Позитивное и негативное уравновешивание

Когда в отношениях между мужчиной и женщиной женщина дает мужчине что-то в доказательство своей любви, мужчина попадает под давление, которое не оставляет его до тех пор, пока он тоже не даст ей что-то. Но в силу своей любви он дает ей немного больше, чем сам полу­чил от нее. Тогда уже женщина попадает под давление, заставляющее ее, в силу ее любви, отдать ему, в свою очередь, больше, чем она получила. Таким образом, оборот таких позитивных взаимных действий растет и вместе с ним растет их счастье, а отношения укрепляются. Когда же муж­чина дает женщине взамен ровно столько, сколько сам получил от нее, отношения могут быть безболезненно прекращены.

Дагмар: А если он отдаст меньше, чем получил?

Б.Х.: Если один из партнеров дает меньше, чем получает сам, то та­ким образом он ставит отношения под угрозу. Сейчас я попробую выра­зить это с помощью одной метафоры. Смену действий «отдавать» — «брать» и ее рост можно сравнить с ходьбой человека. Если я хочу шаг­нуть вперед, мне приходится то терять равновесие, то снова обретать его. Если же, потеряв равновесие, я не смогу его снова обрести, то упаду и останусь лежать. То же самое происходит, когда в отношениях между муж­чиной и женщиной один из партнеров отдает что-то другому, а получаю­щий отказывается это взять от него, тем самым отказываясь от необхо­димости уравновешивания динамики. Если мы только стараемся сохра­нить равновесие и отдаем своему партнеру ровно столько, сколько полу­чаем от него, без усиления таких позитивных действий, отношения перестают развиваться. Если один из партнеров дает другому меньше, чем берет сам, тогда и тот будет отдавать ему меньше. В таких случаях этот обмен уменьшается, и вместо того, чтобы развиваться, отношения меж­ду партнерами угасают, а их счастье уменьшается.

Бригитта: А если кто-то очень сильно навредил мне? Тогда я тоже должна это уравновесить?

Б.Х.: Мы ощущаем потребность в уравновешивании как в позитив­ном, так и в негативном смысле. Если кто-то навредил нам, у нас возни­кает потребность отомстить ему. Если же мы, в свою очередь, решим не делать ему ничего плохого и простим его или же решим не требовать от него то, что может быть для него болезненным, значит, мы не восприни­маем его всерьез, и он разрушит отношения. С другой стороны, если мы мстим в соответствии с пережитой нами болью или возмещаем свои убыт­ки за счет обидчика, наши отношения продолжаются. Но некоторые люди порой решают достичь уравновешивания негативных действий в своих отношениях точно так же, как другие — позитивных. То есть они стара­ются сделать другому больше плохого, чем тот им. Тогда этот другой чув­ствует себя вправе навредить в ответ. Таким образом, обмен негативны­ми действиями может расти, а вместе с ним — их страдания и несчастье.

Вопрос в том, что же должны предпринять два человека, состоящие в отношениях друг с другом, для того чтобы положить конец такому нега­тивному обмену и снова начать позитивный. Точно так же, как при бла­гоприятном уравновешивании, стремясь не совершить ошибок, они дают другому больше хорошего, сейчас они должны ради своей любви и стрем­ления больше не делать ошибок, отдать партнеру назад меньше негатив­ного, чем получили от него. Тогда неблагоприятный обмен закончится, а позитивный может возобновиться.

Границы обмена

Принципы обмена, господствующие в группах, часто переносятся в область отношений человека с Богом или судьбой. Например:

ü Кто-то избежал смертельной опасности, в то время как все другие погибли, и поэтому он решает пожертвовать чем-то в знак благодарнос­ти, словно Бог или судьба - его визави и этим он может расположить их к себе. Эта жертва может выражаться в самоограничении, какой-либо болезни, отказа от чего-то очень важного, или же жертвовать придется кому-то другому, например, ребенку из его системы.

ü Один из партнеров не принимает другого, если у того уже когда-то были серьезные любовные отношения с кем-то — даже в случае, если этот кто-то умер. То есть он считает, что смог «получить» своего партнера толь­ко за счет этого бывшего партнера.

ü Дети от второго брака одного из партнеров не «принимают» своих
родителей, ограничивают себя или наказывают самих себя, потому что
кто-то другой в системе освободил свое место для них.

ü Еще хуже, если дети, к которым судьба была благосклонна, считают себя избранными и гордятся своим счастьем. В таком случае это счастье изменяет им — как бы мы ни пытались этого объяснить, — потому
что не только они сами, но и другие не в силах его выдержать.

Наши рекомендации