Методическая разработка теоретического занятия
Методическая разработка теоретического занятия
Предмет:«Основы сестринского дела»
Тема:«История и философия сестринского дела. Медицинская этика, деонтология, биоэтика. Общение в сестринском деле»
Специальность:«Сестринское дело»
Курс:I,II
Рассмотрено
на заседании ЦМК
«Сестринское дело»
Протокол №___
«___» ______ 20__г
__председатель ЦМК
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой преподавателем Достановой Ж.А.
Методическая разработка теоретического занятия
Тема занятия:История и философия сестринского дела. Медицинская этика, деонтология, биоэтика. Общение в сестринском деле.
Цели занятия:
Образовательная - формирование знаний по понятиям «медицинская сестра», «сестринское дело», «субординация», «ятрогения»
Воспитательная - воспитание ответственности, дисциплинированности, любви к избранной профессии
Развивающая - развитие у студентов логического мышления, умения анализировать, делать выводы
Тип занятия:Теоретическое занятие
Метод занятия: Репродуктивный
Время занятия: 90 минут
Место проведения: Доклинический кабинет
Внутрипредметная связь:
-Лабораторные и инструментальные методы исследования
-Лечебно – профилактические учреждения. Обязанности медсестры, её роль в уход за больными. Медицинская документация. Правила заполнения».
Межпредметная связь:
-Латинский язык: «Терминология»
-Основы сестринского дела:«Профессиональная этика и деонтология», «Термометрия»
-Внутренние болезни: «Введение. Понятие о внутренних болезнях»
Оснащение урока: таблицы, графологические структуры, презентации
Оснащение занятия:
- CD – диски
- DVD – диски
- интерактивная доска
- видеофильмы
-презентация по теме
Использованная литература:
основная
Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела»
дополнительная
Е.Л.Тиникова «Сборник стандартов и сестринских манипуляций»
Студент должен знать:
-определение понятия «Сестринское дело»;
-основные задачи, цели сестринского дела;
-история развития сестринского дела;
-вклад Ф. Найтингейл, В Хендерсон в развитие сестринского дела;
-основные принципы философии сестринского дела;
-основные положения моделей сестринского дела;
-определение терминов «этика», «деонтология», «биоэтика»;
-принципы сестринской этики и деонтологии;
- модели биомедицинской этики;
-медицинский этикет и взаимоотношения в коллективе;
-деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры (типы медсестер по И. Харди);
-ятрогенные заболевания;
-понятие и функции общения;
-средства общения;
-критерии эффективности общения.
Структурно-логическая схема и хронокарта занятия
І Организационный момент – 5 мин
ІІ Объяснение нового материала – 65 мин
ІІІ Закрепление нового материала – 10 мин
ІҮ Подведение итогов занятия – 5 мин
Ү Задание на дом – 5 мин
Ход занятия:
І Организационный момент
Преподаватель проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, проверяет наличие халата, колпака, сменной обуви, выясняет неясные вопросы, отмечает отсуствующих студентов в журнале, причины их отсутствия выясняет у дежурного студента.
Задачи сестринского дела
Сестринское дело решает следующие задачи:
1. Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;
2. Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;
3. Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;
4. Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;
5. Осуществление консультативной сестринской помощи;
6. Обеспечение высокого уровня медицинской информации;
7. Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;
8. Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;
9. Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.
История сестринского дела.
История служения больным и раненым исходит к ранним векам христианства. Считается, что сестринское дело в России началось в 1803 году в эпоху Петра I. Была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы, предшественниц сестер милосердия. Первое руководство по уходу за больными (учебник X. Опеля, первого организатора службы сестринской помощи в России) на русском языке вышло в свет в 1822 году. В этом руководстве впервые давались основы деонтологии, описывались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала.
В 1844 году в Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Здесь не только ухаживали, воспитывали, но и обучали (Кинг Е.В. Седердом Т.И. и др.) сестер милосердия основным гигиеническим правилам ухода за больными, а также некоторым лечебным процедурам. Сестры милосердия принимали участие во всех событиях IX, связанны с военными действиями. Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853— 1856 гг.) является Даша Севастопольская (Михайлова), первая российская сестра милосердия, безвозмездно помогавшая страдальцам, применявшая для перевязки раненых обычный уксус как средство дезинфекции.
Даша Севастопольская была сиротой, ее отец погиб на войне в битве при Севастополе, а мать умерла. Она продала свое наследство, переоделась юнгой и отправилась на войну. Никто не узнавал в ней девушки. Государь наградил ее золотой медалью «За усердие», велел великим князьям целовать ее, подарил пятьсот рублей и обещал еще тысячу, когда она выйдет замуж, и обещание свое сдержал.
В общину принимались согласно Уставу вдовы и девицы 20—40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После литургии, совершенной метрополитом 2 Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой — с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «„.буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».
По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, ч.то может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами, — говорилось в Уставе, - принадлежит общине». Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.
Сестры милосердия принимали участие в русско-турецкой войне (миссия Красного креста в Яссах 1877—1878 гг.), в Русско-японской войне (1904-1905 гг), в Первой мировой войне (1914-1918 гг).
Расцвет христианской женской медицинской помощи связан с образованием в 1854 году Кресто-Воздвиженской общины, организованной сестрой императора Николая I — великой княгиней Еленой Павловной. Во время Крымской войны (1853—1856 гг.) эта община попала в непосредственное подчинение Н.И. Пирогову, который оценил способности таких сестер милосердия, как Е. Карцева, В. Щедрина, А. Стахович, Е. Меркулова, Е. Бакунина.
Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились «хозяйки», «аптекарши», перевязочные и операционные сестры, появилось понятие «старшая медсестра» вместо должности «главной начальницы». Он отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей степени мужчины).
Н.И. Пирогов назначил Е. Бакунину старшей медсестрой Кресто-Воздвиженской общины. Она была твердо убеждена, что не религиозные, а моральные принципы важны в уходе за больными и ранеными. С ней не была согласна великая княгиня Елена Павловна, и Е. Бакуниной пришлось расстаться в 1860 году с Кресто-Воздвиженской общиной, которая в дальнейшем стала прообразом РОКК (Российского общества Красного Креста), созданного в Петербурге в 1867году (его первоначальное название «Российское общество попечения о раненых и больных воинах», переименованное в РОКК в 1876году).
Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.
Основоположницей сестринского дела в мире является - Флоренс Найтингейл (1820—1910), английская сестра милосердия, итальянка по происхождению (г. Флоренция), получившая образование в Германии в школе медсестер, основанной Ф. Флендером в 1836 году. Флоренс Найтингейл в 20 лет решила стать сестрой милосердия, но женщины ее круга не могли думать о профессии сестры, и только в 33 года она осуществила свою мечту. Работая в больнице, она понимала, что необходима школа для подготовки сестер.
Во время Крымской войны, которую вела Россия с Англией, Францией, Италией и Турцией в течение двух лет, Флоренс Найтингейл вместе с 38 сестрами работала в Скутари, в Турции, в бараке, где находилось 2300 раненных и больных. Выхаживая их, она добилась снижения смертности с 42 до 2 процентов.
После Крымской войны за свои деньги Ф. Найтингейл в 1856 году поставила на высокой горе под Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и сестрах.
26 июня 1860 года была открыта Найтингейльская испытательная школа для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне. По окончании ее сестры давали клятву Ф. Найтингейл.
Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия.
Каждые два года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 медалей ее имени. Это высшая награда для медицинских сестер, активистов Красного Креста. В положении об этой медали говорится, что дается она «не для увенчания карьеры, а для того, чтобы отметить выдающиеся действия и признать исключительно моральные качества награждаемых», В настоящее время эту медаль имеет около 1000 человек.
В 1863 году в Швейцарии организован Международный комитет помощи раненым, который впоследствии переименован в 1876 году в Международный комитет Красного Креста. В этом же году возник и Российский комитет Красного Креста.
Международный комитет Красного Креста (МККК) это частное независимое швейцарское объединение, но по характеру своей миссии, закрепленной в Женевских конвенциях, является международной организацией. Его штаб-квартира находится в Женеве.
Сегодня, помимо МККК, существуют национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
Философия сестринского дела
Основные понятия, содержание, принципы и этические элементы философии сестринского дела
Философия(от греч. люблю и мудрость, любовь к мудрости) — это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления (закон — это внутренняя связь явлений), другие философские категории (причина, сущность и т.д), без которых не может обойтись ни одна наука.
Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.
Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.
Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем): говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной; уважать право пациента на самостоятельность.
Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, то есть результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалам): профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход).
Философия сестринского дела определяет и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра — добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.
Медицинская этика и деонтология в работе медицинской сестры
Наука о нравственных началах в деятельности медицинского персонала получила название медицинской этики. Она исследует нравственные стороны деятельности медицинских работников. Академик А. Т. Билибин очень четко сформулировал суть медицинской этики: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, — она образ жизни».
Сестринская деонтология — наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.
Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. 2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
Скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.
Справедливость - самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости это: «Никому не вредить и приносить пользу обществу».
Честность — должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений.
Доброта — неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.
Хороший человек — это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).
Помните!Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.
Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:
1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.
2. Сострадание.
3. Доброжелательность.
4. Бескорыстие.
5. Трудолюбие.
6. Учтивость и др.
Биоэтика.
Понятие биоэтики
Термин «биоэтика» или этика жизни предложен В.Р. Поттером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являются моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала в нашей культуре тесная связь этики и медицины.
Медицина — наука о болезнях человека и их лечении,
Этика — учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали. Слово «этика» произошло от греческого Ноз — обычай.
Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики. Этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.
Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.
Нравственность — это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества (достижений в науке, искусстве, медицине, технике). Это код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усвоена человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира.
Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к моральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.
Понятие «мораль» — это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права («природы», «свободы») и моральных норм («долга», «обязанностей» и т. д.).
Человек морален, если соответствует нормам общества. Тогда нравственное поведение становится органичным. Для него и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Это «внутренний голос» человека, который помогает упорядочить поступки, страсти, силы и помогает жить нравственно.
Нравственной, моральной основой поведения медицинских сестер, ее эталоном (стандартом) поведения является Этический кодекс медицинской сестры России.
Нравственный долг — это категория морали, который не следует отождествлять с наукой о должном — деонтологией, имеющей более узкое содержание.
Врачебный долг — это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих отношения врача и больного, врачей между собой, врача и общества. Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали — гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой — гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и в других документах, хотя врачи нарушают эти каноны (примером этому служит частная медицина — когда врач устраняется от медицинской помощи больному, если не получает за нее гонорара).
Модели сестринского дела
Модель — это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела — это направление на достижение цели.
В основе теории сестринского дела лежат основополагающие понятия, которые определяют сущность сестринской практики. К ним относятся:
• пациент как один из объектов деятельности сестринского персонала;
• источник проблем пациента;
• направленность сестринского вмешательства;
• цель ухода;
• способы сестринского вмешательства;
• роль сестры;
• оценка качества и результатов ухода.
Модель Д. Джонсон
Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей.
Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.
Д. Джонсон различает два основных типа поведения человека:
· установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека;
· и установка, создаваемая прошлыми привычками.
Модель Д. Орем
Модель, предложенная Д. Орен в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.
Модель В. Хендерсон
Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем — на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать, отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать оде
жду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде,
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12.Заниматься любимой работой.
13.Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14.Удовлетворять свою любознательность, помогающую
нормально развиваться.
Модель М. Аллен
Представляемая модель встречается в литературе под несколькими названиями — модель Макгила, которую впервые внедрили в университете Макгила в Монреале и в настоящее время считается основной теоретической моделью, так же эту модель называют моделью М. Аллен — по имени автора. Она появилась в начале 70-х годов, когда включается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости, получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи.
Типы медсестер по И. Харди
1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.
2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.
3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.
4. Тин сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них - естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призвание.
6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.
Ятрогения (син. ятрогенные заболевания: греч. iatros - врач и гено...) - патологическое состояние, обусловленное неострожными высказываниями или поступками врача (или других медицинских работников), которые создают у человека представление о наличии у него какого-то заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Проявляется главным образом невротической и депрессивной симптоматикой.
Субординация — это система подчинения в том или ином коллективе, построенная по принципу иерархии. В медицинском коллективе на всех уровнях его организации принцип субординации должен соблюдаться безукоризненно.
Представители младших звеньев подчиняются своим непосредственным начальникам и тем, кто стоит над ними, т. е. это означает, что санитар должен выполнять указания медсестер, в том числе старшей медсестры, и врачей, в том числе заведующего отделением. Медсестры подчиняются старшей медсестре и врачам.
Медсестра обязана выполнять все действия, на которые указывают старшие по статусу, однако только в том случае, если эти действия входят в рамки ее профессиональных обязанностей. Несоблюдение субординации может стать причиной недопонимания, разобщения в лечебной работе и различного рода взысканий.
Понятие и функции общения
Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Функции общения
Различают следующие функции общения:
1. Контактная— установление состояния взаимной готовности к общению.
2. Информационная — обмен информацией, сообщениями.
3. Побудительная — стимуляция активности партнера.
4. Координационная— взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.
5. Понимания- адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.
6. Эмотивная — обмен эмоциями между партнерами.
7. Установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях.
8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.
Уровни общения
Психология чаще всего выделяет три уровня общения.
Внутриличностное - когда слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.
Межличностное — общение между людьми происходит с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.
Общественное — общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определенных правил, традиций, принятых норм.
Общение как функциональная элементарная единица, из которых складывается вся система общения личности в определенный период жизни: «вопрос-ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ, то есть оно включает речевую и неречевую деятельность как говорящего, так и слушающего.
Средства общения
К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с обеднением словарного запаса.
В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.
Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внутренних органов.
Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.
Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т.д.
Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себя, веру в выздоровление.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие 53%.
К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим.
Таким образом, передаются настроение, характер и отношение: «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».
Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.
Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.
Мимика — движения мышц лица. Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких, как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек. Жесты позволяют лучше разбираться в людях.
Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное, и др. В норме выражение лица без особенностей, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
Основные стили общения
Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации общения получать недостающую информацию, связать компоненты общения в определенный стиль общения и представить, как тот или иной стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностировать (распознавать) стили общения;
• конвенциальный (деловой);
• примитивный;
• манипулятивный;
• актуализированный.
Конвенциалъный (деловой) стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций при этом ограничены. Участники общаются как носители определенных служебных функций.
Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситуации и подчиненности. Правилами взаимодействия становят