гипергеп-лионный синдром (по клиническим данным) | Выражен, проявления постоянные, не зависит от физической и умственной нагрузки, включая школьную в ЛФК. | Проявления после незначительной физической или умственной нагрузки | Проявления после значительной физической и умственной нагрузки | Эпизодические проявления после значительной физической или умственной нагрузки | ||
Нарушения слуха | Больной не слышит обращенную речь | Тугоухость и выраженные нарушения фонематического слуха препятствуют общению с окружающими | Снижение слуха имеет место, но не препятствует общению | Негрубые нарушения фонематического слуха выявляется только при тестировании. | ||
Масса тела | Отклонение от нормы до 20% | Отклонение от нормы 15% | Отклонение от нормы до 10% | Соответствует норме | ||
Очаги хроничес-кой инфекции | Обострение | Стихание обострения | Неполная ремиссия | Ремиссии | Отсутствуют | |
Интеркур-рентные заболевания | Неоднократно | Однократно во второй половине лечения | Однократно в начале или в первой половине лечения | Отсутствуют | ||
Устойчивость к охлажде-нию, закаливание. | Резко снижена, закаливающие мероприятия не проводятся | Низкая, закаливающие процедуры проводятся по слабой нагрузке. | Пониженная, закаливание проводится по слабой нагрузке. | Удовлетворительная, закаливание проводится по средней нагрузке. | Расширение режима закаливания за пределы средней нагрузки. |
Приложение 2
Таблица оценки объема движений в суставах (в градусах)
Cустав | Движение | Норма | Ограничения движения | ||
незначительное | умеренное | значительное | |||
Плечевой с плечевым поясом | Сгибание Разгибание Отведение | ||||
Локтевой | Сгибание Разгибание Пронация Супинация | ||||
Кистевой | Сгибание Разгибание Отведение радиальное ульнарное | 20-25 20-25 | 2-3 | ||
Тазобедренный | Сгибание Разгибание Отведение | ||||
Коленный | Сгибание Разгибание | ||||
Голеностопный | Подошвенное сгибание Тыльное сгибание (разгибание) |
Лекция 5.