Идентификация с лицом противоположного пола как причина гомосексуальности и психозов
Б.Х. (группе): Недавно мы провели семинар, в котором приняли участие 25 пациентов, страдающих психозами, вместе с их личными врачами или терапевтами. Целью семинара было более подробное изучение семейно-системной динамики, действующей в случае психозов. Сначала мы еще придерживались гипотезы о том, что страдающие психозами лица идентифицируются с двумя разными членами своих семей. Но в ходе семинара быстро обнаружилось, что все эти клиенты идентифицировались с кем-то из членов своих семей противоположного им пола. Например, во время работы с одной из пациенток, постоянно находящейся в психиатрической клинике, стало ясно, что она идентифицировала себя с мертворожденным братом-близнецом ее отца, и это стало причиной ее психического расстройства.
Если бы в семье Даниэля после этой девочки родилась еще девочка, тогда она бы заместила бы мертвую сестру и брат не был бы обязан принять на себя эту роль. Но родился мальчик, и в его обязанность вошло замещение мертвой сестры.
Возникает вопрос, как этим надо заниматься. Я знаю по собственному опыту, что возможность скорректировать подобную идентификацию сомнительна... Главным образом из-за того, что возникшие гомосексуальные отношения тоже образуют связь, которую трудно будет впоследствии разрешить. Если такое переплетение иногда все-таки удается успешно разрешить, то это скорее исключение, а не правило. Индивидууму, которого семейная динамика втискивает в подобное положение, обычно приходится принять свою судьбу и жить в согласии с ней.
(Даниэлю): Как бы то ни было, у тебя есть еще одна возможность разрешить переплетение с мертвой сестрой. Ты можешь показать ей всю красоту мира в течение одного года... с любовью. Действительно, любовь аннулирует идентификацию. Дело в том, что индивид, идентифицирующийся с другим человеком, словно становится самим этим лицом, так что объект идентификации перестает быть иным по отношению к идентифицирующему себя ребенку. Поэтому мы и не можем любить того человека, с которым идентифицируемся. Но как только мы начинаем любить его, он располагается «напротив» или «рядом» с нами, т. е. развивается ситуация, в которой я одновременно и связан с этим лицом, и разделен с ним. Тогда идентификация аннулируется. Учитывая этот закон, я советую тебе верить в позитивное влияние сестры на твою жизнь!
(Группе): Есть ли у вас какие-то вопросы в связи с этой проблематикой?
Одна из участниц: Если ты считаешь, что гомосексуальность всегда основывается на идентификации индивида с другим лицом противоположного пола, то этой гипотезой ты открываешь совсем новые перспективы в дискуссии о гомосексуальности. Меня также интересует, как этот принцип можно применить для объяснения такого явления, как транссексуальность?
Б.Х.: Транссексуальность — это всегда гомосексуальность. Разницы между ними нет. Транссексуальность — всего лишь экстремальная форма гомосексуальности. Однако надо иметь в виду и тот факт, что гомосексуальность не всегда возникает только из-за идентификации с каким-то членом семьи противоположного пола. Она может возникнуть и в том случае, когда индивид принужден замещать какого-то исключенного из системы члена семьи. В случае исключения мужчины «заместитель» будет также мужчиной, т. е. в подобных случаях идентификации с противоположным полом нет. Судьба гомосексуалиста такого типа не столь тяжела, как у тех, кто идентифицируется с лицом противоположного пола. Этот ответ удовлетворяет вас?
Другая участница: По-моему, надо принимать во внимание и то, что в других цивилизациях к гомосексуальности относились совсем по-другому. Древние греки, например, считали гомосексуальность совершенно нормальной.
Б.Х.: Я очень осторожно отношусь к контекстам, истинность которых для меня не очевидна. Динамику, проявляющуюся в процессе расстановок семьи, я могу видеть собственными глазами, и я описываю ее, поскольку вижу. Я бы никогда не стал выдавать сделанные здесь наблюдения за общий принцип, это было бы слишком рискованно. Я только говорю о возможности облегчить судьбу того или иного пациента с гомосексуальными наклонностями. Благодаря подобным наблюдениям пациент получает возможность видеть свою судьбу в другом свете. Может ли он еще и изменить ее — другой вопрос.
Третья участница: А что, по вашему мнению, представляет собой бисексуальность?
Б.Х.: Гомосексуальность.