Медицинская услуга может быть простой и комплексной.

Под простой медицинской услугой понимается элементарная, неделимая услуга. Например, для стационара простыми услугами могут считаться заведение истории болезни, проведение конкретного вида исследования.

Комплексная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи по данной нозологии. Под комплексной услугой понимается законченный случай по определенной нозологии: для стационаров – пролеченный больной, для амбулаторно-поликлинических учреждений – законченный случай лечения, за исключением стоматологических поликлиник, где под комплексной услугой понимается санированный больной, для служб скорой помощи – выезд и проведенное лечение.

Особенности медицинской услуги:

· неосязаемость;

· неотделимость от источника услуг;

· несохраняемость услуги;

· непостоянство качества медицинской услуги;

· медицинская услуга – это продукт не только производителя, но и потребителя;

· неоднозначность оценки результата медицинской услуги.

·

Вхождение здравоохранения в рыночные отношения не может быть успешным без изучения основных элементов рыночного механизма: спрос, предложение, цена. Оптимальное взаимодействие этих элементов обеспечивает экономически бесперебойную работу медицинского учреждения при условии тщательного анализа спроса, который является своего рода “рыноч­ным компасом” и указывает, какие и в каком количестве могут быть даны предложения потребителю медицинских услуг.

Каково же экономическое содержание этих элементов?

спрос– это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене.

Фирмы будут продавать товары и услуги только в том случае, если их выручка будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких. “При прочих равных условиях” – это очень важная часть формулировки.

Помимо влияния цены на спрос, следует учитывать и другие факторы, активно влияющие на него:

· уровень доходов населения (чем выше доходы, тем больше вероятность, что к вам обратятся за услугой);

· изменения в структуре населения: например, старение населения увеличивает спрос на лекарственные препараты и обслуживание, преобладание женщин молодого возраста увеличивает спрос на специфические лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в гинекологической и акушерской практике (противозачаточные средства, тампоны), повышение уровня рождаемости приводит к увеличению спроса на памперсы, соски и пр.;

· мода (например, стремление к снижению веса увеличит спрос на биологические добавки, способствующие этому, или операции липосакции, омоложение через пластические операции);

· “форсирование спроса” на медицинские услуги (иногда врачи своими рекомендациями, диагнозами способны увеличить спрос на медицинские услуги);

· рекламная деятельность.

Спрос – явление весьма динамичное. Он может изменять свое состояние от ажиотажа до полного отрицания необходимости каких-либо услуг. Различают следующие виды спроса:

Отрицательный спрос. Медики часто встречаются с его проявлениями. Отмечается отрицательный спрос на прививки, стоматологические процедуры.

Отсутствие спроса. Население может быть не заинтересовано в определенных услугах или безразлично к ним.

Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Предоставление этих услуг может быть в виде платных услуг ЛПУ (сервисные и дополнительные услуги в стационаре).

4. Падающий спрос. Например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использования. Необходимо обратить вспять тенденцию спроса, благодаря улучшению товара или услуги. Поэтому в настоящее время увеличился спрос на шприцы и системы переливания крови одноразового использования.

5. Нерегулярный спрос. Это сезонные временные колебания. Например, спрос на санаторно-курортное лечение выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний.

Наши рекомендации