Получение разрешения от опекуна
Прежде чем начинать игровую терапию, необходимо получить разрешение от лица, являющегося юридическим опекуном ребенка. Терапевт может ошибиться, если станет исходить из предположения, что родитель, обратившийся за игровой терапией для ребенка, имеет право им распоряжаться. Ребенка к вам в кабинет может привести мать, однако, возможно, она находится в разводе со своим мужем, а юридическим опекуном ребенка является именно он. Терапевту рекомендуется иметь специальную форму, подтверждающую разрешение такому-то ребенку пройти игровую терапию и то, что один из родителей является юридическим опекуном ребенка, которую родители должны подписать. Можно ввести отдельную форму, разрешающую разглашение информации и ведение видео и аудиозаписи приемов.
Следует получить разрешение родителей прежде, чем обсуждать случай ребенка с учителями, с агентством и т. д. Необходимость этого трудно переоценить. Никогда не делитесь информацией и не обсуждайте ребенка с учителем или другим значимым для него взрослым – ни с кем, кроме его юридического опекуна. Это правило часто не соблюдается в начальной школе, где психолога считают частью педагогического коллектива и рекомендуют ему беседовать с учителями.
Конфиденциальность
Как правило, очень маленьких детей не волнует проблема конфиденциальности, но, тем не менее, их следует предупредить, что во время сеанса они находятся в безопасной и доверительной обстановке. Старшие дети более чувствительны и уже знакомы с социальными нормами, и они скорее поинтересуются, кому и что может рассказать терапевт, поскольку они слышали, как их родители рассказывали о каких-то особенностях их поведения родственникам и друзьям. Но когда ведешь такого рода разговор с ребенком, нужно быть осторожным, потому что у ребенка может возникнуть впечатление, что все, что происходит на приеме – секрет, и он почувствует себя виноватым в том, что должен скрывать что-то от родителей. Эта проблема становится особенно деликатной, когда мы имеем дело с детьми, подвергшиеся сексуальным посягательствам, которые в свое время подкупом или угрозами были втянуты в ситуацию секретности. В большинстве случаев достаточно сказать ребенку: «Это особенное время, и все, что ты скажешь или сделаешь здесь — это твое личное дело. Я не стану рассказывать об этом ни твоим родителям, ни учителям – вообще никому. Если тебе хочется, чтобы они знали, что ты здесь делаешь, ты можешь им сам об этом сказать. Это будет нормально. Ты можешь решить сам».
Продукты творчества детей не следует развешивать по стенам игровой комнаты, потому что это было бы нарушением конфиденциальности. Ведь протокол терапевтического сеанса со взрослыми обычно не вывешивают на стенку и не выкладывают для всеобщего обозрения в холле. Творчество детей – это их способность к коммуникации, и их поделки не следует показывать учителям и родителям, если только самому ребенку не захочется это сделать. Демонстрация продуктов творчества детей может также повлиять на структуру деятельности других детей, которые придут в игровую комнату, увидят на стене художественное произведение и решат, что это как раз то, чего от них ожидают. Кроме того, дети, как правило, начинают соперничать с выставленными на всеобщее обозрение произведениями.
Общие рекомендации при работе с детьми в процессе игровой терапии состоят в том, чтобы никогда не раскрывать детали поведения детей в игровой комнате: того, что ребенок там сказал или сделал, – если только это не предусматривается специально профессиональным этическим кодексом. Буквальные замечания ребенка, специфическое игровое поведение предназначены только для глаз и ушей терапевта и его коллег, с которыми он пожелает проконсультироваться. О чем же тогда можно рассказать родителям? Терапевт должен быть осторожным, пытаясь установить, какой будет реакция родителей, и как они используют эту информацию. Вообще говоря, когда речь заходит о проблеме конфиденциальности, лучше перестраховаться. Впечатление терапевта о ребенке и его поведении должно быть доведено до сведения родителей без нарушения правил конфиденциальности, которые являются чрезвычайно строгими. Показав, что ему понятно желание родителей узнать какую-то конфиденциальную информацию, терапевт способствует тому, чтобы они не чувствовали себя отверженными, обиженными или рассерженными. Для того, чтобы сообщить родителям только самые общие сведения и при этом не дать им почувствовать, что ими пренебрегают, терапевту требуются хорошие профессиональные навыки.
Конфиденциальность – это трудное место в работе с детьми. В конце концов, родители несут ответственность за своих детей по закону, и возможно, они и в самом деле хотят знать, как они могут помочь ребенку. Кроме того, они оплачивают счета в терапии и, может быть, им кажется, что они имеют право знать, за что они платят, и что происходит на приеме. Где же кончается право родителей знать, и начинается право ребенка иметь личную жизнь? На этот вопрос трудно ответить, и решение всегда зависит от способности родителей адекватно использовать информацию: следует взвесить содержание, эмоциональную ранимость ребенка и физическую безопасность взаимодействующих сторон.
Дети должны быть защищены от возможных физических травм со стороны самих себя и других людей, как это бывает в случае угрозы самоубийства или ухода из дома. В этом случае родители должны быть информированы, и терапевту потребуется особое умение, чтобы помочь родителям предпринять некоторые предосторожности, которые позволили бы обеспечить безопасность ребенка в случае угрозы самоубийства. В частности, родителей надо предупредить, чтобы они спрятали медикаменты, оружие, каустическую соду и т. д.
Консультация психиатра
В таких случаях, как возможность самоубийства, может потребоваться консультация психиатра. Если необходимо стационарное наблюдение, то, возможно, следует напомнить терапевту, что многие психиатрические лечебницы не приспособлены для оказания надлежащей помощи маленьким детям. Терапевту, наверное, захочется побывать в клинике и задать важные вопросы работающим там людям. Какая у них подготовка, и какой опыт работы с детьми? Какие дипломы и лицензии имеют работники клиники? Какие процедуры проводятся с детьми до десяти лет? Внимательны ли сотрудники клиники к детям, понимают ли их? Тепло ли они относятся к детям? Есть ли в клинике комната для игровой терапии? Если да, то попросите разрешение взглянуть на нее. Трудно предположить, что клиника имеет квалифицированных специалистов во всех областях, только на том основании, что такая программа является частью психиатрической помощи. Вот некоторые сведения, которые помогут терапевту при направлении своих клиентов на консультацию. Существует общая тенденция относиться к слову «психиатрический» с почтением и полагать, что любой работающий в психиатрии специалист подготовлен на самом высоком уровне. Как сказал один из родителей: «Ну, я думаю там каждый почти как психиатр». Некоторые наивные терапевты тоже могут придерживаться такой точки зрения. Быть знающим и хорошо информированным специалистом – профессиональный и этический долг игрового терапевта.