Для практических занятий по курсу
Методическое пособие
Для практических занятий по курсу
«Социально-психологические основы
Профессиональной деятельности»
для специальности СПО
34.02.01 Сестринское дело.
Лысьва, 2013г.
Утверждено
ПЦК общемедицинских дисциплин
« »_______________ И.Русанова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. Понятия общения (Лекция № 1)……………………………………………...стр.5
Практическое занятие № 1 «Общение в профессиональной деятельности»………………………………………………………………………….стр.10
Тема 2. Общение и деятельность (Лекция №2)……………………………………..стр.12
Практическое занятие № 2 «Общение и профессиональная деятельность»…………………………………………………………………………..стр.14
Практическое занятие № 3 «Формы организации общения в профессиональной деятельности»………………………………………………………………………….стр.15
Тема 3 Общение как вид взаимодействия (Лекция №3)……………………………стр.16
Тема 4. Общение как коммуникация (Лекция № 4)………………………………...стр.19
Тема 5. Восприятие и понимание в процессе общения (Лекция №5)… ………….стр.23
Практическое занятие № 4 «Развитие уверенности»………………………………..стр.26
Практическое занятие № 5 «Особенности восприятия человека человеком»…………………………………………………………………………….стр. 30
Тема 6. Взаимопонимание в процессе общения (Лекция № 6)…………………….стр.32
Тема 7. Техники эффективного общения (Лекция № 7)…………………………....стр.37
Тема 8. Конфликты (Лекция № 8) …………………………………………………...стр.44
Практическое занятие № 6 «Формирование навыков установления контакта, социального взаимодействия, убеждающего воздействия. ………………………..стр.47
Практическое занятие № 7.« Конфликты и пути их разрешения»………………..стр.55
Тема 1. Понятия общения.
Информационный материал лекции №1для самостоятельного изучения теоретического материала.
Цели занятия - знакомство с вопросами:
- Влияние общения на формирование личности;
- Понятия вербального и невербального общения;
- Классификации уровней и видов общения.
Критерии оценки самостоятельной работы по изучению нового материала:
1. Письменное выполнение заданий после каждого подраздела темы.
2. Выполнение теста в конце темы.
Инструкция:
Внимательно прочитайте последовательно все подразделы темы, выполните в конце каждого подраздела письменное задание: ответьте на вопросы, составьте таблицы или структурно-логические схемы (СЛС). В конце работы выполните контрольный тест. Если в процессе выполнения работы вам будет что-то непонятно, обращайтесь за помощью к преподавателю. Успешной работы!
Речевое общение
· Речь– это процесс общения посредством языка, процесс воздействия общающихся людей.
· Человек проявляет себя в речи, а также воздействует на окружающий мир. Основные функции речи:
- Экспрессивная (способность словом выражать переживания);
- Импрессивная (способность воздействовать на окружающих);
- Познавательная (высказывание истинности или ложности)
Речь включена в различные виды деятельности личности: в игру, профессиональную деятельность, учебную и др. В речи непосредственно отражаются профессиональная деятельность человека, его личный и общественный опыт, культурное развитие, происхождение, семейная среда. Так, великий философ Сократ по темпу речи, модуляции, тонировке, интонациям, лексическому запасу и грамматике фразы мог определить профессию незнакомца, среду его проживания, уровень образованности, поклонение богам.
· Речь тесно связана с мышлением и сознанием в целом.
Невербальное общение.
Роль невербальных средств в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части коммуникативного айсберга – в области невербального (бессловесного) общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.
При интерпретации языка следует учитывать ряд особенностей:
1. Совокупность жестов.Учитывать весь комплекс жестов, так как отдельно вырванный жест может дать неверную информацию.
2. Конгруэнтность слов и жестов.Обращать внимание на соответствие (конгруэнтность) словесным высказываниям.
3. Значение контекста для толкования жестов.Иметь в виду, что один и тот же жест в зависимости от ситуации может иметь различное толкование.
4. Культурные различия и интерпретация некоторых жестов. Во всем мире интерпретация основных коммуникационных жестов не отличается друг от друга (при радости – улыбаются, при печали – хмурятся), но бывают и различия.
Уровни общения.
Условно по степени направленности в общении личности можно выделить несколько уровней общения: ритуальное, деловое и личностное.
· Ритуальное общение представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, между мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным, учителем и учеником и др.) Личность общающихся в таком общении представлена минимально.
· Деловое общениенаправлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере. В этом общении особенности личности партнеров представлены более весомо, однако и этот уровень общения в основном «безличностен» (общение одной социальной роли с другой).
«Не забудь – ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Даст он тебе роль нищего, - старайся вернее создать его тип, как тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, римский философ-стоик, I – II век до н.э. ) Под автором здесь имеется в виду Бог или высшая сила.
Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие своей роли права и обязанности, которые выступают в качестве регуляторов общения не только на работе, но и в семье (роли отца, матери, деда, брата, дочери и др.) Важной предпосылкой успешного выполнения своей роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, согласие с её требованиями, соответствие ролевых предписаний самовосприятию и самооценке личности, а также мотивы выполнения определенной социальной роли.
Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей, и, в известном смысле, зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так выполнение роли медицинского работника должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли больного – другим. Эти предписания безличны.
· Личностное общение –это общение личности с личностью. Когда Экзюпери писал о роскоши человеческого общения, то, скорее всего он имел в виду именно этот уровень общения. Отсутствие подобного общения приводит к чувству одиночества в толпе.
Любая личность в той или иной мере привносит в выполнение своей роли индивидуальное своеобразие, при этом проявляются её интересы, установки и убеждения. Иногда индивид может демонстрировать ролевую дистанцию – подчеркивать свою независимость от роли.
|
Развитие общения
Общение развивается. Меняется его содержание, цели, средства. Основные этапы онтогенетического развития общения:
1-й. Возраст от рождения до 8-9 месяцев.Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения мимика , жестикуляция.
2-й. Возраст от 8-9 месяцев примерно до 1,5 лет.Переход к использованию языка как средства общения.
3-й. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет.Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения.
4-й. Школьный возраст.Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения.
5-й. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.
|
Третий (высший)
|
|
|
Контрольный тест.
А. деловое общение
|
5. Поставьте в соответствие функции речи:
|
А. импрессивная
|
Практическое занятие № 1
«Общение в профессиональной деятельности»
Цель занятия:
Исследование индивидуальных особенностей личности в сфере делового профессионального общения и взаимодействия с людьми.
Критерии оценки:
• Выполнение максимального количества тестов
• Наличие интерпретации в конце каждого теста
• Аккуратность заполнения таблиц
• Итоговые выводы
Инструкция:
Возьмите учебник О.И.Полянцевой «Психология для средних медицинских учреждений», выполняйте последовательно задания из учебника, соответственно указанным страницам. В тетради записывайте название тестов, которые вы выполняете, сохраняйте последовательность и нумерацию заданий. При выполнении тестов и тестовых методик руководствуйтесь инструкциями учебника, в случае необходимости для занесения данных используйте таблицы. После выполнения теста записывайте в тетради интерпретацию данных, которая соответствует вашим результатам, так как она потребуется вам для составления отчета по работе. В конце работы выполните контрольный тест. Если в процессе выполнения работы вам будет что-то непонятно, обращайтесь за помощью к преподавателю. Успешной работы!
Задание 1. стр. 347Выполнение методики
«Выявление коммуникативных и организаторских склонностей» КОС-
Задание 2. стр.349 Выполнение методики «Диагностика оценки самоконтроля в общении»
Задание 3. стр. 350 Выполнение теста 1 «Умеете ли вы слушать» стр.352
Задание 4. стр.353 Выполнение практического упражнения
«Оценка коммуникабельности».Сделайте вывод по окончании упражнения.
Задание 5. стр. 354 Выполнение теста «Умеете ли вы общаться?»
Задание 6. стр. 356 Выполнение практического задания
« Расшифровка схематических поз человека»
Написать отчет по работе в виде мини-сочинения на тему «Мой коммуникативный портрет»,в котором необходимо отразить те склонности, умения и способности, которые вы определили с помощью тестов.
Задание 2. Ознакомьтесь с этапами и формами делового общении по учебнику О.И.Полянцевой , стр. 123
Составьте таблицу:
этапы делового общения | формы делового общения |
1. | |
… | |
… | |
n. |
Задание 3. Ознакомьтесь с видами делового общения по учебнику О.И.Полянцевой стр. 123
Постройте структурно-логическую схему (СЛС) «Виды делового общения»
Задание 4. Ознакомьтесь с видами общения по характеристике содержания по учебнику О.И.Полянцевой стр. 124
Постройте таблицу:
содержание | характеристика |
1. | |
… | |
… | |
n. |
Задание 1. стр. 377. Выполнение методики «Направленность личности»
Задание 2. стр. 372 Психологический тест «Есть ли у вас деловая хватка?»
Задание 3. стр. 371 Психологический тест «Потенциал лидера»
Задание 4. стр. 375 Психологический тест «Можете ли вы быть руководителем?»
Задание 5. стр. 374 Выполнение методики «Стиль взаимодействия»
Задание 6. стр. 369. Психологический тест «Умеете ли вы работать с людьми?»
Задание 7. стр. 368 Психологический тест «Проверьте, какой вы руководитель»
Выводдолжен содержать краткую характеристику личности по следующим направлениям:
• Отражать направленность вашей личности, наличие или отсутствие деловой хватки;
• Отражать ваши способности к руководству людьми;
• Отражать ваш стиль взаимодействия с окружающими людьми.
Схема манипуляции
Цель Средство
(скрытая)
Один из партнеров такого взаимодействия выступает в качестве субъекта (он, кстати, является и организатором взаимодействия), а другой оказывается в роли объекта, которым манипулируют. Таким образом, организатор пытается достигнуть своих целей за счет своего партнера, при этом о своих целях он партнеру не сообщает, а добивается желаемого путем обмана, сокрытия информации, давая ложные обещания и т.п., что и называется манипулированием.
Этот вид взаимодействия, к сожалению, довольно распространен в личных отношениях и деловых. Заканчивается эта манипуляция часто печально, так как обман раскрывается, и отношения с партнером становятся конфликтными либо разрываются. В данном случае организатор (субъект) действует из эгоистических соображений.
Схема управления.
Цель Средство
(открытая)
Схема управления очень похожа на схему манипуляции, но есть существенное отличие – организатор взаимодействия своих целей не скрывает и достигает их не обманным путем, а договаривается с партнером (объектом) и за выполнение своих целей платит вознаграждение в виде услуги, если это личные отношения, или заработной платы, если это деловые отношения. Таким образом, управление – это честный и открытый вид взаимодействия между людьми. Однако одному из партнеров приходится поступаться своими потребностями и желаниями в пользу другого, хотя и за вознаграждение. Впрочем, он может отказаться от предлагаемого, если его что-либо не устраивает.
Схема коммуникации.
Коммуникация – это просто передача информации от одного взаимодействующего к другому, иными словами связь между ними (именно так переводится слово «коммуникация»). При этом совершенно не важно, кто из взаимодействующих субъект, а кто объект, оба могут быть субъектами, то есть достигать своих целей, а могут быть и объектами (в случае связи между компьютерами в сетях). Подобные взаимодействия могут существовать в процессе обучения между преподавателем и учащимся, а при дистанционном обучении живой человек (субъект) взаимодействует с обучающей программой (объектом). Кроме того, этот промежуточный вид взаимодействия может протекать на манипулятивном уровне, а может и на уровне общения.
Схема обслуживания.
Средство Цель
В случае обслуживания схема взаимодействия партнеров обратная, организатор общения выступает как объект, то есть, не смотря на свои желания и цели в данный момент, он помогает достичь целей своему партнеру, который является субъектом. Такой вид взаимодействия требует от организатора готовности оказывать услугу, направленности на другого человека. Более всего такой вид взаимодействия характеризует отношения в семье, где родители, например, берут на себя обязанности по уходу за малыми детьми и дети – за престарелыми родственниками. Как показывает реальная жизнь, женщины более настроены на обслуживание. Есть такие сферы человеческой деятельности, в основе которых обслуживание – они так и называются «сфера обслуживания», к ним в частности относится и медицинское обслуживание и сфера образовательных услуг. Несмотря на то, что за свой труд работники этих сфер получают вознаграждение в виде заработной платы или оплаты услуг их клиентами, работать в этой сфере могут не все люди, требуется особое призвание - желание оказывать помощь, не эгоистическая направленность, а частично альтруистическая.
Схема общения.
Цель Цель
Сущность взаимодействия, называемого в психологии «общением» состоит в том, что оба партнера относятся друг к другу, как к субъектам, стараясь обеспечить достижение не своих целей, а целей партнера. Это самый сложный вид взаимодействия, требующий не только определенных умений, но, главное, направленности на партнера. Для людей гуманистического мировоззрения это не составляет труда, а для людей с эгоцентрической направленностью такое взаимодействие просто невозможно.
Признаки общения
Русские ученые Каган и Эткин, исследуя уровень общения, пришли к выводу, что для достижения этого уровня, необходимо, чтобы взаимодействие с партнером одновременно удовлетворяло трем условиям:
ü Восприятие уникальности партнера,
ü Переживание ценности партнера,
ü Предоставление свободы партнеру по общению.
Рассмотрим каждое условие по отдельности.
Восприятие уникальности партнера состоит в том, что мы не предъявляем своих требований к партнеру по общению, касающихся его индивидуального своеобразия, то есть, у нас нет претензий к его внешности, манерам поведения, привычкам и т.п. Однако в жизни часто даже самые близкие люди бывают не довольны тем, как, например, одевается их уже взрослая дочь. Муж предъявляет претензии к своей любимой жене по поводу её недостаточной стройности. Каждый человек, будучи уникальным, имеет право отличаться от стандартов, которые диктует мода или обычаи данного общества. Для уровня общения необходимо отойти от стереотипов восприятия и принимать человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и причудами.
Переживание ценности партнера состоит в том, что мы осознаем тот факт, что каждый человек неповторим в своем своеобразии. Мы не оцениваем человека с позиций «хороший – плохой», а понимаем, что он единичен во всем мире и потеря его является невосполнимой. Из понимания этого следует, что мы ценим возможность общения с этим человеком, а значит, готовы прощать его промахи и мириться с какими-то досаждающими нам привычками.
Предоставление свободы партнеру по общению условие не менее трудное, чем два предыдущих. Для выполнения этого условия необходимо понимание того, что другие люди, даже самые близкие и родные, ничего нам не должны и не обязаны. Они не наша собственность. Если наши близкие что-то делают для нас, помогая нам чего-то достигнуть в этой жизни, то это их свободный выбор. Мы не вправе что-либо требовать от них, не вправе даже навязывать свое общение. Если мы хотим, чтобы любимый человек предпочитал общение с нами общению с другими людьми, то мы должны быть интересны этому человеку. Таким образом, чтобы выполнять третье условие, нам надо перестать испытывать такое собственническое чувство, как ревность.
Таким образом, одновременное выполнение этих трех условий, требует от человека большой работы над собой и достижения высокого уровня духовного развития.
Задание 1. Самостоятельная работа по учебнику О.И.Полянцевой , стр. 114-115
u Прочитать текст до технологии общения.
u Ответить письменно на вопросы:
- Почему человек постоянно общается?
- Для кого общение является профессионально важным?
- Каково значение общения в жизни человека?
Задание 2. Самостоятельная работа по учебнику О.И.Полянцевой , стр. 115-116
u Выпишите в тетрадь главные части Технологии общения.
Тест текущего контроля
Функции общения
Если рассматривать общение как сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, то, во-первых, можно выделить три функции общения, которые показывают, для чего используется общение:
Коммуникативная - для обмена информацией,
Интерактивная –дляорганизация взаимодействия,
Перцептивная – для восприятия других людей.
Самостоятельная работа: Учебник О.И.Полянцевой , стр. 116
Задание 1. Выписать этапы процедуры общения.
Задание 2. Выписать значения понятий в глоссарий:
Общительность –
Коммуникабельность-
Коммуникация -
Коммуникативная компетентность –
4.2.Коммуникация, ее цели и побудительные причины.
|
|
|
|
|
|
Коммуникация – процесс двусторонний, требует взаимопонимания.
Цели коммуникации - явные и осознаваемые намерения:
· сообщить информацию,
· объяснить,
· сделать внушение,
· поделиться настроением,
· высказать свое мнение.
Побудительная причина – реальное, скрытое, социально не одобряемое намерение.
Не все побудительные причины бывают осознаваемы, иногда они проявляются в форме влечений, желаний.
4.3.Социальная перцепция, ее структура и роль.
Социальная перцепция - специфическая область восприятия социальных объектов (личностей, групп, общностей, обществ).
Структура восприятия
Функции восприятия:
Диагностическая.
Благодаря восприятию идет оценка по трем параметрам:
Ø оценка партнеров по общению (мы сравниваем партнеров с собой по внешним качествам, таким как рост, красота, возраст, сравниваем способности интеллектуальные или профессиональные и т.д.);
Ø оценка себя в данной ситуации (как мы выглядим на фоне партнеров, хуже или лучше, причем это касается не только внешних качеств личности, но и внутренних, таких как умения, способности, знания и т.п.);
Ø оценка ситуативного контекста (оценка обстоятельств места и времени с точки зрения удобства для общения).
Регулятивная.
В зависимости от оценки партнера и ситуации человек выбирает ту или иную линию поведения, то есть изменяет свое поведение. В этом проявляется социальная гибкость, адаптивность поведения, умение подстроиться. Социальная гибкость – это залог эффективного общения, это способ предотвращения конфликтных ситуаций. И, наоборот, излишняя прямолинейность, негибкость, нежелание подстраиваться приводит к нарушению общения.
Восприятие себя и окружающих социальных объектов-субъектов может быть ошибочным, из-за неправильной интерпретации слов и поведения. Поэтому рассмотрим способы, с помощью которых можно корректировать свое восприятие себя и других в процессе взаимодействия.
Тест текущего контроля
Контрольный тест.
1. Существуют определенные требования к внешнему виду медсестры. Что лежит в основе данного требования?
- эффект стереотипизации
- фактор красоты
- фактор фона
- фактор внешнего облика
Практическое занятие № 4
«Развитие уверенности в себе как фактор оптимизации общения.
Как полюбить свое имя?
Работа с именем:
Ответьте себе на следующие вопросы:
1. Что означает Ваше имя? Откуда пришло Ваше имя? Каков его перевод, смысл?
2. Какие производные от Вашего имени? как вас называли в детстве, как Вас вообще можно называть? Какие имена можно составить из Вашего?
3. Кто из великих или известных людей носил такое же имя?
Если вы не знаете ответов, то постарайтесь заглянуть в словари, Интернет и найти эти ответы. Уверена, что ваше самоуважение увеличится, когда вы узнаете, что носите такое же имя, как многие знаменитости.
Пример: Светлана - образ светлый,
Всегда и всем приметный.
Если ты её не злишь,
То в друзья к ней угодишь.
Лицемерия не любит.
Абездельников осудит
Но приветлива всегда.
Аккуратна и мила.
Работа с фамилией:
· Какова история Вашей фамилии?
· Что означает ваша фамилия?
· У каких известных людей была такая же фамилия?
· Есть ли в вашей родословной предки, которыми можно гордиться?
Работа с отчеством
· Ваше отношение к отцу?
· Что означает имя отца?
· Что дает это имя вашей личности, какие качества?
|
Работа с аффирмациями.
Для поддержания позитивного образа мыслей полезно использовать аффирмации (позитивные утверждения), которые попадают на глаза, будучи написанными на бумаге, или периодически произносятся (особенно в период пробуждения ото сна или засыпания). Вот некоторые из аффирмаций, которые рекомендует специалист Луиза Хей:
« Я нахожусь в гармонии с природой»,
« Мое тело, разум и душа – здоровая команда»,
« Я доверяю процессу жизни» и др.
Некоторые примеры позитивных аффирмаций:
«Кто улыбается, смеётся – тому всё в жизни достается»
«7Я»
Я себя люблю
Я себя хвалю,
Я себя храню,
Я себя ценю,
Я себе все прощаю,
Я себя уважаю,
Я себя благословляю,
И с жизнью этой поздравляю! ( Н.Тютюгин, психотерапевт)
Сама себе, с собою, о себе(записала Вотинова Катя, гр. В-493, выпуск 2006 г.)
Я сама себя нашла.
Я сама себе важна,
Я сама себя открыла,
Я сама себе нужна.
Я сама с собой дружу,
Я себе стихи пишу.
Я себе плохого слова
Больше в жизни не скажу.
Я сама себя люблю,
Я себе не нагрублю.
Потому что уваженье
Для себя самой коплю.
|
Без любимой, без меня
Не могу прожить и дня,
Я с собою неразлучна
Я – кровиночка моя!
Я с собой поговорю,
Похвалю и пожурю,
Если в чем-то сомневаюсь,
То уверенность вселю.
За собою дорогой
Я и в воду и в огонь,
Я живу теперь спокойно,
Как за каменной стеной.
Я собою дорожу,
Я удачу приношу.
Я притягиваю радость
И несчастья отвожу.
Я сама с собой пою
Песню нежную свою.
Я собой так восхищаюсь.
Что порою устаю.
Среди множества забот
Лишь одно меня гнетёт.
От меня меня такую
Вдруг да кто-то уведет!
Практическое занятие № 5
«Особенности восприятия человека человеком»
Цель:изучению компонентов невербального общения
Критерии оценки самостоятельной работы:
В тетради должны быть сделаны
• Списки
• Таблицы
• СЛС – структурно-логические схемы
Инструкция:
Возьмите учебник О.И.Полянцевой «Психология для средних медицинских учреждений», выполняйте последовательно задания из учебника, соответственно указанным страницам. В тетради записывайте название тестов, которые вы выполняете, сохраняйте последовательность и нумерацию заданий. При выполнении тестов и тестовых методик руководствуйтесь инструкциями учебника, в случае необходимости для занесения данных используйте таблицы. После выполнения теста записывайте в тетради интерпретацию данных, которая соответствует вашим результатам, так как она потребуется вам для составления отчета по работе. В конце работы выполните контрольный тест. Если в процессе выполнения работы вам будет что-то непонятно, обращайтесь за помощью к преподавателю. Успешной работы!
Задание 1. стр. 196-197
• Прочитать о невербальных средствах общения на стр. 196-197
• Выписать науки, которые изучают невербальное общение
Задание 2 стр. 196-197
Задание 3. стр.198-199
Задание 4. стр.200
Прочитайте материал о мимическом выражении эмоций и заполните таблицу
Эмоции | Мимические выражения |
1.страдание | |
2 гнев | |
страх | |
…………………. | |
удовлетворение | |
Задание 5. стр.201-202.Прочитайте материал о мимике медсестры.
Выпишите виды улыбок МС
Ответьте на два вопроса:
- Что означает «саногенность улыбки»?
- Что такое «нейтральное лицо»?
Запишите основные приемы владения мимикой по Malandro:
Стр. 202
Задание 6. стр.203-204
Прочитайте материал о смысловом значении позы человека, заполните таблицу:
позы | проявления | значение |
Закрытые позы | ||
Открытые позы | ||
Поза МС |
Задание 7. стр.204-205
Прочитайте материал о значении жестов и выпишите:
- Основные виды жестов.
- Некоторые виды жестов пациентов, связанные с их состоянием – 206 стр.
состояние | проявление |
волнение | |
тревожность, неуверенность | |
дистанцирование |
Задание 8. стр.207.Прочитайте материал о походке и определении с её помощью психологического статуса. Составьте таблицу:
Положение головы, плеч , рук | походка | Социально-психологический статус |
Задание 9. стр.207Прочитайте материал о характеристиках голоса человека.
Классификация ценностей
|
Социальные нормы
- это социальные эталоны приемлемого поведения в обществе, выполняющие функцию упорядочивания жизни общества.
Функции норм:
· подсказывают разумные и проверенные способы деятельности;
· способы решения спорных вопросов в конфликтных ситуациях.
Нравы –фундаментальные устои общества , связанные с потребностями, считающимися само собой разумеющимися
Табу - это нравы, выраженные в негативной форме (абсолютные запрещения).
У иудеев, например, большинство запрещений связаны с приготовлением пищи. Правильная пища называется кошерная.
Обычаи - относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях, но они не абсолютно обязательны (своеобразные привычки, обеспечивающие высокую степень предсказуемости поведения)
Ритуалы - относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые
как обязательные в надлежащих ситуациях, но они не абсолютно обязательны (своеобразные привычки, обеспечивающие высокую степень предсказуемости поведения)
|
Социализация личности
Социализация - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек усваивает и присваивает ценности, нормы морали и шаблоны поведения, принятые в данном обществе.
Это процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположенностями приобретает качества и опыт, необходимые
для жизнедеятельности в обществе.
Физические признаки, обусловленные биологически, в процессе социализации не изменяются.
Факторы, влияющие на социализацию личности:
- Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
- Язык, как концентрированная форма социального опыта предшествующих поколений, наций, народов и народностей
- Национальная культура
- Обществокак условие стихийного воздействия
- Общение и