Специфические приемы воздействия
Специфические приемы воздействия осуществляются сразу после проведения массажа с использованием зондов. В случае, если курс массажа пройден, являются самостоятельной процедурой, осуществляемой перед постановкой или автоматизацией звуков. К данным приемам относят технику мышечных веретен, надавливание на мышцы и их сдвигание, которые производятся с помощью зондов и без них.
Техника мышечных веретен (ТМВ) основана на действиях сведения или разведения мышечных волокон в области брюшка мышцы. На широком, расслабленном языке следует произвести растяжение в стороны 5—6 раз (растяжение поперечных мышц). Рефлекторно он начнет сокращаться в произведенном направлении, по принципу противонапряжения. Слегка удлиненный из-за нарушения тонуса продольных мышц язык можно привести в состояние нормального тонуса, слегка потягивая наружу. Эффект тот же самый — растяжение ослабленных продольных мышц в области брюшка приводит к их активизации. Однако лучше это делать с помощью зонда, поскольку ручной способ не позволяет сразу воздействовать на брюшко мышцы (язык тяжело удерживать, не берясь за его кончик). Поэтому более рациональным является использование зонда № 1, с помощью которого осуществляется прием надавливания и сдвигания. Именно эти действия в конечном итоге дают эффект растяжения брюшка продольных мышц. Наложив зонд на переднюю и среднюю часть языка всей его поверхностью, логопед осуществляет глубокое надавливание на язык. Если зонд в это время не начинает скатываться с языка, то необходимо небольшое сдвигание всей мышечной массы языка (на той же глубине) вперед к нижним зубам. Причем фиксация зонда сохраняется до тех пор, пока язык по инерции не отодвинется назад, а зонд не «скатится» вниз. Одновременно данный прием имеет конечной целью воздействие на веерные и другие мышцы, лежащие в перпендикулярном направлении к поверхности языка. Воздействие на эти мышцы также возможно с помощью зондов № 1 и № 6 путем отрывистого надавливания вдоль средней линии наружной поверхности языка.
На узком, напряженном языке делается его легкое сжатие в области брюшка мышцы 5—6 раз (поперечное направление). Также можно осуществить надавливание на боковые края языка. Если появляется болезненность, то язык приводится в крайнее левое (правое) положение и точечное надавливание осуществляется лишь с одной боковой стороны по ее средней линии. Затем меняется положение языка и проводится надавливание с другой стороны.
Укороченный вследствие повышенного тонуса продольных мышц язык может восстановить свой тонус также через противонапряжение. Для этого на переднюю часть языка накладывается зонд № 6, с помощью которого производятся краткие движения, слегка подталкивающие язык в глубь рта. Скольжения зонда по поверхности языка в этом случае не наблюдается.
Даже если курс массажа окончен, можно использовать отдельные приемы, но опять же не нарушая принципов массажа. Так, неправильным является представление логопедов о том, что если язык длинный, значит, его надо активно массировать и отодвигать в глубь рта. Безусловно, глубокие методы воздействия активизируют мышцу, но такое внезапное давление на мышечный орган относится к глубоким массажным приемам, которые не рекомендуется осуществлять в начале массажа. Мы можем только «разогреть» мышцу в передне-среднем отделе языка, т.е. отдельный сегмент, постепенно переходя от поглаживания спинки языка к растиранию. Это слегка повысит тонус в данном сегменте (усиление кровообращения ведет к улучшению питания мышцы и ее нервной проводимости), не вызывая полного ее сокращения. Только активизация мышцы по всей длине может привести к необходимому сокращению и укорачиванию языка (основная функция продольных мышц), но для этого нужно воздействовать на места прикрепления мышцы (в данном случае оно одно — подъязычная кость). Следовательно, для нормализации тонуса может пригодиться точечный массаж БАТ № 13, расположенной рядом с подъязычной костью. Элементы костного массажа, сопровождающиеся легким давлением на саму кость, вызывают ответное отодвигание языка назад и сокращение продольных мышц. Легкое оттягивание кожи в этом месте будет иметь обратный эффект — расслабление продольной мышцы.
Подъязычно-язычная и хрящеязычная мышца, имеющие место прикрепления к подъязычной кости и боковым краям языка, тянут основание языка вниз и назад. Это важно, например, для удержания позы свистящих звуков. Следовательно, массаж мышц, идущих к боковым краям языка, с помощью зонда «Рыбка» или других отдельных приемов, воздействующих на место прикрепления мышц к подъязычной кости, будет нормализировать их тонус.
Шилоязычная мышца, которая тянет язык назад и вверх, важна для произнесения шипящих звуков. Благодаря ее сокращению спинка языка начинает растягиваться немного в стороны, что обеспечивает удержание краев «чашечки». Анатомически шилоязычная мышца идет от шиловидного отростка основной кости (расположенного рядом с сосцевидным отростком височной кости) к боковым краям языка, поэтому перед постановкой шипящих звуков полезно делать массаж лица в височной области.
Мышечные пучки подкожной мышцы шеи прикрепляются к краю нижней челюсти, а некоторые из них достигают даже жевательной мышцы и углов рта. Следовательно, активные движения ребенка головой будут направлены на активизацию мышц, опускающих нижнюю челюсть и оттягивающих угол рта книзу.
Эти вспомогательные приемы важно учитывать потому, что очень часто логопед не имеет возможности оказывать воздействие на всю мышцу, что затрудняет процесс исправления речи.
С целью тренировки всех перечисленных групп мышц проводится постизометрическая релаксация (ПИР) мышц языка и артикуляционная гимнастика.
Гимнастический комплекс
Использование постизометрической релаксации (ПИР) полезно тем, что расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, активизируются движения нижней челюсти.
Постизометрическая релаксация (ПИР):
1. Ребенок сидит. Правая рука специалиста располагается на затылке. Ребенку предлагают немного наклонить голову вперед, сделать вдох и отклонить голову назад. При этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействие этому движению. Упражнение избирательно активизирует затылочные мышцы и способствует опусканию спинки языка.
2. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на лбу. Ребенку предлагают сделать вдох и наклонить голову вперед и вниз, в то время как рука взрослого оказывает этому движению противодействие. Упражнение избирательно активизирует грудино-ключично-сосцевидные мышцы и способствует поднятию спинки языка.
3. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на височной части головы слева. Ребенку предлагают сделать вдох и повернуть голову влево, в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Аналогичные действия осуществляются с противоположной стороны, активизируя правую грудино-ключично-сосцевидную мышцу и повышая тонус языка в поперечном направлении.
4. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на височной части головы слева (справа). Ребенку предлагают сделать вдох и наклонить голову влево (вправо) и вниз, словно «прижать к плечу», в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение способствует расслаблению мышц языка в поперечном направлении.
Применение ПИР языка с помощью зонда заключается в том, что язык приводится в определенное положение (крайнее верхнее, нижнее, боковое). Ребенок оказывает сопротивление ручке зонда или шпателя в течение 3—5 с, осуществляя противоположное движение. При выполнении этих движений используются игры: «Подними зайчика», «Опусти зайчика», «Победи волка», «Кто сильнее?» и т.д.
Артикуляционная гимнастика может быть активной, активно-пассивной и пассивной. При активной гимнастике ребенок самостоятельно осуществляет ряд движений языком и губами, при активно-пассивной форме — ему в этом помогает взрослый (например, с помощью зонда поддерживает язык в определенном положении или увеличивает амплитуду движений). Пассивная гимнастика применяется в тех случаях, когда ребенок не может осуществить необходимое движение, например, из-за недостатка кинестетических ощущений или нарушения иннервации мышц. Так, взрослый может показать ребенку, как складывать губы трубочкой, нажимая на щеки около уголков губ. Такое пассивное движение стимулирует ребенка к самостоятельному действию. Однако нельзя долго останавливаться на этапе пассивной и активно-пассивной гимнастики, поскольку даже при ограниченных возможностях необходимо выработать навык функциональных для произнесения звуков движений. В результате таких тренировок формируются полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п.
Приведем принципы пассивной гимнастики органов артикуляции, разработанные О.В. Правдиной и А.Г. Ипполитовой:
• Пассивная гимнастика с механической помощью (зонды, шпатели) проводится с обязательным визуальным контролем.
• Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.
• Когда пассивные движения станут более свободными, механическая помощь отбрасывается.
• Ребенок должен самостоятельно удержать полученное положение языка и губ. Это создает возможность для перехода к активной гимнастике, произвольным движениям.
Помимо артикуляционной гимнастики, следует использовать гимнастику, направленную на тренировку мышц шеи, плечевого пояса и мимических мышц. М.Е. Хватцев предлагает проводить занятия по следующей схеме:
1. Вначале осуществляются грубые, диффузные движения (например, при открытой гнусавости — поворачивание шеи, раскрывание и закрывание рта, вдох и выдох).
2. Выработка более дифференцированных движений в этой же области (дифференцировка движений правой половины лица от левой, верхней части лица от средней и нижней и т.д.). Можно осуществлять движения под такт, отбиваемый рукой. Это позволяет ограничить длительность движений и пауз между ними определенной длительностью, что позволяет мышцам работать более функционально.
3. Аналогичным образом вырабатываются и тренируются движения собственно звукопроизносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Гимнастику при общем нарушении моторики начинают с общих движений тела (ходьба, движения рук, ног и туловища).
Предлагаем ознакомиться с адаптированным к дошкольникам игровым вариантом гимнастики, сочетающим в себе общие движения с артикуляционными движениями.