Игрушки и материалы, рекомендуемые для игровой комнаты

В центре игровой терапии в Университете Северного Техаса мы обнаружили, что для облегчения самовыражения ребенка полезны следующие игрушки. Их список является плодом двадцатилетнего экспериментирования, в процессе которого одни игрушки вычеркивались, другие добавлялись, и сохранялись те из них, которые постоянно использовались большинством детей, пытавшимися выразить себя разнообразными способами.

Рекомендуемые игрушки и материалы для игровой терапии

кукольная мебель (дерево);

гнущиеся фигурки членов семьи;

Гамби (гнущаяся фигурка с непрорисованным лицом);

куклы;

кукольная кровать, одежда и т. д.;

пустышка;

бутылка с соской (пластмассовая);

кошелек с драгоценностями;

классная доска, мел;

цветные мелки, губка;

холодильник (дерево);

плита (дерево);

тарелки (пластмасса или жесть);

столовое серебро;

кастрюли;

сковородка;

кувшин;

пищевые продукты (из пластмассы);

пустые консервные банки из-под фруктов и овощей;

картонки, из-под яиц;

губка, полотенце;

метелка, совок;

мыло, щетка, расческа;

цветные карандаши, бумага;

прозрачная лента, клей;

игрушечные часы;

строительные кубики (различной формы и размера);

краски, мольберт, газетная бумага, кисти;

пластилин или глина;

маска Лоуна Рэйнджера;

ершики для бутылок;

шпатели, палочки от «эскимо»;

ATV (приспособление со многими колесами, на котором можно кататься);

грузовик, машина, самолет, трактор, лодка;

автобус;

наковальня и молот;

ксилофон;

цимбалы;

барабан;

игрушечные солдатики и армейское снаряжение;

каска пожарного и другие головные уборы;

сосновое полено, молоток, гвозди;

ящик с песком, большая ложка, воронка, сито, ведро;

животные из зоопарка, домашние животные;

резиновая змея, крокодил; Бобо (бопбэг);

дротики с присосками для метания;

мишень;

резиновый нож;

наручники;

ружье с дротиками;

игрушечный автомат;

мячи (большие и маленькие);

телефон (2 штуки);

тупые ножницы;

бумага для труда (несколько цветов);

докторский саквояж;

игрушечные деньги и кассовый аппарат;

половики или старые полотенца;

куклы би-ба-бо (доктор, медсестра, полицейский, мама, папа, сестра, брат, малыш, крокодил, волк);

пластмассовый конструктор;

веревка;

лоскутки.

Многие из этих игрушек и материалов можно приобрести недорого на распродажах, их могут отдавать родители, дети которых выросли из своих игрушек. Терапевты, работающие в местных агентствах, могут представлять свои программы игровой терапии городской общественности, обрисовав свою потребность в игрушках, и попросить финансовой поддержки. Школьные психологи могли бы также обратиться в Ассоциацию игровой терапии и попросить спонсорской поддержки для программы игровой терапии в виде ежегодной дотации на приобретение игрового материала. Вышеприведенный список можно вывесить в агентстве или в учительской. Это можно делать только после того, как психолог изложил программу игровой терапии на встрече с учителями. Избегайте случайных просьб об игрушках, потому что тогда можно превратить их «выбор» в «сбор», что несовместимо с идеями игровой терапии.

Особые замечания

Хотя успешное решение головоломок может облегчить развитие толерантности к фрустрации и чувства адекватности, применять их не рекомендуется, поскольку, по меньшей мере, один кусочек из головоломки непременно потеряется. События в игровой комнате не должны закреплять негативный опыт ребенка. Дети, страдающие от чувства неадекватности и испытывающие трудности в решении головоломок, должны иметь возможность испытывать успех и следующее за ним чувство удовлетворения.

Следует специально оговорить использование полена, молотка и гвоздей. Полено должно быть примерно 30 см в высоту и представлять собой кусок дерева мягкой породы. Молоток должен быть обычного размера. Специальный детский молоток детей не устраивает. Гвозди должны быть двух размеров: короткие толстые с большой шляпкой и более длинные и тонкие. Короткие гвозди не будут гнуться, и каждый ребенок сможет выбрать собственный уровень трудности.

Уберите поломанные игрушки. Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими. Многие дети приходят в игровую комнату из неустойчивой и фрустрирующей среды, и эта неустойчивость и фрустрация не должны подкрепляться наличием в игровой комнате неисправных или поломанных игрушек.

Темпера должна быть свежей. Ничто так не угнетает и не фрустрирует ребенка, как засохшие, потрескавшиеся краски. Кроме того, краски закисают и распространяют ужасный запах, поэтому их надо периодически менять. Смешивая краски, добавьте несколько капель жидкого детергента в каждую формочку с краской, чтобы замедлить распространение запаха. Наличие в краске детергента облегчает также удаление краски с одежды. В коробку с красками можно поставить, маленькие кофейные чашечки, и это облегчит смывку и смешение красок. Положите в каждую формочку по 2 см краски, чтобы ребенок не разбрызгивал их по комнате, а если и разбрызгает, их легче будет убрать. Детям вовсе не нужно много краски – это только спровоцирует беспорядок.

Небольшой жесткий пластиковый бассейн может послужить отличной песочницей. Периодически песок нужно обильно сбрызгивать водой, чтобы прибить пыль.

Детям нужно такое место, куда можно убежать от терапевта и спрятаться. Устройте игровую комнату таким образом, чтобы какой-то объект (например, это может быть шкаф или плита) отступал от стены. Тогда дети могут играть по другую сторону плиты, укрывшись от взглядов терапевта, когда они почувствуют в этом необходимость. Возможность отделения терапевта или его отвержения весьма важна в развитии свободы отношений.

Игровая комната не должна использоваться как детская. Часто терапевты, которые не работают с детьми, считают игровую комнату именно таким местом, где дети их взрослых клиентов могут поиграть в ожидании родителей, пришедших на консультацию. Это правило относится и к детям, получающим игровую терапию. Отношения в игровой терапии – это специфические эмоциональные отношения, которые возникают именно в игровой комнате. Если вы позволите ребенку поиграть без присмотра, пока его родителей принимает игровой, терапевт, развитие отношений будет нарушено.

После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок, и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки – это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна являть собой образец порядка и надежности. Частью этой надежности является то, что каждая игрушка всегда находится на своем месте. Бутылочка не может сегодня находиться в одном Месте комнаты, а завтра в другом. Игрушки всегда должны находиться в отведенных для них местах. Это вовсе не означает, что комната должна быть очень тщательно убрана, просто там должен быть порядок. Это делает и комнату, и отношения прогнозируемыми. Когда одна и та же комната используется разными работниками, рекомендуется раз в месяц назначать день для уборки, когда все работающие в этой комнате собираются, чтобы прибраться в ней и привести ее в порядок. Если этого не делать, в комнате может воцариться полный хаос, а комната, которая выглядит как чулан: и вызывает такие же чувства, не является; терапевтической.

Глава 8

Наши рекомендации