Методика проведения дуоденального зондирования
Цель:
-определить тип дискинезии желчевыводящих путей;
-обнаружить лямблии.
Обязательные условия: проводить процедуру утром натощак.
Подготовка пациента (родственников) к манипуляции:
1.Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
2.Лодготовить необходимое оснащение.
3.Выписать направление в лабораторию.
4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки, фартук.
5.Усадить ребенка.
6.Сделать первую метку на зонде, измерив зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка (определение расстояния до желудка).
7.Сделать вторую метку на зонде, измерив расстояние от конца мечевидного отростка до пупка + 2 см для определения расстояния до 12-перстной кишки.
Оснащение:
-резиновые перчатки;
-стерильный дуоденальный зонд с оливой;
-полотенце;
-33%-ый раствор сернокислой магнезии, подогретый до 39,0о-40,0оС;
-стерильный шприц в лотке;
-кипяченая вода;
-штатив с 7 промаркированными пробирками:
А – 1 шт.;
В - 5 шт.;
С – 1 шт.;
-набор резервных пробирок;
-грелка, заполненная теплой водой и обернутая полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя;
-емкость для сбора желудочного содержимого в ходе продвижения зонда в 12-перстную кишку;
-часы;
-бумага, ручка для фиксирования времени;
-бланк-направление в клиническую лабораторию;
-лоток для отработанного материала.
Последовательность действий при выполнении манипуляции:
1.Взять зонд правой рукой на расстоянии 10-15 см от «слепого конца», а левой рукой поддерживать его свободный конец.
2.Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива.
3.Попросить ребенка открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка.
4.Предложить ребенку закрыть рот, глубоко дышать и делать глотательные движения.
5.Во время глотательных движений ввести зонд до первой метки.
Примечание: если во время введения зонда ребенок начал кашлять, задыхаться, немедленно извлечь зонд
6.Уложить ребенка на правый бок на грелку, обернутую полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя.
7.Опустить свободный конец зонда в емкость, предназначенную для сбора желудочного содержимого во время продвижения зонда.
8.Предложть ребенку самостоятельно во время глотательных движений (медленно) в течение 20-30 минут продвинуть зонд до второй метки.
9.Завести зонд за зубы указательным пальцем правой руки.
10.Попросить ребенка сжать зубы и не разжимать их до конца зондирования.
11.При появлении в емкости секрета светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку А и собрать кишечную пробу (до ее прекращения или изменения цвета).
Примечание:изменение цвета порции А происходит в случае очень слабого тонуса сфинктера Одди, когда без дополнительных мероприятий начинает истекать порция В из желчного пузыря.
12.С помощью шприца ввести через зонд теплый раствор сернокислой магнезии в количестве 20-30 мл.
13.Зафиксировать время ее введения. Время введения сернокислой магнезии – это время отсчета для определения времени открытия сфинктера Одди.
14.Подняв свободный конец зонда вверх, зажать его на 1-2 минуты для создания условий прохождения и действия раствора сернокислой магнезии.
15.Разжать зонд и опустить его свободный конец в первую пробирку В.
16.Зафиксировать на бумаге время появления порции В. Отрезок времени, прошедший с момента введения магнезии до появления порции В, соответствует времени открытия сфинктера Одди.
17.Собирать «пузырную» порцию В по 5 минут в четыре пробирки, в пятой пробирке оставить зонд до изменения цвета желчи (изменение цвета свидетельствует о появлении печеночной порции С).
Примечание: при большом количестве порции В добавить для ее сбора резервные пробирки.
18.Зафиксировать время появления печеночной порции С. Время, прошедшее с момента появления порции В до изменения ее цвета, равно времени истечения порции В.
19.Перенести зонд в пробирку С.
20.Собрать 5-10 мл печеночной порции С.
21.Быстрым движением извлечь зонд через полотенце.
22.Поместить зонд в лоток.
Завершение манипуляции:
1.Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции.
2.Снять перчатки.
3.Вымыть и осушить руки.
4.Организовать транспортирование полученного материала (в биксе) в лабораторию в сопровождении направления для получения результатов клинического исследования трех порций желчи.
Методика подготовки пациента к проведению экскреторной урографии
Цель: диагностика заболеваний почек и мочевыводящих путей.
Подготовка пациента (родственников) к манипуляции:
1.Обучить ребенка и членов его семьи подготовке к исследованию.
2.Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медицинской сестры.
3.Исключить из питания газообразующие продукты (овощи, фрукты, молочные, дрожжевые продукты, черный хлеб, фруктовые соки) в течение 3 дней до исследования.
4.Принимать при метеоризме по назначению врача карболен.
5.Исключить прием пищи за 18-20 часов до исследования.
6.Обеспечить прием слабительного средства по назначению врача накануне перед обедом; ограничить прием жидкости со второй половины дня накануне исследования.
7.Поставить очистительную клизму вечером около 22 часов и утром за 1,5-2 часа до исследования.
8.Не принимать пищу, лекарства утром перед исследованием.
9.Освободить мочевой пузырь непосредственно перед исследованием.
10.Проводить ребенка в рентгенологический кабинет в назначенное время.
Оснащение:
- шприцы одноразовые 20 мл;
- 30% раствор тиосульфата натрия;
- все необходимое для очистительной клизмы;
- рентгеноконтрастное средство ( «Урографин» или « Омнипак») по назначению врача.
Последовательность действий при выполнении манипуляции:
1.Проверить индивидуальную чувствительность ребенка на введение йодсодержащего рентгеноконтрастного вещества.
2.Сделать обзорный снимок.
3.Ввести по назначению врача внутривенно медленно 20-40-60 мл рентгеноконтрастного вещества (со скоростью 0,3 мл/сек.), следя за реакцией ребенка.
4.После введения препарата выполняют рентгенографию почек в положении лежа через 7-15 минут и в положении стоя через 20-25 минут.
Завершение манипуляции:
1. Провести пациента в палату.
2. Обеспечить наблюдение и покой.