Личность как социальный феномен.
Личность как социальный феномен является продуктом развития общества, носителем социальных свойств человека.
Структурными элементами личности, которые позволяют проанализировать все виды деятельности человека, являются: ценности, установки, нормы
1. Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.
Функции ценностей:
- являются ориентиром жизни человека;
- выступают как механизм социального контроля за порядком;
- воплощаются в поведении
- участвуют в нормообразовании.
Решающий фактор формирования ценностей – образ жизни.
Классификация ценностей
|
Социальные нормы
- это социальные эталоны приемлемого поведения в обществе, выполняющие функцию упорядочивания жизни общества.
Функции норм:
· подсказывают разумные и проверенные способы деятельности;
· способы решения спорных вопросов в конфликтных ситуациях.
Нравы –фундаментальные устои общества , связанные с потребностями, считающимися само собой разумеющимися
Табу - это нравы, выраженные в негативной форме (абсолютные запрещения).
У иудеев, например, большинство запрещений связаны с приготовлением пищи. Правильная пища называется кошерная.
Обычаи - относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях, но они не абсолютно обязательны (своеобразные привычки, обеспечивающие высокую степень предсказуемости поведения)
Ритуалы - относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые
как обязательные в надлежащих ситуациях, но они не абсолютно обязательны (своеобразные привычки, обеспечивающие высокую степень предсказуемости поведения)
|
Социализация личности
Социализация - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек усваивает и присваивает ценности, нормы морали и шаблоны поведения, принятые в данном обществе.
Это процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположенностями приобретает качества и опыт, необходимые
для жизнедеятельности в обществе.
Физические признаки, обусловленные биологически, в процессе социализации не изменяются.
Факторы, влияющие на социализацию личности:
- Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
- Язык, как концентрированная форма социального опыта предшествующих поколений, наций, народов и народностей
- Национальная культура
- Обществокак условие стихийного воздействия
- Общение икак условиеразвития
- Деятельностькак условиеразвития
Первичная стадия - от рождения до подросткового периода. Ребенок усваивает социальный опыт некритически, т.е. адаптируясь, приспосабливаясь, подражая. Воспитание, пример родителей на этом этапе является ведущим и определяющим началом социализации
Промежуточная – подростковый возраст. Появляется желание выделить себя среди других - начинается индивидуализация – самоопределение «Мир и Я», критическое отношение к обществу, нормам поведения. Однако в характере и мировоззрении подростка нет устойчивости. Определяющими факторами социализации становятся общение и влияние социума, важную роль играют идеалы для подражания
Индивидуализации -юношеский возраст (15-25 лет) Характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация. Вырабатываются устойчивые свойства личности, можно говорить о наличии мировоззрения. Определяющими факторами социализации остаются общение и общество, значительное воздействие оказывает культура.
Интеграции – ранняя зрелость (от15-25 лет до 30-35 лет) Появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
· Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми в обществе;
· Конформизм – изменение себя, стремление «стать как все», т.е. внешнее соглашательство
Главные факторы – общение и деятельность.
Трудовая - Охватывает, весь период трудовой деятельности, когда человек не только
усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность. Определяющий фактор социализации – деятельность
Послетрудовая – пожилой возраст. Человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям в ходе обучения и общения с внуками. Главными факторами становятся общение и деятельность, язык и культура.
|