Применение инноваций в преподавании сестринского процесса и в научно-исследовательской работе.
Отраслевая программа развития сестринского дела до 2020 г., принятая на III Всероссийском съезде средних медицинских работников, отражает современные социально-экономические тенденции развития, предъявляя новые требования к развитию системы здравоохранения и подготовке медицинских кадров. Качество сестринской помощи определяется внедрением новых организационных форм ухода за пациентами, стандартов и технологий практической деятельности сестринского персонала, умением работать с профессиональной информацией, используя современные информационные технологии. Поэтому в обучении медицинских сестер на повышенном уровне образования в настоящее время особый упор делается не столько на передачу знаний и умений, сколько на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, способности принимать самостоятельные решения в рамках сестринской деятельности.
Одним из инновационных направлений развития сестринского дела является внедрение стандартов технологий выполнения простых медицинских услуг. Их сущность сводится к четкой алгоритмизации и стандартизации профессиональной деятельности медсестры. Студенты, обучающиеся на повышенном уровне образования, являясь практикующими медсестрами, не всегда ясно представляют, что такое "простая медицинская услуга" и "структура стандарта".
Понятие "стандарт" часто подменяется термином "алгоритм", что не соответствует действительности. Стандарт - это документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, тогда как алгоритм - это предписание относительно последовательности действий. В этой связи важным моментом углубленной подготовки по дисциплине "Организация сестринского дела" является изучение раздела "Стандартизация сестринской деятельности". На занятиях по дисциплине "Организация специализированного сестринского ухода" студенты не только получают информацию по клиническим дисциплинам, но и выполняют задания организационного и психологического характера, учитывающие инновации в сестринском деле (медицинская эргономика, сестринский процесс, стандарты сестринской деятельности и др.). При выполнении подобных заданий студенты используют современные информационные технологии (мультимедийные презентации). Для повышения компьютерной грамотности обучающихся по специальности "Организация сестринского дела" введен курс информатики в количестве 60 ч. В процессе обучения студенты не только получают технические навыки работы с компьютером, извлечения информации с различных носителей, но и учатся систематизировать, анализировать, отбирать информацию для решения учебных задач. Навык применения современных информационных технологий помогает не только в учебе, но и в практической деятельности, т. к. рабочие места медицинского персонала во многих лечебно-профилактических учреждениях уже автоматизированы. В структуре подготовки высококвалифицированных кадров исследовательская деятельность студентов является важнейшим условием развития профессиональной творческой самостоятельности будущих специалистов.
В период образовательной подготовки студенты исследуют возможности внедрения в практику ЛПУ отдельных элементов сестринского процесса, таких как лист "Проблемы пациента", "План сестринской деятельности при наиболее часто встречающихся проблемах пациента в отделении", лист "Сестринское наблюдение за пациентом", а также использования ведущих моделей сестринского дела: добавочно-дополняющей (В. Хендерсон), дефицита самоухода (Д. Орэм), "Здоровье через развитие" (М. Аллен). Студенты также изучают опыт работы сестринского персонала ЛПУ по профилактике внутрибольнич-ных инфекций, критерии качества работы медицинских сестер поликлиники, отделения больницы, знакомятся с такой проблемой, как "синдром профессионального выгорания" у медицинских работников. Заключительным этапом исследовательской работы выпускников повышенного уровня обучения является дипломное проектирование.
Повышенный уровень образования "Организация сестринского дела" обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов, имеющих хорошую клиническую базу, знания в области экономики, законодательства, психологии, управления и организации здравоохранения. Знания, полученные при обучении на повышенном уровне образования, способствуют усилению роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной и медико-социальной помощи населению.