Интерпретация некоторых жестов
A. Жест пожимания плечамиявляется универсальным жестом, который обозначает, что человек не знает или не понимает о чем идет речь.
B. Жест «О кей»(кружок образуемый пальцами рук) обозначает, что «все в порядке» в англоязычных странах. Однако во Франции он обозначает «ноль» или «ничего», а в Японии обозначает деньги.
C. Создание серьезной атмосферы.Если Вы хотите, чтобы Ваш партнер чувствовал, что Вы настроены по-деловому, то представьте на лбу Вашего собеседника треугольник. Направляя свой взгляд на этот треугольник, Вы тем самым создаете серьезную атмосферу.
D. Командные жесты ладони.Существуют три основных командных жеста ладони:
-положение открытой ладони вверх (доверительный, не угрожающий жест, типа просящего);
-положение ладони вниз, ограничивающий действия собеседников,
-жест «указующего перста» принуждает к подчинению и является наиболее раздражающим.
E. «Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость.
F.Нервозность , беспокойствопроявляются : локти на столе, руки образуют пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом.
G. Критическое оцениваниепроявляется: подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта.
H. Ложь.При лжи у человека возрастает частота прикосновений рук к лицу. Прикрывание рта, касание носа, потирание века – это всё жесты, с помощью которых человек хочет скрыть неправду.
|
Уровни общения.
Условно по степени направленности в общении личности можно выделить несколько уровней общения: ритуальное, деловое и личностное.
· Ритуальное общение представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, между мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным, учителем и учеником и др.) Личность общающихся в таком общении представлена минимально.
· Деловое общениенаправлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере. В этом общении особенности личности партнеров представлены более весомо, однако и этот уровень общения в основном «безличностен» (общение одной социальной роли с другой).
«Не забудь – ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Даст он тебе роль нищего, - старайся вернее создать его тип, как тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, римский философ-стоик, I – II век до н.э. ) Под автором здесь имеется в виду Бог или высшая сила.
Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие своей роли права и обязанности, которые выступают в качестве регуляторов общения не только на работе, но и в семье (роли отца, матери, деда, брата, дочери и др.) Важной предпосылкой успешного выполнения своей роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, согласие с её требованиями, соответствие ролевых предписаний самовосприятию и самооценке личности, а также мотивы выполнения определенной социальной роли.
Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей, и, в известном смысле, зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так выполнение роли медицинского работника должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли больного – другим. Эти предписания безличны.
· Личностное общение –это общение личности с личностью. Когда Экзюпери писал о роскоши человеческого общения, то, скорее всего он имел в виду именно этот уровень общения. Отсутствие подобного общения приводит к чувству одиночества в толпе.
Любая личность в той или иной мере привносит в выполнение своей роли индивидуальное своеобразие, при этом проявляются её интересы, установки и убеждения. Иногда индивид может демонстрировать ролевую дистанцию – подчеркивать свою независимость от роли.
|
Развитие общения
Общение развивается. Меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения:
1-й. Возраст от рождения до 8-9 месяцев.Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения мимика , жестикуляция.
2-й. Возраст от 8-9 месяцев примерно до 1,5 лет.Переход к использованию языка как средства общения.
3-й. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет.Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения.
4-й. Школьный возраст.Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения.
5-й. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.
|