Методическая разработка теоретического занятия

Методическая разработка теоретического занятия

Предмет:«Основы сестринского дела»

Тема:«История и философия сестринского дела. Медицинская этика, деонтология, биоэтика. Общение в сестринском деле»

Специальность:«Сестринское дело»

Курс:I,II

Рассмотрено

на заседании ЦМК

«Сестринское дело»

Протокол №___

«___» ______ 20__г

__председатель ЦМК

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой преподавателем Достановой Ж.А.

Методическая разработка теоретического занятия

Тема занятия:История и философия сестринского дела. Медицинская этика, деонтология, биоэтика. Общение в сестринском деле.

Цели занятия:

Образовательная - формирование знаний по понятиям «медицинская сестра», «сестринское дело», «субординация», «ятрогения»

Воспитательная - воспитание ответственности, дисциплинированности, любви к избранной профессии

Развивающая - развитие у студентов логического мышления, умения анализировать, делать выводы

Тип занятия:Теоретическое занятие

Метод занятия: Репродуктивный

Время занятия: 90 минут

Место проведения: Доклинический кабинет

Внутрипредметная связь:

-Лабораторные и инструментальные методы исследования

-Лечебно – профилактические учреждения. Обязанности медсестры, её роль в уход за больными. Медицинская документация. Правила заполнения».

Межпредметная связь:

-Латинский язык: «Терминология»

-Основы сестринского дела:«Профессиональная этика и деонтология», «Термометрия»

-Внутренние болезни: «Введение. Понятие о внутренних болезнях»

Оснащение урока: таблицы, графологические структуры, презентации

Оснащение занятия:

- CD – диски

- DVD – диски

- интерактивная доска

- видеофильмы

-презентация по теме

Использованная литература:

основная

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела»

дополнительная

Е.Л.Тиникова «Сборник стандартов и сестринских манипуляций»

Студент должен знать:

-определение понятия «Сестринское дело»;

-основные задачи, цели сестринского дела;

-история развития сестринского дела;

-вклад Ф. Найтингейл, В Хендерсон в развитие сестринского дела;

-основные принципы философии сестринского дела;

-основные положения моделей сестринского дела;

-определение терминов «этика», «деонтология», «биоэтика»;

-принципы сестринской этики и деонтологии;

- модели биомедицинской этики;

-медицинский этикет и взаимоотношения в коллективе;

-деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры (типы медсестер по И. Харди);

-ятрогенные заболевания;

-понятие и функции общения;

-средства общения;

-критерии эффективности общения.

Структурно-логическая схема и хронокарта занятия

І Организационный момент – 5 мин

ІІ Объяснение нового материала – 65 мин

ІІІ Закрепление нового материала – 10 мин

ІҮ Подведение итогов занятия – 5 мин

Ү Задание на дом – 5 мин

Ход занятия:

І Организационный момент

Преподаватель проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, проверяет наличие халата, колпака, сменной обуви, выясняет неясные вопросы, отмечает отсуствующих студентов в журнале, причины их отсутствия выясняет у дежурного студента.

Задачи сестринского дела

Сестринское дело решает следующие задачи:

1. Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2. Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

3. Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

4. Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

5. Осуществление консультативной сестринской помощи;

6. Обеспечение высокого уровня медицинской информации;

7. Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8. Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

9. Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

История сестринского дела.

История служения больным и раненым исходит к ран­ним векам христианства. Считается, что сестринское дело в России началось в 1803 году в эпоху Петра I. Была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы, предшественниц сестер ми­лосердия. Первое руководство по уходу за больными (учеб­ник X. Опеля, первого организатора службы сестринской помощи в России) на русском языке вышло в свет в 1822 году. В этом руководстве впервые давались основы деонто­логии, описывались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала.

В 1844 году в Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Здесь не только ухаживали, воспитывали, но и обучали (Кинг Е.В. Седердом Т.И. и др.) сестер милосердия основным гигие­ническим правилам ухода за больными, а также некото­рым лечебным процедурам. Сестры милосердия принимали участие во всех событиях IX, связанны с военными действиями. Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853— 1856 гг.) является Даша Севастопольская (Михайлова), первая российская сестра милосердия, безвозмездно помогавшая страдальцам, применявшая для перевязки раненых обычный уксус как средство дезинфекции.

Даша Севастопольская была сиротой, ее отец погиб на войне в битве при Севастополе, а мать умерла. Она продала свое наследство, переоделась юнгой и отправилась на войну. Никто не узнавал в ней девушки. Государь наградил ее золотой медалью «За усердие», велел великим князьям целовать ее, подарил пятьсот рублей и обещал еще тысячу, когда она выйдет замуж, и обещание свое сдержал.

В общину принимались согласно Уставу вдовы и девицы 20—40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После литургии, совершенной метрополитом 2 Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой — с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «„.буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».

По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, ч.то может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами, — говорилось в Уставе, - принадлежит об­щине». Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.

Сестры милосердия принимали участие в русско-турецкой войне (миссия Красного креста в Яссах 1877—1878 гг.), в Русско-японской войне (1904-1905 гг), в Первой мировой войне (1914-1918 гг).

Расцвет христианской женской медицинской помощи свя­зан с образованием в 1854 году Кресто-Воздвиженской об­щины, организованной сестрой императора Николая I — великой княгиней Еленой Павловной. Во время Крымской войны (1853—1856 гг.) эта община попала в непосредствен­ное подчинение Н.И. Пирогову, который оценил способнос­ти таких сестер милосердия, как Е. Карцева, В. Щедрина, А. Стахович, Е. Меркулова, Е. Бакунина.

Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились «хозяйки», «аптекарши», пере­вязочные и операционные сестры, появилось понятие «стар­шая медсестра» вместо должности «главной начальницы». Он отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей степени мужчи­ны).

Н.И. Пирогов назначил Е. Бакунину старшей медсест­рой Кресто-Воздвиженской общины. Она была твердо убеж­дена, что не религиозные, а моральные принципы важны в уходе за больными и ранеными. С ней не была согласна великая княгиня Елена Павловна, и Е. Бакуниной при­шлось расстаться в 1860 году с Кресто-Воздвиженской об­щиной, которая в дальнейшем стала прообразом РОКК (Российского общества Красного Креста), созданного в Пе­тербурге в 1867году (его первоначальное название «Рос­сийское общество попечения о раненых и больных вои­нах», переименованное в РОКК в 1876году).

Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестрин­ской службы и сельской медицины в России.

Основоположницей сестринского дела в мире является - Флоренс Найтингейл (1820—1910), английская сестра ми­лосердия, итальянка по происхождению (г. Флоренция), получившая образование в Германии в школе медсестер, основанной Ф. Флендером в 1836 году. Флоренс Найтин­гейл в 20 лет решила стать сестрой милосердия, но жен­щины ее круга не могли думать о профессии сестры, и только в 33 года она осуществила свою мечту. Работая в больнице, она понимала, что необходима школа для под­готовки сестер.

Во время Крымской войны, которую вела Россия с Ан­глией, Францией, Италией и Турцией в течение двух лет, Флоренс Найтингейл вместе с 38 сестрами работала в Скутари, в Турции, в бараке, где находилось 2300 раненных и больных. Выхаживая их, она добилась снижения смерт­ности с 42 до 2 процентов.

После Крымской войны за свои деньги Ф. Найтингейл в 1856 году поставила на высокой горе под Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о по­гибших солдатах, врачах и сестрах.

26 июня 1860 года была открыта Найтингейльская ис­пытательная школа для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне. По окончании ее сестры давали клятву Ф. Найтингейл.

Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия.

Каждые два года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 меда­лей ее имени. Это высшая награда для медицинских сес­тер, активистов Красного Креста. В положении об этой медали говорится, что дается она «не для увенчания ка­рьеры, а для того, чтобы отметить выдающиеся дей­ствия и признать исключительно моральные качества награждаемых», В настоящее время эту медаль имеет около 1000 человек.

В 1863 году в Швейцарии организован Международ­ный комитет помощи раненым, который впоследствии пе­реименован в 1876 году в Международный комитет Крас­ного Креста. В этом же году возник и Российский комитет Красного Креста.

Международный комитет Красного Креста (МККК) это частное независимое швейцарское объединение, но по характеру своей миссии, закрепленной в Женевских кон­венциях, является международной организацией. Его штаб-квартира находится в Женеве.

Сегодня, помимо МККК, существуют национальные об­щества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Философия сестринского дела

Основные понятия, содержание, принципы и этические элементы философии сестринского дела

Философия(от греч. люблю и мудрость, любовь к муд­рости) — это форма духовной деятельности человека, в ко­торой находят свое отражение вопросы целостной карти­ны мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления (закон — это внутренняя связь явлений), другие философские катего­рии (причина, сущность и т.д), без которых не может обой­тись ни одна наука.

Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестрин­ском общении все чаще появлялись новые термины, кото­рые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсужда­ются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам чело­века. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сест­ры перед обществом, пациентом и ответственность обще­ства перед медицинской сестрой. Общество обязано при­знавать важную роль сестринского дела в системе здраво­охранения, регламентировать, поощрять его через изда­ния законодательных актов.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсест­ры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принима­ет на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем): говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства дру­гих; держать слово; быть преданной; уважать право паци­ента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к кото­рым стремится сестра, то есть результаты ее деятельнос­ти, называются этическими ценностями (идеалам): про­фессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; не­зависимость; человеческое достоинство; забота (уход).

Философия сестринского дела определяет и личные ка­чества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра — добродетели, определяющие, что является доб­ром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.

Медицинская этика и деонтология в работе медицинской сестры

Наука о нравственных началах в деятельности меди­цинского персонала получила название медицинской этики. Она исследует нравственные стороны деятельности меди­цинских работников. Академик А. Т. Билибин очень четко сформулировал суть медицинской этики: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, — она образ жизни».

Сестринская деонтология — наука о долге перед паци­ентом и обществом, профессиональном поведении медицин­ского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встре­чаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интере­сы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физи­ческом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчи­вость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю­дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. 2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.

Основными качествами медицинского работника, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля­ются:

Скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость - самая высокая добродетель медицин­ского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два нача­ла справедливости это: «Никому не вредить и приносить пользу обществу».

Честность — должна соответствовать всем делам меди­цинского работника. Она должна стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений.

Доброта — неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Хороший человек — это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает сло­вом и делом.

Что же такое внешняя культура медицинского работ­ника?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде меди­ка — чистота и простота, отсутствие излишних украше­ний и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинско­го работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните!Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыс­лов, строгость в выполнении профессиональных обязаннос­тей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться веж­ливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте гово­рят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.

Иногда речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность паци­ента, его индивидуальность, а у пациента вызывают нега­тивную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этичес­ком кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

2. Сострадание.

3. Доброжелательность.

4. Бескорыстие.

5. Трудолюбие.

6. Учтивость и др.

Биоэтика.

Понятие биоэтики

Термин «биоэтика» или этика жизни предложен В.Р. Поттером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являют­ся моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала в нашей куль­туре тесная связь этики и медицины.

Медицина — наука о болезнях человека и их лечении,

Этика — учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении мора­ли. Слово «этика» произошло от греческого Ноз — обы­чай.

Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведе­ние и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики. Этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.

Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические ка­тегории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

Нравственность — это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества (достижений в науке, искусстве, медицине, тех­нике). Это код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усво­ена человеком, «войти в его душу», стать частью внутрен­него мира.

Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в поря­дочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и от­зывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к мо­ральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.

Понятие «мораль» — это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права («приро­ды», «свободы») и моральных норм («долга», «обязаннос­тей» и т. д.).

Человек морален, если соответствует нормам общества. Тогда нравственное поведение становится органичным. Для него и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Это «внутренний голос» человека, который по­могает упорядочить поступки, страсти, силы и помогает жить нравственно.

Нравственной, моральной основой поведения медицин­ских сестер, ее эталоном (стандартом) поведения является Этический кодекс медицинской сестры России.

Нравственный долг — это категория морали, который не следует отождествлять с наукой о должном — деонтоло­гией, имеющей более узкое содержание.

Врачебный долг — это комплекс исторически сложив­шихся норм и требований, регулирующих отношения вра­ча и больного, врачей между собой, врача и общества. Профессиональный долг, с одной стороны, служит прояв­лением главного принципа врачебной морали — гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой — гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противополож­ности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гип­пократа, Женевской декларации и в других документах, хотя врачи нарушают эти каноны (примером этому служит частная медицина — когда врач устраняется от медицинс­кой помощи больному, если не получает за нее гонорара).

Модели сестринского дела

Модель — это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела — это направление на достижение цели.

В основе теории сестринского дела лежат основополага­ющие понятия, которые определяют сущность сестрин­ской практики. К ним относятся:

• пациент как один из объектов деятельности сестрин­ского персонала;

• источник проблем пациента;

• направленность сестринского вмешательства;

• цель ухода;

• способы сестринского вмешательства;

• роль сестры;

• оценка качества и результатов ухода.

Модель Д. Джонсон

Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей.

Этот результат зависит от того, как пациент восприни­мает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.

Д. Джонсон различает два основных типа поведения человека:

· установка, создаваемая действиями и объектами не­посредственно вокруг человека;

· и установка, создаваемая прошлыми привычками.

Модель Д. Орем

Модель, предложенная Д. Орен в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на прин­ципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собствен­ного здоровья.

Модель В. Хендерсон

Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физио­логические потребности, а затем — на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетво­рены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой моде­ли — участие самого пациента в планировании и осуществ­лении ухода.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повсед­невной жизни. Здоровый человек не испытывает трудно­стей при удовлетворении этих потребностей, в то же вре­мя, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.

В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход дол­жен быть направлен на скорейшее восстановление незави­симости человека.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать, отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать оде­
жду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде,

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опаснос­ти для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12.Заниматься любимой работой.

13.Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14.Удовлетворять свою любознательность, помогающую
нормально развиваться.

Модель М. Аллен

Представляемая модель встречается в литературе под несколькими названиями — модель Макгила, которую впер­вые внедрили в университете Макгила в Монреале и в настоящее время считается основной теоретической моде­лью, так же эту модель называют моделью М. Аллен — по имени автора. Она появилась в начале 70-х годов, когда включается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости, получила признание концепция первичной медико-сани­тарной помощи.

Типы медсестер по И. Харди

1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.

2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению опреде­ленного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и боль­ным.

3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть гру­бость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.

4. Тин сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отли­чает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной лич­ностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.

5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них - ес­тественное условие существования. Забота о больных - жизненное призва­ние.

6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, кото­рые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лаборато­риях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.

Ятрогения (син. ятрогенные заболевания: греч. iatros - врач и гено...) - патологическое состояние, обусловленное неострожными высказываниями или поступками врача (или других медицинских работников), которые создают у человека представление о наличии у него какого-то заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Проявляется главным образом невротической и депрессивной симптоматикой.

Субординация — это система подчинения в том или ином коллективе, построенная по принципу иерархии. В медицинском коллективе на всех уровнях его организации принцип субординации должен соблюдаться безукоризненно.

Представители младших звеньев подчиняются своим непосредственным начальникам и тем, кто стоит над ними, т. е. это означает, что санитар должен выполнять указания медсестер, в том числе старшей медсестры, и врачей, в том числе заведующего отделением. Медсестры подчиняются старшей медсестре и врачам.

Медсестра обязана выполнять все действия, на которые указывают старшие по статусу, однако только в том случае, если эти действия входят в рамки ее профессиональных обязанностей. Несоблюдение субординации может стать причиной недопонимания, разобщения в лечебной работе и различного рода взысканий.

Понятие и функции общения

Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невер­бальной) информации.

Общение в сестринском деле — это процесс, порождае­мый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к измене­ниям в жизни в связи с изменениями состояния здоро­вья.

Функции общения

Различают следующие функции об­щения:

1. Контактная— установление состояния взаимной го­товности к общению.

2. Информационная — обмен информацией, сообщени­ями.

3. Побудительная — стимуляция активности партнера.

4. Координационная— взаимное ориентирование и со­гласование совместной деятельности.

5. Понимания- адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.

6. Эмотивная — обмен эмоциями между партнерами.

7. Установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и про­изводственных отношениях.

8. Оказание влияния — изменение поведения, состоя­ния, знаний, представлений партнера.

Уровни общения

Психология чаще всего выделяет три уровня общения.

Внутриличностное - когда слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.

Межличностное — общение между людьми происходит с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуни­кация может принимать характер информирования, спра­шивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен ин­формацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе обследования па­циента), усвоению учебного материала в процессе обуче­ния и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.

Общественное — общение одного человека с аудитори­ей. Общение на этом уровне требует соблюдения опреде­ленных правил, традиций, принятых норм.

Общение как функциональная элементарная единица, из которых складывается вся система общения личности в определенный период жизни: «вопрос-ответ», рукопожа­тие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ, то есть оно включает речевую и неречевую деятель­ность как говорящего, так и слушающего.

Средства общения

К вербальным средствам общения относится речь, кото­рая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Медицинская сестра должна уметь разбираться в мане­ре говорить и оценивать ее. Манера говорить может отра­жать индивидуальные особенности пациента, его темпера­мент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра долж­на знать, что манера говорить может зависеть от патоло­гии сознания, мышления, речесоматических и психонев­рологических заболеваний. Например, при одышке паци­ент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопро­сы (неадекватная реакция пациента).

Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнят­ную, с обеднением словарного запаса.

В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.

Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явле­ниям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внут­ренних органов.

Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.

Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъясне­ние, убеждение и т.д.

Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пы­тается исправить ошибочное суждение пациента, порожден­ное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себя, веру в выздоровление.

Исследования показывают, что в ежедневном акте ком­муникации человека слова составляют 7%, звуки и инто­нации — 38%, неречевое взаимодействие 53%.

К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуника­ции. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим.

Таким образом, передаются настроение, характер и от­ношение: «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».

Зрительный контакт, выражение лица, поза и положе­ние в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.

Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно по­мнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербаль­ные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.

Мимика — движения мышц лица. Жестика — мотори­ка всего тела, которая проявляется в изменениях поз, по­ходки, осанки, своеобразных движений рук, а также дру­гих невербальных средств общения, таких, как прикосно­вения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглажива­ния, отталкивания и др.

Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек. Жесты позволяют лучше разбираться в людях.

Выражение лица отражает психическое состояние че­ловека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатич­ное, растерянное, и др. В норме выражение лица без осо­бенностей, уравновешенное.

Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голо­са, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.

Основные стили общения

Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации обще­ния получать недостающую информацию, связать компо­ненты общения в определенный стиль общения и предста­вить, как тот или иной стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностиро­вать (распознавать) стили общения;

• конвенциальный (деловой);

• примитивный;

• манипулятивный;

• актуализированный.

Конвенциалъный (деловой) стиль предполагает доволь­но большую дистанцию между людьми. Выражения эмо­ций при этом ограничены. Участники общаются как носи­тели определенных служебных функций.

Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отноше­ний. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситу­ации и подчиненности. Правилами взаимодействия стано­вят

Наши рекомендации