Эталоны ответов к практическим умениям
Эталоны ответов к практическим умениям
Термометрия
В физиологических условиях температура тела здорового ребёнка колеблется в пределах 36,0°–36,9°С. Она несколько выше вечером, после приёма пищи и двигательной активности. Следует помнить, что температура тела неодинакова в разных участках тела: выше в верхних частях туловища и над проксимальными отделами конечностей. Термометрия проводится в присутствии медицинской сестры в часы максимального колебания суточной температуры (6.00-8.00 и 16.00-18.00). Следует помнить, что при измерении температуры в прямой кишке она выше на 0,5°-1,0°С , термометр погружается в прямую кишку на 3-4 см и длительность измерения может быть сокращена до 3 минут.
Термометрия проводят ртутным, электронным и инфракрасным термометрами.
Термометрия ртутным термометром:
- медсестра готовит термометр, часы, температурный лист, ручку;
- встряхивает термометр, чтобы ртуть опустилась в резервуар до самых низких показателей;
- осматривает кожную складку (подмышечную, паховую, шейную) ребенка на предмет местного воспаления (если есть воспаление и нарушение целостности кожи проводить термометрию нельзя) и протирает насухо;
- помещает термометр в кожную складку так, чтобы резервуар был скрыт в кожной складке (руку ребенка придерживает);
- извлекает термометр из кожной складки через 10 минут и записывает его показания в температурный лист;
- встряхивает термометр, чтобы столбик ртути опустился в резервуар;
- погружает термометр в дезинфицирующий раствор на 30 минут и затем промывает его под прохладной проточной водой, вытирает насухо и помещает в футляр для термометра.
При измерении температуры тела с помощью электронных, инфракрасных термометров время измерения составляет от 1 до 30 секунд.
Определение и характеристика пульса у детей различного возраста.
Методика исследования артериального пульса.
Артериальный пульс - это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему.
Медицинская сестра:
1. Должна уметь определить основные свойства пульса:
· ритм,
· напряжение,
· частоту.
Ритм:если пульсовые колебания возникают через равные промежутки времени, пульс ритмичный; при непрерывном чередовании пульсовых волн пульс неритмичный.
Напряжение:определяется по той силе, с которой нужно прижать артерию, чтобы её пульсовые колебания полностью прекратились; если АД нормальное, необходимо умеренное усилие - пульс умеренного напряжения; если АД повышено - пульс напряженный (твердый); если АД понижено - пульс мягкий.
Частота:у детей число пульсовых толчков в минуту зависит от возраста, средние показатели:
новорожденный - 140 в минуту,
1 год - 130-120 в минуту,
3 года - 110-115 в минуту,
5 лет - 100 в минуту,
10 лет - 80-90 в минуту,
14 лет - 80 в минуту.
2.Определяет пульс у детей до 1-1,5 лет обычно на височной артерии (сонной, бедренной), по пульсации в области незакрытого большого родника: старше 1,5 лет - отдает предпочтение определению пульса на лучевой артерии.
3.Готовит часы (секундомер), бумагу, карандаш.
4.Удобно усаживает или укладывает ребенка в постели.
5.Кладет 2, 3 и 4 пальцы на лучевую артерию, а 1 палец - со стороны тыла кисти ребенка.
6.Подсчитывает количество пульсовых толчков за минуту.
7.Прижимает артерию сильнее и определяет напряжение пульса.
8.Записывает результаты.
Примечание:
у детей частота пульса - величина лабильная, поэтому наиболее точные данные получают при подсчете пульса во время сна; в случае изменения частоты и напряжения пульса, появления аритмии необходимо поставить в известность врача.
Определение частоты дыхательных движений у детей различного возраста.
Наблюдение за дыханием.
При наблюдении за дыханием ребенка медицинская сестра должна уметь определить частоту, глубину, ритм дыхательных движений и определить тип дыхания.
1.В норме дыхательные движения ритмичны.
2.Частота дыхательных движений зависит от возраста ребенка, средние показатели:
новорожденный 40-60 в минуту,
1 год - 35 в минуту,
3 года - 30 в минуту,
5 лет - 25 в минуту,
10 лет -20 в минуту,
14 лет - 16-18 в минуту.
3. У детей раннего возраста дыхание поверхностное, по мере роста ребенка
глубина дыхания увеличивается.
4. Тип дыхания у детей зависит от возраста и пола:
у новорожденных и грудных - брюшной,
на 2-ом году - смешанный;
с 3-4 лет - преобладает грудной,
в препубертатном периоде у девочек формируется грудной тип дыхания,
а у мальчиков - брюшной.
5. Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для ребенка, т.к. дыхание - процесс лабильный, и ребенок может произвольно менять его; изменения возможны от волнения, возбуждения, перемены положения и т.д.
Наиболее точные данные можно получить, когда ребенок спит. Можно сказать ребенку, что исследуешь пульс, и незаметно наблюдать за дыханием.
Профилактика пролежней.
Медицинская сестра должна следить за положением больного в кровати, менять положение необходимо каждые 2 часа, следить за тем, чтобы на простыне не было складок.
Обтирать кожные покровы мягким полотенцем, смоченным водой или дезинфицирующим раствором (по назначению врача) сверху вниз. Затем сухим полотенцем обтирать кожные покровы в том же порядке.
Необходимо немедленно менять мокрое или загрязненное белье, осматривать места возможного образования пролежней.
Под крестец и копчик подкладывать пациенту резиновые круги в чехле, целесообразно использовать противопролежневые надувные матрасы с подачей воздуха через специальные отверстия.
Постановка клизм
При помощи клизм в толстую кишку вводят различные жидкости с лечебной и диагностической целью.
Гипертоническая клизма.
Используется чаще при атонических запорах.
Условия проведения:
- приготовить 5-10% раствор хлорида натрия или 20-30% раствор сульфата магния, резиновый баллон нужного размера, вазелин; перчатки, дезинфицирующий раствор;
- ввести в зависимости от возраста от 50 до 70 мл гипертонического раствора;
- пациент должен лежать после процедуры 20-30 минут, после чего наступает послабляющий эффект;
- не рекомендуется часто применять гипертонические клизмы т.к. они раздражают слизистую оболочку кишечника.
Сбор мочи по Нечипоренко
Анализ мочи по Нечипоренко проводится с целью определения форменных элементов крови в 1 мл мочи. В норме содержание в 1 мл мочи лейкоцитов не более 2-х тысяч, эритроцитов не более 1 тысячи. Моча собирается утром, после сна.
Медицинская сестра:
- готовит чистую ёмкость для мочи;
- направление в лабораторию.
Ход процедуры:
- медицинская сестра объясняет ход процедуры ребёнку (родителям);
- проводит туалет промежности детям раннего возраста и контролирует его тщательность у детей старшего возраста;
- собирает в ёмкость среднюю порцию мочи, не менее 10 мл;
- относит ёмкость с мочой и бланком направления в лабораторию.
Методики постановки грелки
Сухое тепло оказывает рассасывающее, болеутоляющее и согревающее действие.
Последовательность выполнения манипуляции:
Медицинская сестра:
- берет грелку и осматривает ее - нет ли трещинок;
- наливает в грелку воду температуры 60,0о-65,0°С на 1/2, 3/4 ее объема;
- вытесняет воздух из грелки нажатием руки;
- закручивает пробку;
- переворачивает грелку пробкой вниз, чтобы проверить, ее герметичность;
- насухо вытирает грелку;
- оборачивает грелку пеленкой во избежание ожогов;
- прикладывает грелку к больному участку тела;
- через 20 минут снимает грелку и осматривает кожу, с которой соприкасалась грелка; на коже должно быть только легкое покраснение;
- меняет воду в грелке по мере остывания.
Примечание: медицинская сестра должна помнить, что грелка противопоказана при подозрении на острый воспалительный процесс в брюшной полости, кровотечении и при опухолях; у тяжело больных детей вследствие понижения кожной чувствительности легко могут возникать ожоги: вместо резиновой грелки у детей возможно применение электрической грелки, степень нагрева которой регулируется с помощью реостата, однако при этом необходим постоянный жесткий контроль со стороны медицинской сестры;
особенно чувствительны к грелкам новорожденные и недоношенные дети, поэтому их заворачивают в одеяло, и обкладывают грелками так, чтобы не было давления ими на ребенка; чтобы не произошло чрезмерного повышения температуры, рядом с ребенком кладут комнатный термометр и следят за его показаниями.
Эталоны ответов к практическим умениям
Термометрия
В физиологических условиях температура тела здорового ребёнка колеблется в пределах 36,0°–36,9°С. Она несколько выше вечером, после приёма пищи и двигательной активности. Следует помнить, что температура тела неодинакова в разных участках тела: выше в верхних частях туловища и над проксимальными отделами конечностей. Термометрия проводится в присутствии медицинской сестры в часы максимального колебания суточной температуры (6.00-8.00 и 16.00-18.00). Следует помнить, что при измерении температуры в прямой кишке она выше на 0,5°-1,0°С , термометр погружается в прямую кишку на 3-4 см и длительность измерения может быть сокращена до 3 минут.
Термометрия проводят ртутным, электронным и инфракрасным термометрами.
Термометрия ртутным термометром:
- медсестра готовит термометр, часы, температурный лист, ручку;
- встряхивает термометр, чтобы ртуть опустилась в резервуар до самых низких показателей;
- осматривает кожную складку (подмышечную, паховую, шейную) ребенка на предмет местного воспаления (если есть воспаление и нарушение целостности кожи проводить термометрию нельзя) и протирает насухо;
- помещает термометр в кожную складку так, чтобы резервуар был скрыт в кожной складке (руку ребенка придерживает);
- извлекает термометр из кожной складки через 10 минут и записывает его показания в температурный лист;
- встряхивает термометр, чтобы столбик ртути опустился в резервуар;
- погружает термометр в дезинфицирующий раствор на 30 минут и затем промывает его под прохладной проточной водой, вытирает насухо и помещает в футляр для термометра.
При измерении температуры тела с помощью электронных, инфракрасных термометров время измерения составляет от 1 до 30 секунд.