Сэм Вакнин. Облегчение расставания
Когда супруги нарцисса, подруги или партнерши узнают его ближе, без прикрас, они отстраняются и отгораживаются: начинают избегать сексуальных контактов, а затем, чтобы избежать дальнейшего вреда, и эмоционального вовлечения. Нарцисс остро чувствует подобное дистанцирование. Чтобы избежать серьезной нарциссической травмы, он резко отдаляется, обманывая себя, что якобы он первым оставил свою партнёршу. Так он убеждает себя, что ситуация находится под его контролем.
Разрыв дисфункционального союза с абьюзером (брачного, романтического, делового или любого другого) становится основной причиной жизненного кризиса и убийственной нарциссической травмы. Чтобы уменьшить боль разочарования, нарцисс прибегает к смеси лжи, искажений, полуправд и одиозных интерпретаций связанных с этим событий. Все абьюзеры используют жёсткие и инфантильные (примитивные) защиты: диссоциацию, проекцию, проективную идентификацию, отрицание, рационализацию и нарциссизм. Но некоторые абьюзеры заходят настолько далеко, что декомпенсируются и становятся нарциссами. Они неспособны выстоять перед мрачными неудачами и частично убегают от действительности.
Мазохистско-замкнутое избегание
Абьюзер направляет собственный гнев частично внутрь себя, наказывая себя за собственную «неудачу». Это мазохистское поведение обладает дополнительным «преимуществом», побуждая близких людей абьюзера взять на себя роль встревоженных наблюдателей или преследователей и так или иначе предоставить ему внимание, которого он жаждет.
Самонаказание часто выражается в такой мазохической самозащите, как избегание. Подрывая собственную работу, отношения и проекты, все более и более ранимый абьюзер избегает дополнительной критики и осуждения (негативное вытеснение). Самоповреждения доказывают абьюзеру, что он управляет собственной судьбой.
Абьюзеры-мазохисты снова и снова с большим успехом продолжают попадать в неприятные ситуации — и «объективно оценивая, они выполняют колоссальную работу» (Millon, 2000). Они действуют небрежно, бросают начатое, постоянно доводят себя до утомления, скуки или недовольства и в этом заключается настойчивый пассивный саботаж их собственной жизни. Своим страданием, неповиновением и «решением всё порвать» они подтверждают собственное всемогущество.
Явное и публичное страдание и жалость к себе компенсируют абьюзера и «укрепляют (его) самооценку в противовес подавляющему убеждению в собственной бесполезности» (Millon, 2000). Его несчастья и мучения придают ему в собственных глазах представлении облик уникального, святого, добродетельного, справедливого, гибкого и значительного. Другими словами, так он производит Нарциссический Ресурс.
Таким образом, как это ни парадоксально, чем сильнее его мучения и несчастья, тем лучше чувствует себя абьюзер! Он «свободен» и «не обременён» ответственностью за инициирование разрыва. В действительности он никогда не брал на себя никаких обязательств — так он говорит любому слушателю (или случайному собеседнику) — во всяком случае, отношения с самого начала были обречены на провал из-за неадекватного поведения его жены (партнёра, друга или начальника).
Бегство в бредовый нарратив
Этот вид абьюзера придумывает рассказ, в котором он является героем — сверкающим, прекрасным, непередаваемо достойным, предназначенным для глобальных свершений, популярным, сильным, богатым, находящимся в центре внимания, и т.д. Чем больше веса придаёт он своей бредовой фантазии, тем больше разрыв между фантазией и реальностью, тем больше он укрепляется в своём заблуждении и сливается с ним.
Наконец, если абьюзер пребывает в своём заблуждении достаточно долго, оно подменяет в его сознании действительность. Способность отличать действительность от вымысла у абьюзера ухудшается. Он сжигает за собой мосты и в результате может превратиться в шизотипичного, кататоничного или шизоидного.
Антисоциальная защита
Данный тип абьюзера похож на преступника. У него отсутствует сочувствие и сострадание, его социальные навыки развиты слабо, он игнорирует социальные нормы и правила — все эти качества расцветают в нём пышным цветом. Он становится абсолютно антисоциальным (социопатом или психопатом). Он игнорирует желания и потребности других людей, нарушает закон, попирает чужие права — общечеловеческие и юридические, он не уважает и презирает окружающих, высмеивает общество и его законы, он наказывает тёмных неблагодарных людишек — быдло, которое составляют основу государства, — действуя преступно и рискованно, подвергая опасности их благополучие, жизнь и собственность.