Приспособленность и неприспособленность
Внутреннее стремление к самореализации и утверждению целесообразности собственного существования являются базовыми потребностями ребенка, и каждый ребенок стремится эти потребности удовлетворить. «По-видимому, приспособленным ребенком является индивид не встречающий на своем пути слишком много препятствий и имеющий возможность быть свободным и независимым в осуществлении своих идей и прав. Неприспособленный ребенок, очевидно, тот, который так или иначе лишен права достигать цели без борьбы», – пишет Экслайн (Axline, 1969, стр. 21). Проявление этих, принципов легко можно наблюдать в случае с Мэттом.
Семилетний Мэтт шел следом за мной в психологических центр — руки в карманах, сгорбленные плечи, пустой взгляд. Он выглядел старше, подавленный давящей жуткой реальностью: его заперли в жаркой, вонючей, темной тюремной камере на верхнем этаже здания, где размещалась местная администрация, и не было рядом ни одного знакомого человека, который мог бы его успокоить. Родители жили в нескольких минутах ходьбы от тюрьмы, но не навестили его; почему – они объяснить не смогли или не захотели. Когда я утром увидел Мэтта, стоящего в камере, он изо всех сил старался казаться, спокойным и почти беспечным, но ужас в его глазах и яркий красный полукруг под нижней, губой выдавали внутреннюю тревогу, и я видел перед собой перепуганного малыша, жертву системы, неподготовленной к тому, чтобы понимать или удовлетворять потребности своих детей.
В начале учебного года учительница направляла Мэтта в психологический центр «в связи с агрессивный поведением, малым объемом внимания, частыми опозданиями и задумчивостью». Результаты тестирования были нечеткими, но тем не менее выявили удовлетворительные способности к учению. Ему рекомендовали игровую терапию, и раз в неделю он приходил из школы в центр в сопровождений одного из школьных работников. Так прошло шесть сеансов. Когда он не пришел на седьмой, я позвонил в школу и узнал, что он в тюрьме. Мэтта поймали, когда он стащил в бакалее пустые пластмассовые бутылки и, поскольку это был уже второй случай такого рода за месяц, местный судья, получив легальные полномочия от родителей Мэтта, заявивших: «Мы ничего не можем с ним сделать», – объявил мальчика неисправимым и приказал отослать его в тюрьму. Я убедил суд освободить, Мэтта под мою ответственность, и вот мы снова оказались вместе в игровой комнате. Вымещая фрустрацию на Бобо, он сказал: «Иногда человек и не поймет, правда ли, что родители его любят, тогда ему надо пойти и сделать что-нибудь плохое. Тогда, когда твои родители про это узнают, они тебя побьют, и ты знаешь, что они тебя любят». Мэтт стремился усилить свое Я, и в то же время все дальше отталкивал эту цель, потому что его поведение делало его неприемлемым для собственных родителей.
Мэтт хотел почувствовать, что он – человек, которого можно любить, можно принять и считать полноправным членом семьи. Вместо этого он оказался в такой среде, где царили отношения, которые не могли обеспечить ему безопасность и чувство принадлежности, необходимые ему для того, чтобы конструктивно проявить ту часть Я, которая стремилась к одобрению и признанию. Поскольку Мэтт не мог открыто выразить внутреннее стремление к усилению Я, он обратился к непрямым и абсолютно разрушительным способам самоутверждения.
Экслайн (Axline, 1969) следующим образом объясняет различие между хорошо приспособленным и плохо приспособленным поведением:
«Когда у индивида развивается вера в себя, достаточная для того, чтобы сознательно и целеустремленно направлять свое поведение путем оценки, селективности и применения полученного опыта для достижения конечной цели в жизни – самореализации, – тогда он, по-видимому, хорошо приспособлен.
С другой стороны, когда индивиду не хватает уверенности в себе для того, чтобы открыто начертать курс собственных действий, когда он, похоже, согласен расти и достигать самореализации скорее зигзагами, чем напрямую, и делает, мало (или вообще ничего не делает) для того, чтобы направлять это стремление в более конструктивное русло, – тогда о нем говорят, что он неприспособлен. Поведение индивида не согласуется с внутренней концепцией Я, которую он создал в попытке достичь полной самореализации, чем дальше расходится поведение и Я-концепция, тем больше степень неприспособленности ребенка» (стр. 13—14).
Все типы неприспособленности возникают вследствие конгруэнтности между действительными переживаниями и Я-концепцией. Каждый раз, когда восприятие опыта ребенком искажается или отвергается, в той или иной степени возникает состояние, неконгруэнтности между внутренней сущностью человека и его опытом.
Как было указано ранее, дети обладают способностью» переживать факторы своей психологической неприспособленности, а также возможностью и даже тенденцией – переходить из статуса неприспособленных к статусу психически здоровых.