Применение инноваций в преподавании сестринского процесса и в научно-исследовательской работе.

Отраслевая программа развития сестринского дела до 2020 г., принятая на III Всероссийском съезде средних медицинских работников, отражает современные социально-экономические тенденции развития, предъявляя новые требования к развитию системы здравоохранения и подготовке медицинских кадров. Качество сестринской помощи определяется внедрением новых ор­ганизационных форм ухода за пациентами, стандартов и технологий практической деятельности сестринского персонала, умением работать с профессиональной информацией, используя современные информа­ционные технологии. Поэтому в обучении медицинских сестер на повы­шенном уровне образования в настоящее время особый упор делается не столько на передачу знаний и умений, сколько на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, способности принимать самостоятельные решения в рамках сестринской деятельности.

Одним из инновационных направлений развития сестринского дела является внедрение стандартов технологий выполнения простых меди­цинских услуг. Их сущность сводится к четкой алгоритмизации и стан­дартизации профессиональной деятельности медсестры. Студенты, обучающиеся на повышенном уровне образования, явля­ясь практикующими медсестрами, не всегда ясно представляют, что такое "простая медицинская услуга" и "структура стандарта".

Понятие "стандарт" часто подменяется термином "алгоритм", что не соответству­ет действительности. Стандарт - это документ, устанавливающий ком­плекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, тогда как алгоритм - это предписание относительно последовательности дей­ствий. В этой связи важным моментом углубленной подготовки по дисци­плине "Организация сестринского дела" является изучение раздела "Стандартизация сестринской деятельности". На занятиях по дисциплине "Организация специализированного се­стринского ухода" студенты не только получают информацию по клини­ческим дисциплинам, но и выполняют задания организационного и психологического характера, учитывающие инновации в сестринском деле (медицинская эргономика, сестринский процесс, стандарты се­стринской деятельности и др.). При выполнении подобных заданий студенты используют современные информационные технологии (муль­тимедийные презентации). Для повышения компьютерной грамотности обучающихся по специ­альности "Организация сестринского дела" введен курс информатики в количестве 60 ч. В процессе обучения студенты не только получают технические навыки работы с компьютером, извлечения информации с различных носителей, но и учатся систематизировать, анализировать, отбирать информацию для решения учебных задач. Навык применения современных информационных технологий помогает не только в учебе, но и в практической деятельности, т. к. рабочие места медицинского персонала во многих лечебно-профилактических учреждениях уже ав­томатизированы. В структуре подготовки высококвалифицированных кадров исследо­вательская деятельность студентов является важнейшим условием развития профессиональной творческой самостоятельности будущих специалистов.

В период образовательной подготовки студенты иссле­дуют возможности внедрения в практику ЛПУ отдельных элементов сестринского процесса, таких как лист "Проблемы пациента", "План сестринской деятельности при наиболее часто встречающихся пробле­мах пациента в отделении", лист "Сестринское наблюдение за пациен­том", а также использования ведущих моделей сестринского дела: добавочно-дополняющей (В. Хендерсон), дефицита самоухода (Д. Орэм), "Здоровье через развитие" (М. Аллен). Студенты также изучают опыт работы сестринского персонала ЛПУ по профилактике внутрибольнич-ных инфекций, критерии качества работы медицинских сестер поликли­ники, отделения больницы, знакомятся с такой проблемой, как "синдром профессионального выгорания" у медицинских работников. Заключительным этапом исследовательской работы выпускников повышенного уровня обучения является дипломное проектирование.

Повышенный уровень образования "Организация сестринского дела" обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов, имеющих хорошую клиническую базу, знания в области экономики, законодатель­ства, психологии, управления и организации здравоохранения. Знания, полученные при обучении на повышенном уровне образования, способ­ствуют усилению роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной и медико-социальной помощи населению.

Наши рекомендации