Конечные результаты обучения

Формирование когнитивного компонента (знаний):

- историю развития ДМ;

- связь ДМ с клинической эпидемиологией и биологической статистикой;

- базы данных ДМ в Интернете;

- типы принятия решений в клинической практике;

- виды исследований, применяемых в клинической эпидемиологии;

- понятие о клиническом руководстве (стандарте, протоколе диагностики и лечения);

- понятие о клиническом (медицинском) аудите;

Формирование операционных навыков:

- формулировать клинический вопрос (проблему) с использованием принципа PICO;

- проводить поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников;

- работать в поисковой системе с использованием фильтров;

- проводить анализ и критическую оценку медицинских статей;

- составлять примерный план клинического аудита своей практики;

Формирование коммуникативных навыков:

- навыки презентации проекта и СРС;

- навыки выступления перед аудиторией;

- открытость, демонстрация на невербальном уровне дружеского настроя;

- правильность понимания вопросов;

- умение отвечать на вопросы;

- объяснение специальных (профессиональных) терминов, понятий;

- навык обобщать и комментировать высказывания;

- точность/завершенность в передаче информации;

- зрелость суждений;

- уверенность;

- ясность, ассертивность коммуникации;

- обратная связь.

Формирование правовой компетенции (Адвокат здоровья):

- формировать знания по основным нормативно-правовым документам в системе здравоохранения: «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2030 года», «Стратегический план развития до 2020 года», Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015гг, «Стратегический план Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы», «Единая национальная система здравоохранения», «Проект по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», «Концепция развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2020 годы Министерства Здравоохранения Республики Казахстан».

Формирование навыков самосовершенствования и развития:

- работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде рефератов, презентаций;

- владеть навыками стратегии поиска систематических обзоров, РКИ и других доказательных источников в Medline, Pubmed, в Кокрановской библиотеке

2.5 Пререквизиты:

Информатика, социология, биостатистика

2.5 Постреквизиты:

Общественное здравоохранение, общая врачебная практика, скорая неотложная медицинская помощь

2.6 Краткое содержание дисциплины

Дисциплина «Основы доказательной медицины» включает определение, историю развития доказательной медицины, современные тенденции развития. Основными принципами в ДМ являются принципы клинической эпидемиологии. Существует пять этапов процесса доказательной медицины, различные типы научных исследований. ДМ – это усиление традиционных навыков клинициста в диагностике, лечении, профилактике и других областях путем систематического формулирования вопросов и применения математических оценок вероятности и риска.

2.7 Тематический план

Всего часов Лекции Практические занятия СРСП СРС Форма контроля
Дифференцированный зачет

Тематический план лекций

Наименование тем Форма проведения Продолжительность/час
Введение в доказательную медицину. Принципы клинической эпидемиологии. Обзорная лекция
Терминология и инструментарий доказательной медицины. Типы исследований в ДМ. Обзорная лекция
Поиск информации в Интернете с использованием фильтров ДМ. Систематические обзоры и мета-анализ статей. Проблемная лекция
  Итого  

Тематический план практических занятий

Наименование тем Форма проведения Продолжительность /час
Определение доказательной медицины. История развития доказательной медицины. Мировой опыт развития. Клиническая эпидемиология: определение, история развития, основные принципы и методы исследований.   устный опрос, работа в малых группах, дискуссии, презентации, работа с медицинской литературой, обратная связь студент – преподаватель: контроль знаний предшествующей темы, закрепление новых знаний, обсуждение результатов индивидуальных и групповых заданий, обсуждение задания на следующее занятие.
Дизайн медицинских клинических исследований. Рандомизированные контролируемые исследования (РКИ). Критическая оценка РКИ. Описание случаев и поперечные исследования. Исследования случай-контроль. Когортные исследования. Систематические обзоры и мета-анализы. устный опрос, работа в малых группах, дискуссии, презентации, работа с медицинской литературой, обратная связь студент – преподаватель: контроль знаний предшествующей темы, закрепление новых знаний, обсуждение результатов индивидуальных и групповых заданий, обсуждение задания на следующее занятие.
Рубежный контроль    
Градация доказательств и уровни рекомендаций.   устный опрос, работа в малых группах, дискуссии, презентации, работа с медицинской литературой, обратная связь студент – преподаватель: контроль знаний предшествующей темы, закрепление новых знаний, обсуждение результатов индивидуальных и групповых заданий, обсуждение задания на следующее занятие.
Основы статистического анализа медицинских данных.   устный опрос, работа в малых группах, дискуссии, презентации, работа с медицинской литературой, обратная связь студент – преподаватель: контроль знаний предшествующей темы, закрепление новых знаний, обсуждение результатов индивидуальных и групповых заданий, обсуждение задания на следующее занятие.
Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. Преимущества и недостатки клинических руководств. Оценка клинических руководств с помощью системы AGREE. устный опрос, работа в малых группах, дискуссии, презентации, работа с медицинской литературой, обратная связь студент – преподаватель: контроль знаний предшествующей темы, закрепление новых знаний, обсуждение результатов индивидуальных и групповых заданий, обсуждение задания на следующее занятие.
  Итого  

Тематический план самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)



Тема занятия Форма проведения Объем учебных часов
Пять этапов доказательной медицины. Первый этап. Формулирование клинической проблемы с использованием принципа PICO.   Устный опрос, консультации
Второй этап ДМ. Поиск информации в Интернете и электронной базе данных. Система библиографического поиска медицинской информации - Medline. Устный опрос, консультации
Этические проблемы проведения клинических исследований.   Работа в малых группах, решение ситуационных задач
Третий этап ДМ. Aнализ статей и их критическая оценка. Устный опрос, консультации
Четвертый и пятый этапы ДМ. Применение полученных данных в практику. Примерное планирование и проведение клинического аудита. Анализ ошибок. Устный опрос
  Итого  

Время консультаций:

Ежедневно с 14.30-15.30 после занятий согласно расписанию

Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)

Наименование тем Форма проведения
Доказательная медицина как средство продвижения лекарственных средств. Признаки некорректной рекламы лекарственных средств. Презентация, написание реферата  
Фармакоэпидемиология и фармакоэкономика: определение, этапы развития, основные принципы. Использование экономической оценки как элемент принятия решения в медицине. Презентация, написание реферата
Перспективы использования доказательной медицины врачами общей практики. Презентация, написание реферата
Национальные клинические руководства: история развития, принципы составления и проблемы внедрения. Презентация, написание реферата
Доказательная профилактика. Основные виды, проблемы внедрения и анализа результатов скрининговых программ. Презентация, написание реферата
Роль пациентов в научных исследованиях. Права пациента. Презентация, написание реферата
Понятие об обществах специалистов доказательной медицины. Центры доказательной медицины в нашей стране и СНГ. Презентация, написание реферата
Проблема недостоверных публикаций Презентация, написание реферата
Понятие о проблемных лекарствах. Роль доказательной медицины в развитии современной фармакотерапии. Презентация, написание реферата
Понятие о систематической ошибке.   Презентация, написание реферата
Составление своей базы данных медицинской информации. Презентация, написание реферата

Литература основная и дополнительная.

Основная:

1. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины: Пер. с англ./Под общ.ред. С.Е.Бащинского, С.Ю.Варшавского. – М.:Медиа Сфера, 1998. – 352 с. (Электронная версия учебного пособия)

2. Власов В.В. Эпидемиология. Москва, 2004.

3. Т. Гринхальк. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. – 240 с.

4. Умарова С.У., Енсегенова З.Ж. Доказательная медицина в клинической практике - Алматы, 2009. – стр. 47 (Электронная версия учебного пособия)

Дополнительная:

1. Г.Гайятт, Д.Ренни. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. – Медиа сфера, Москва, 2003 – 382 с.

2. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. М.: Медиа Сфера, 2001. – 392 с.

3. Моисеев В.С. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

4. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Под ред. В. Покровского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

5. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Москва, 2003.

Наши рекомендации