Интерпретация некоторых жестов

A. Жест пожимания плечамиявляется универсальным жестом, который обозначает, что человек не знает или не понимает о чем идет речь.

B. Жест «О кей»(кружок образуемый пальцами рук) обозначает, что «все в порядке» в англоязычных странах. Однако во Франции он обозначает «ноль» или «ничего», а в Японии обозначает деньги.

C. Создание серьезной атмосферы.Если Вы хотите, чтобы Ваш партнер чувствовал, что Вы настроены по-деловому, то представьте на лбу Вашего собеседника треугольник. Направляя свой взгляд на этот треугольник, Вы тем самым создаете серьезную атмосферу.

D. Командные жесты ладони.Существуют три основных командных жеста ладони:

-положение открытой ладони вверх (доверительный, не угрожающий жест, типа просящего);

-положение ладони вниз, ограничивающий действия собеседников,

-жест «указующего перста» принуждает к подчинению и является наиболее раздражающим.

E. «Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость.

F.Нервозность , беспокойствопроявляются : локти на столе, руки образуют пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом.

G. Критическое оцениваниепроявляется: подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта.

H. Ложь.При лжи у человека возрастает частота прикосновений рук к лицу. Прикрывание рта, касание носа, потирание века – это всё жесты, с помощью которых человек хочет скрыть неправду.

Задание 2: Создайте классификацию видов общения, учитывая все разновидности вербальной и невербальной составляющих.  
Таким образом, умение читать и интерпретировать жесты партнера по общению помогают налаживать процесс общения.

Уровни общения.

Условно по степени направленности в общении личности можно выделить несколько уровней общения: ритуальное, деловое и личностное.

· Ритуальное общение представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, между мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным, учителем и учеником и др.) Личность общающихся в таком общении представлена минимально.

· Деловое общениенаправлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере. В этом общении особенности личности партнеров представлены более весомо, однако и этот уровень общения в основном «безличностен» (общение одной социальной роли с другой).

«Не забудь – ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Даст он тебе роль нищего, - старайся вернее создать его тип, как тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, римский философ-стоик, I – II век до н.э. ) Под автором здесь имеется в виду Бог или высшая сила.

Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие своей роли права и обязанности, которые выступают в качестве регуляторов общения не только на работе, но и в семье (роли отца, матери, деда, брата, дочери и др.) Важной предпосылкой успешного выполнения своей роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, согласие с её требованиями, соответствие ролевых предписаний самовосприятию и самооценке личности, а также мотивы выполнения определенной социальной роли.

Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей, и, в известном смысле, зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так выполнение роли медицинского работника должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли больного – другим. Эти предписания безличны.

· Личностное общение –это общение личности с личностью. Когда Экзюпери писал о роскоши человеческого общения, то, скорее всего он имел в виду именно этот уровень общения. Отсутствие подобного общения приводит к чувству одиночества в толпе.

Любая личность в той или иной мере привносит в выполнение своей роли индивидуальное своеобразие, при этом проявляются её интересы, установки и убеждения. Иногда индивид может демонстрировать ролевую дистанцию – подчеркивать свою независимость от роли.

Задание 3: создайте схему уровней общения.  

Развитие общения

Общение развивается. Меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения:

1-й. Возраст от рождения до 8-9 месяцев.Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения мимика , жестикуляция.

2-й. Возраст от 8-9 месяцев примерно до 1,5 лет.Переход к использованию языка как средства общения.

3-й. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет.Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения.

4-й. Школьный возраст.Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения.

5-й. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.

Задание 4: составьте таблицу основных этапов онтогенетического развития общения.  


Наши рекомендации