Расстановка: Умершие в детстве братья
Утэ: С тех пор, как мы говорили с тобой о могиле, я поняла, что моей семье смерть являлась в необычайно разнообразных и трагических видах.
Б.Х.: Об этом я не хочу ничего знать.
Утэ: Мне тоже не хотелось говорить об этом подробнее, у меня толко вчера возникла одна идея. Кроме моего родного старшего брата, у меня был еще сводный брат, который являлся внебрачным ребенком моего отца. Старший брат умер через полгода после моего рождения: у него бы поражен мозг. А о внебрачном сыне моего отца, который тоже умер в детстве, я даже никогда и не думала. Только после того, как ты упомянул других членов моей семьи, я в первый раз вспомнила о нем.
Б.Х.: Этот сводный брат — самый старший ребенок в семье?
Утэ: Нет, мой родной брат — самый старший. После него родился этот сводный брат, а потом я. Я самая младшая.
Б.Х.: А что с матерью твоего сводного брата?
Утэ: Я почти ничего не знаю о ней. Знаю только, что она была секретаршей у моего отца, потом она вышла замуж и жизнь у нее сложилась нормально. Обо всем этом я узнала после смерти отца.
Б.Х.: В подобном случае порядком, отражающим отношения в системе, было бы то, если бы твой отец развелся с твоей матерью и женился на этой женщине, у которой от него был ребенок. Тот факт, что твоя мать сохранила для себя старшинство и муж остался с ней, представляет собой несправедливость по отношению к другой женщине.
Утэ: Моя мать хотела забрать этого ребенка к себе.
Б.Х.: Нет, нет, это невозможно! У нее просто нет никакого права на это.
Утэ: Да.
Б.Х.: Расставь сейчас свою родительскую семью. Мы посмотрим на ситуацию.
(Утэ начинает расстановку.)
Б.Х.: Кто-то из твоих родителей прежде состоял в браке или был помолвлен?
Утэ: Да, мой отец. Отец был женат. Обо всем этом я услышала только после его смерти.
К.Х.: У них были дети?
Утэ: Нет. Но и у моей матери были очень серьезные отношения с кем-то до брака с моим отцом. Тот мужчина был на 25 лет старше матери.
К.Х.: Эти люди также нужны нам для расстановки.
Обвинял ли кто-либо из родителей другого в том, что ребенок родился инвалидом?
Утэ: Я думаю, моя мать чувствовала себя виноватой из-за успокаительных таблеток, которые по ее просьбе ей дала повитуха.
К.Х. (участникам курса): Что думают медики по этому поводу? Могли такие таблетки послужить причиной поражения мозга?
Врач: Если рождение ребенка было таким образом задержано, то да.
Утэ: Ребенок, можно сказать, застрял, попросту застрял, а она это позже отрицала!
|
рис. 9.1
О - отец; М - мать; +1 — первый ребенок, рано умерший сын-инвалид; +2 - второй ребенок отца, рано умерший внебрачный сын; 3 — третий бенок, дочь (Утэ); М2 — мать умершего внебрачного ребенка; 1ЖО — первая жена отца; БДМ — бывший друг матери.
Утэ: Неожиданно я вижу так много людей, а всегда чувствовала себя такой одинокой.
Б.Х.: Как чувствует себя отец?
Отец: Мне просто плохо. У меня плохое настроение, и ситуация как будто безвыходная. Мне кажется, что я застрял и не могу двинуться ни вперед, ни назад.
Б.Х.: Как чувствует себя мать?
Мать: Ужасно. Просто ужасно. Совершенно ужасно.
Б.Х. (играющему роль умершего старшего сына): Как чувствует себя умерший старший сын?
Первый ребенок: Хорошо. Я чувствую себя уютно и тепло между ними. Мне ничего больше не нужно.
Б.Х.: Как чувствует себя мать внебрачного сына?
Мать второго ребенка: Как будто меня бросили с ребенком. У меня сейчас очень большая ответственность.
Б.Х. (играющему роль умершего внебрачного сына): Как чувствует себя умерший внебрачный сын?
Второй ребенок: Я чувствую ужасную подавленность. У меня слезы на глазах. Все это нехорошо.
Б.Х.: Как чувствует себя первая жена отца?
Первая жена отца: Странно. С одной стороны, я предпочла бы не иметь ничего общего со всем этим, абсолютно ничего. Но с другой стороны, если уж мое присутствие здесь так необходимо, то мне бы хотелось быть бабушкой всех этих людей.
Б.Х.: Как чувствует себя бывший друг матери?
Бывший друг матери: С правой стороны от меня приходит много тепла, как будто кто-то ласково гладит меня или я кого-то глажу. Я чувствую, что меня как будто что-то тянет к этой женщине. Все остальное для меня неважно.
Б.Х. (играющей роль Утэ): Как чувствует себя дочь?
Третий ребенок: Мне кажется, что я как будто расщеплена пополам. Одна половина меня, правая, — теплая и спереди и сзади. Вторая — леденая, и я чувствую себя совершенно бессильной.
(Б.Х. ставит первую жену отца напротив остальных.)
|
рис. 9.2
Б.Х.: Как чувствует себя сейчас отец?
Отец: Мне нравится, что она сейчас находится в поле моего зрения. Когда она стояла позади меня, мне это совсем не нравилось.
Мать: Мне на этом месте все еще плохо, но все же лучше, чем прежде.
Третий ребенок: Я рада, что могу направить свой взгляд на кого-то.
Б.Х.: Как чувствует себя сейчас первая жена?
Первая жена отца: Когда я стояла позади всех, мне было холодно, а когда ты поставил меня сюда, сразу стало тепло. Сейчас я могу интересоваться всем, что происходит. Между нами возникли какие-то отношения.
(Б.Х. ставит мать рядом с первой женой отца.)
|
Отец: Так лучше. Сейчас я могу первый раз за все время по-настоящему видеть мою вторую жену. Прежде я не понимал, зачем она здесь. Но сейчас я ничего не имею против нее, но и особой привязанности к ней я не чувствую.
Третий ребенок: Сейчас я могу свободнее дышать.
Первый ребенок: Мне все безразлично.
(Б.Х. изменяет констелляцию, посадив умершего старшего сына на пол перед родителями и прислонив его к ним спиной.)
Б.X.: Как чувствует себя сейчас старший сын?
Первый ребенок: Эта позиция мне подходит.
Б.Х.: А как чувствует себя мать?
Мать: Мне грустно.
(Б.Х. ставит умершего внебрачного сына рядом с его отцом, а дочь -;>м с ее матерью.)
Рис. 9.4
Рис. 9.5
Б.Х.: Как чувствует себя отец сейчас?
Отец: Странно. То, что мой внебрачный сын здесь, рядом со мной, для меня скорее тягостно. А сын, лежащий на полу, не представляет для меня никакой проблемы. Целью моих отношений с женой является главным образом забота о ребенке. Я чувствую симпатию к ней, но все же у меня такое впечатление, что между нами что-то ненормально, но что именно - не знаю.
Б. Х.: С точки зрения семейной системы между вами все кончено.
(Играющей роль Утэ): Как чувствует себя дочь?
Третий ребенок: Плохо.
(Б.Х. расставляет членов семьи в решающую проблему констелляцию.)
Рис. 9.6
Б.Х.: Как чувствует себя дочь?
Третий ребенок: Лучше.
Мать: Мне тоже лучше.
Б.Х.: Как чувствует себя умерший внебрачный сын?
Второй ребенок: Я рад, что снова могу быть возле матери. Там, рядом с отцом, я чувствовал себя очень одиноким.
Третий ребенок: То чувство разделения пополам у меня исчезло.
Б.Х.: Как чувствует себя мать внебрачного ребенка?
Мать второго ребенка: Неплохо. Прежде мне было грустно, потому что мой сын так далеко от меня. Но сейчас лучше.
Мать: Это наводит на меня грусть.
Б.Х.: Как чувствует себя первая жена отца?
Первая жена отца: Все это меня больше не касается.
Б.Х.: Динамика событий, которые происходили в этой семье после первого брака отца, так сильна, что связь отца с его первой женой больше не играет никакой роли.
( Бывшему другу матери): А для тебя это еще играет какую-то роль?
Бывший друг матери: У меня теплые чувства, я могу взглянуть на нее, между нами все кончено.
Б.Х. (к Утэ): Стань на свое место в расстановке, пожалуйста.
(Утэ становится на свое место в расстановке и долго смотрит на всеx.)
Утэ: Мне приятно, что есть возможность контакта с членами семьи стоящими слева и справа от меня. И приятно стоять между мужчинами. Моя мать оказала на меня большое влияние и очень ограничила в самовыражении. Я думаю, что если бы мать могла занять место рядом с отцом, для нее это было бы лучше, чем заботиться обо мне. Меня потрясло то, что участница, игравшая мою роль, испытывала то же чувство расщепления, что и я. У меня и в самом деле очень часто возникало чувство будто я расщеплена или поперек, или вдоль туловища. Но в данный момент ничего подобного я не чувствую. А то, что у меня сейчас есть брат тот, слева, — совершенно новая ситуация для меня. Я осознаю это в пер вый раз. Я по-прежнему нахожу это грустным, но в данный момент меня это не очень волнует.
Б.Х.: В систему пришел покой.
(Утэ осторожно гладит по щекам отца и обоих братьев.)
Утэ: Сейчас все в порядке.
Б.Х. (группе): Сейчас я расскажу вам еще одну историю. В ней говорится о полноте времени.
Полнота времени
Спросил юнец у старика: «Что различает нас: тебя, что век свой прожил, и меня, чей день лишь настает?»
Старик ответил: «Я был больше.
Хоть нам и кажется в час предрассветный, что больше юный день, раз прежний позади. Но этот день грядущий, пусть он лишь настает, лишь тем становится, чем был вчерашний, и чем богаче тот был, тем богаче этот будет.
Как день когда-то прошлый, он сначала наверх, к полудню держит путь. До зноя он зенита достигает, и там на время в вышине, нам кажется, он тихо замирает, пока, отяжелев, не покатит к закату - и вот он весь такой же как вчера был старый.
Но то, что было, не прошло. Оно осталось, потому что было. Оно живет, хотя и позади, и, наполняясь вслед идущим новым, растет. Так капля, что из облака упала, уже была ведь, но упала в море которое осталось.
И только то, чему не суждено было стать чем-то, что мы все упустили, не узнав, подумали, не сделав, растратили не в плату за свой выбор, — то миновало: от него и следа не осталось.
Бог верного момента поэтому для нас двулик — он юноша с лица кудрявый, а со спины — старик. И руку протянув вперед, его за локон схватишь, а сзади подойдешь и схватишь пустоту».
И юноша спросил: «Что ж делать мне, чтобы стать тем, кем был ты?»
Старик ответил: «Будь!»
Б.Х.: Хорошо, Утэ?
Утэ: Из этой истории я узнала нечто важное для себя.
Напрасная борьба
Ума: Я чувствую себя хорошо. Как будто очнулась после расстановки моей родительской семьи. Но кое-что я еще не поняла. До того, как я ставила участников, играющих роли членов семьи, ты сказал, что мое реннее сопротивление против превращения бывшей невесты отца в идеал является напрасным усилием. Этого я не понимаю; но саму констелляцию я поняла.
Б.Х.: Этого уже достаточно. Я только хотел обратить внимание на то, что некоторые считают, что они могут избавиться от нежелательных фактов просто отрицая их.
Ума: Мне приятно видеть бывшую невесту отца и то, что она получила подобающее место.
Б.Х.: Вам, вероятно, известна библейская история о Якове. Целую ночь он боролся с ангелом на берегу реки.
Ума: Это был архангел Гавриил?
Б.Х.: Нет, не думаю, что это был Гавриил. Имя этого существа не указывается. Точнее сказать, ангел здесь — только образ Бога.
Ангел сказал Якову: «Отпусти меня!» А Яков ответил: «Я не отпущу тебя до тех пор, пока ты меня не благословишь». Только тогда они смогли разойтись. Понимаешь?
Перенятый траур ослабляет
Ума: В моей жизни сейчас переломный период, и вот уже некоторое время меня преследует грусть. После «пробуждения», о котором я уже говорила, у меня было намного больше энергии, и я пришла сюда полной сил. Но при расстановке семьи Утэ, в которой я играла роль ее матери, мне стало очень грустно - ведь ее история действительно очень грустная, - и я сразу же начала использовать это для работы над собственной грустью. Но при этом вся моя новая энергия исчезла, а сейчас я снова чувствую ее.
Б.Х.: Это как в случае с чужой виной. Обоснованная собственная грусть делает человека сильным. Она всегда полна энергии. Чужая грусть ни к чему не ведет. Например, когда, кто-то один плачет, а другие плачут вместе с ним, они становятся слабыми. Только тот, кто плачет, потому что у него есть веская личная причина для этого, приобретает силу.