Вместо эпиграфа к первой части
"СЕКРЕТ КАЛИОСТРО"
Из лекции, прочитанной для слушателей школы психофизического
совершенствования "Единство" 22 сентября 1994 г. в ДК им. Ленсовета.
...И в заключение все вместе проделаем комплексное упражнение, которое
я называю "Секрет Калиостро". Почему так? Потому что из разных стран и из
разных разнесенных десятилетиями времен дошли документальные свидетельства о
путешественнике, авантюристе, фокуснике, дипломате, маге Калиостро - причем
в разных свидетельствах самых разных очевидцев Калиостро был запечатлен в
одном и том же возрасте - где-то 30-35 лет. Один и тот же цветущий облик в
течение жизни?! Думаю, что под этой загадочной легендой таится объективное
основание. Полагаю, этот выдающийся маг умел концентрировать все свои
внутренние силы на самых приятных или благоприятных обстоятельствах своего
прошлого, переживая их с такой иллюзией реальности, что все его существо во
всех своих элементах жило в общем режиме радости, наслаждения, победы, то
есть в объединяющем все системы режиме высокого эмоционального подъема.
Когда говорят: "У победителей раны быстрее заживают", подразумевают именно
это состояние. Мы попробуем сейчас "расколоть" секрет Калиостро,
смоделировать ощущение тотального счастья и научимся воссоздавать его по
своему желанию: в такие периоды разрушительный ход времени не только
останавливается, но и поворачивает вспять: организм молодеет.
Надеюсь, все добросовестно поработали предварительно над домашним
заданием.
Итак: предварительно вглядываемся в себя и вспоминаем тот свет (или
цвет), который импонирует нам больше всего. Для проверки готовности к работе
мысленно воссоздаем также тот музыкальный отрывок или ту мелодию, которая
нам, по сути своей, роднее всего. Затем так же быстро перебираем в памяти
запах, тактильные ощущения и вкус. Теперь начинаем священнодействовать!
...Видим себя на перекрестии двух гигантских столпов света, наиболее
импонирующего нам. Не убирая этот резонансный нам свет, впитываем слухом
свою самую родную мелодию. К восприятию этих рецепторов последовательно
добавляем наилучшие для нас вкус и запах, самое приятное из памятных
прикосновений. Призвав и собрав из пространства все эти чудесные
раздражители, настраиваемся на совокупное их воздействие и впитываем его в
себя и живем этой интегральной радостью, и вбираем это волшебное ощущение
всеми фибрами своей души и телом. И создаем рефлекс для мгновенного
возрождения его в памяти: соединяем в колечко средний и большой пальцы левой
руки. Отныне этот маленький сокровенный жест является сигналом для нашего
погружения в состояние всеобъемлющего рецепторного блаженства.
Теперь движемся дальше: начинаем собирать и концентрировать счастливые
состояния, рассеянные во времени. Прежде всего, вспоминаем самое первое из
сохранившихся в памяти радостных осознаний своей жизни. (Для примера: я
вижу, как в обнимку с молодым светлоусым мужчиной мы катимся вниз по
зеленому травяному косогору и хохочем. Дотошное "расследование", проведенное
мною десятилетия спустя, выявило, что мне было тогда не более двух лет,
потому что позже этого срока мой дед по материнской линии - а это с ним мы
катились с железнодорожной насыпи - увы, скончался).
Далее вспоминаем яркий эпизод из области становления индивидуальной
психологии, то есть возраста шести-семи лет. (Да, это был праздник
солнечного самоутверждения личности, когда я повел аж за два квартала от
нашего дома такую же, как я, семилетнюю Лидочку Друцко угощать ее в
кондитерской сказочно вкусным пирожным "картошка" за 16 копеек -
баснословное богатство, по тем временам!).
Затем приходит черед для вызова из памяти яркого сгустка событий в
бурном возрасте пятнадцати-семнадцати лет (предположим, вы поздним весенним
вечером, с риском для жизни, забираетесь на высокое дерево, чтобы с него
жадно вглядеться в ярко освещенное окно, за которым находится Она, хрупкая
красавица из соседней школы).
После этого находите удивительно счастливое состояние, памятное вам в
период своего расцвета, то есть где-то поблизости от двадцати пяти лет. Это
время расцвета и наиболее согласованного взаимодействия всех наших
функциональных систем. Отыщите здесь тот эпизод, в котором
сконцентрировалось счастливое для вас мгновение (допустим, вы направляетесь
в роддом, чтобы забрать оттуда жену и первенца-сына).
И еще одно полнокровное радостное событие вспоминаете вы: нечто не
очень отдаленное от вашего нынешнего возраста (скажем, падение на байдарке в
грохот одного из грозных водопадов северной Карелии, когда все ваши чувства
максимально, тысячекратно заострены, и только от вашей точной мгновенной
реакции зависит сама жизнь и ваша, и вашей "матросочки", и когда, минуя все
клыки-пороги и водовороты, вы, малая щепочка, победитель тысячетонной
бешеной струи, стремительно вылетаете на простор светлого озера).
Разумеется, русло нашей жизни -многоветвистое, и на каждом из его
отрезков мы можем найти также и другие, альтернативные эпизоды беззаветного,
ничем не омрачаемого счастья, те, в которые мы живем по-настоящему, так, как
и должно жить. Полнокровная радость человеческого бытия, безоглядное
наслаждение теми безмерными возможностями восприятия и отдачи, которыми
наградило нас мироздание - вот что требуется вспомнить, пережить и -
запомнить, воплотить в солнечно-жаркое ядро своей памяти!
Это делается так: сначала сосредоточенно переживается первый из заранее
отобранных эпизодов; затем - второй, но при этом сохраняются ощущения от
первого; затем переживается третий, но не выпускаются из ощущений первые
два; после этого по такой же методике мы оживляем четвертый и пятый. Далее
мы сосредоточенно живем минуту-две в этом ореоле и, чтобы рефлекторно
закрепить в памяти свой взлет на ту вершину, где господствует безграничное
счастье, соединяем в колечко средний и 6ольшой пальцы правой руку. Теперь
этот знак будет вызывать в нашей душе чувство высокой радости, а в высших
эшелонах нашей власти - порождать наиболее тонкие, всеобъемлющие вибрации,
обращенные ко всем без исключения частям и подразделениям организма и
побуждающие их жить в режиме идеального функционирования.
После этого сложим в колечко пальцы также и левой руки и замкнем, таким
образом всю дугу нашей внутренней радости, нашего благостного состояния и
настроения. Мы оказываемся в той желаемой точке единого континуума
пространства и времени, выстроенного нашей творческой волей, где
разрушительных процессов нет. И уже только от нашего таланта, от умения
поддерживать это достигнутое состояние и от способности приумножать радость
в дальнейшем зависит континуум нашего здоровья.
Глава I. ЭТАЖИ ЗДОРОВЬЯ НАШЕГО
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ
Чтобы противостоять отклонениям, деформирующим здоровье, надо знать их
происхождение. Но здесь мы вступаем в густой лес очень разных объяснений
данного прискорбного феномена, каждое из которых опирается, как правило, на
серьезную фактическую базу. Как быть с этим, зачастую противоречивым
множеством? На память приходит давняя борьба идей в физике: свою
принципиальную правоту убедительно утверждали сторонники противоречащих друг
другу концепций. Снять напряженное противостояние физикам помог
сформулированный в конце 20-х годов Нильсом Бором философский принцип
дополнительности. Популярно говоря, свет - согласно этому принципу -
является одновременно и волной, и потоком частиц, а не только возбуждаемой
источником волной и не только набором целенаправленно двигающихся частиц.
Существующая реальность в целом значительно сложнее, чем какая-то одна
отдельная форма ее отражения в познающем мир разуме. Сам Нильс Бор, по
словам его сына Ханса, находясь в Японии, образно объяснил суть принципа
дополнительности: талантливый японский художник Хокусай создал свои "Сто
картин Фудзиямы", и именно совокупность разных впечатлений, сложившихся при
различном освещении, в разные времена года и под разными углами зрения,
оказалась способной воссоздать богатство изменчивой, удивительной,
очаровательной, всегда разной, но, тем не менее, единственно сущей в
реальности Фудзиямы. Гора все время являет наблюдателю иной облик, иной
поворот своей сущности, но она всегда - одна... Примерно так, весьма
наглядно для японцев, высказался великий физик.
Последуем за его мудрым и образным наставлением и постараемся создать
такую модель нормы здоровья, в которой присутствовал бы оптимальная
взаимосвязь и взаимодействие всех органов, систем и функций организма - с
какой бы точки зрения на проблему ни смотреть. Нас подстегивают две
крайности: слишком простая и чересчур переусложненная картина. Так,
например, если мы начертим нечто вроде классиков на асфальте, то эти
клеточки будут соседствовать между собой чисто механически, их связь будет
выражаться через очередность прыжков детских ножек из одного квадратика в
другой. Эта плоскостная модель не годится для нашего случая. С другой
стороны, можно столь переусложнить модель, что она уведет нас от
практического решения проблемы: создать, например, вполне правомочный образ
тороидального бублика. Дело ведь в том, что можно начать рассмотрение
деятельности организма с квантового уровня, на котором отдельные мельчайшие
частицы (энергоинформационные образования) находятся друг от друга
бесконечно далеко, являя собой образ звездной Вселенной. С другой стороны,
если обратиться к возможностям человеческой психики, то мысль и чувство
способны охватить собой весь макромир, в который мы погружены, но ведь над
этим уровнем человеческих возможностей встают еще более сложные и тонкие,
чем мысль, образования (в которых, конечно же, необходимо разобраться,
обращаясь к проблеме здоровья). И получается, что, с одной стороны своего
устроения, мы погружены в бесконечность мироздания (величие микромира), а с
другой - в величие макромира. То, что эта модель верна в принципе,
доказывает наличие у нас и биоактивных точек, и особых энергетических зон
(чакр, согласно древневосточным учениям), соединяющих напрямую микро- и
макровоздействия в человеческом организме.
Подобно тому, как не годится плоскостной рисунок квадратиков на
асфальте, так и многомерный (уходящий из бесконечности в бесконечность)
тороидальный бублик в качестве практически удобной модели в нашем случае
тоже не подходит. Дело в том, что силы вредные, отклоняющие от ординара наш
существующий в трехмерном пространстве организм, действует в этом же
трехмерном пространстве (за исключением особых случаев, о которых и говорить
будем особо).
Поэтому удобной для практики бытовой моделью нашего здоровья я вижу
образ многоэтажного здания. С одной стороны, это сложное многофункциональное
устройство, где все уровни, от фундамента до крыши, взаимодействуют, с
другой же - каждый этаж особен. Кроме того, разрушающие здание силы, как и в
случае со здоровьем человека, действуют не только изнутри, но еще более
ощутимы извне: то это толчки снизу, то буйные ветры сбоку, то грозы сверху.
Какие же конкретно иерархически размещенные уровни образуют наше
многоэтажное строение?
Молекулярный. Клеточный. Системно-функциональный. Целостно-психический.
Социальный. Вселенский.
В первой главе первой части мы проанализируем особенности каждого из
этажей. Во второй главе, уже зная тонкости их устройства, рассмотрим
средства и способы защиты своего здания (образно говоря, громоотводы,
виброгасители, устройство канализационных люков и т.д.). Итак, благословясь,
начнем восхождение: от мощного фундамента - к смотровой площадке на самом
верху.