Значение общения в развитии личности человека.

· Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в становлении культурного поведения. Через общение с личностями человек сам становится личностью. Если бы с рождения человек был лишен общения с другими людьми, он был бы обречен остаться существом, лишь внешне анатомо-физиологически напоминающим человека.

· Личность человека формируется на протяжении всей жизни, опыт приобретается за счет обучения, формы отражения психики развиваются упражнениями, конституциональные свойства - тренингом. Таким образом, основой организации всех подструктур личности является общение. Человек общается всегда, даже наедине с собой человек сохраняет общение (ведет дискуссию, например, с воображаемым оппонентом) Сам же процесс межличностного общения может осуществляться на различных уровнях.

· В процессе общения партнеры стремятся повлиять (осознанно или неосознанно) на систему мотивов, целей и т.д. друг друга. Мотивы же проявляются в интересах, желаниях, убеждениях личности, Следовательно, общение влияет и на направленность личности. В этом смысле общение выступает как своеобразный «механизм тиражирования» определенных качеств личности. Если эти качества отвечают потребностям и запросам определенной социальной среды, то они становятся типичными и получают массовое распространения.

· Через общение реализуется также отношение человека к себе и другим людям. Отношение к себе начинает формироваться у ребенка в раннем детстве и обусловливается взаимоотношениями в семье, от того, какое место он занимает в этих взаимоотношениях. Неоправданно частое подчеркивание родителями мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенная самооценка (и уровень притязаний). В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей ничтожности, заниженной самооценки.

· С самого раннего детства человек начинает учиться и учится всю жизнь, приобретая знания, умения, навыки и привычки (осознаваемые и неосознаваемые). Но любой процесс обучения (семья-ребенок, учитель-ребенок) протекает в ситуации общения. Поэтому общение является основным звеном в формировании подструктуры опыта.

· Даже в ситуации, когда человек болеет, процесс общения его с медицинским персоналом (врач, медсестра) все равно является обучающим, так как медперсонал учит больного, как быть здоровым.

· Любой процесс обучения не может протекать вне участия познавательных процессов, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей.

Исследования психологов показали, что в присутствии других людей заучивание слов, выявление схожих геометрических фигур, сравнение тяжестей, различение запахов значительно продуктивнее, чем при индивидуальном выполнении заданий. Даже переносить боль в условиях одиночества оказалось сложнее, чем в присутствии других людей. В последнем случае повышался порог индивидуальной чувствительности.

· Особенно ярко проявляется влияние общения на познавательные процессы в ситуациях, когда партнеры имеют возможность не только обсуждать предлагаемые задания, но и морально поддерживать друг друга, помогать, т.е. проявлять свое отношение друг к другу. При этом партнеры в той или иной мере, демонстрируют свои переживания, чувства, эмоции по отношению друг к другу. Через общение эмоции не только проявляются, но и формируются. Человек учится выражать свои эмоции в соответствии с нормами, принятыми в данной культуре. Таким образом, происходит социализация эмоций. Следовательно, общение является одним из существенных процессов, оказывающих влияние на формирование подструктуры форм отражения.

· В общении проявляются не только знания, умения, привычки общающихся, но и эмоциональные особенности их личности. Социализация эмоций, то есть умение подчинять их общественным нормам, оказывает влияние и на темперамент. Таким образом, общение влияет на все подструктуры личности.

· «Индивидом рождаются, личностью становятся», и фактором становления личности является общение.

· Благодаря наличию вербальных и невербальных средств передачи информации, общение условно можно разделить на вербальное (речевое) и невербальное.

Задание 1: сделайте кластерный анализ влияния общения на развитие личности (кратко сформулировать виды влияния общения на развитие личности и изобразить это в виде структурно-логической схемы типа кластер)  




Речевое общение

· Речь– это процесс общения посредством языка, процесс воздействия общающихся людей.

· Человек проявляет себя в речи, а также воздействует на окружающий мир. Основные функции речи:

- Экспрессивная (способность словом выражать переживания);

- Импрессивная (способность воздействовать на окружающих);

- Познавательная (высказывание истинности или ложности)

Речь включена в различные виды деятельности личности: в игру, профессиональную деятельность, учебную и др. В речи непосредственно отражаются профессиональная деятельность человека, его личный и общественный опыт, культурное развитие, происхождение, семейная среда. Так, великий философ Сократ по темпу речи, модуляции, тонировке, интонациям, лексическому запасу и грамматике фразы мог определить профессию незнакомца, среду его проживания, уровень образованности, поклонение богам.

· Речь тесно связана с мышлением и сознанием в целом.

Невербальное общение.

Роль невербальных средств в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части коммуникативного айсберга – в области невербального (бессловесного) общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

При интерпретации языка следует учитывать ряд особенностей:

1. Совокупность жестов.Учитывать весь комплекс жестов, так как отдельно вырванный жест может дать неверную информацию.

2. Конгруэнтность слов и жестов.Обращать внимание на соответствие (конгруэнтность) словесным высказываниям.

3. Значение контекста для толкования жестов.Иметь в виду, что один и тот же жест в зависимости от ситуации может иметь различное толкование.

4. Культурные различия и интерпретация некоторых жестов. Во всем мире интерпретация основных коммуникационных жестов не отличается друг от друга (при радости – улыбаются, при печали – хмурятся), но бывают и различия.

Наши рекомендации