Глава 5. литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная медицина весьма успешно использует нетрадиционные методы лечения, не последнее место среди которых занимает литотерапия.
Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье и здоровье. Особым почитанием магической силы камней отличалась древнеегипетская медицина. Об этом говорит содержание самого большого из известных медицинских папирусов, в котором подробно описано лечебное действие различных минералов.
Исследованиями минералов долгое время занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал труд, посвященный магическим минералам. Ранее существовала наука, посвященная основным правилам лечения посредством драгоценных камней, — гемматерапия (происходит от слова «гемма» (драгоценный камень), которое в свою очередь восходит к латинскому gemma — «почка на дереве»).
Стоит использовать опыт поколений, разумно дополняя его научными исследованиями на хорошем современном уровне. Славяне с древних времен почитали камни как кладезь крепкого здоровья и общего благополучия. В древнеславянских рукописях содержатся исключительно интересные сведения о целебных свойствах минералов.
Образовавшись в земной коре за миллиарды лет, минералы являются активными агентами, которые обладают свойствами, еще не до конца изученными официальной наукой, хотя они хорошо знакомы народной медицине.
Медики США на протяжении долгого времени ведут поиск причин и особенностей действия минералов на человеческий организм. Десяток центров в США и два центра в Германии, исследовавшие кристаллы, уже готовят специализированные кадры для осуществления работ по литотерапии.
Более 500 американских и примерно 50 немецких врачей используют в терапевтической практике драгоценные и полудрагоценные камни.
Целительную силу камней может испытать на себе каждый. Ряд ученых подтверждают догадки о том, что существующая вокруг нас неживая природа в действительности живет, развивается, меняется по своим законам и нет четкой грани между минералами и всей остальной окружающей нас природой.
Прежде чем приступать к лечению, следует внимательно ознакомиться с информацией о противопоказаниях и ограничениях при лечении минералами и камнями. Только при соблюдении этих условий лечения будет достигнут результат и не нанесен вред здоровью. Всегда следует помнить, что неверно избранная методика лечения усугубляет болезнь, теряется драгоценное время, которое можно было бы потратить на применение более действенного метода.
Противопоказания. Как и в любом методе лечения, в литотерапии есть свои противопоказания. Связаны они, прежде всего, с несовместимостью влияния, оказываемого теми или иными камнями на то или иное заболевание. Поэтому на разных людей одни и те же камни могут действовать совершенно по-разному. Исследователи показали, что камни, такие как морион, карбункул, хризолит, угнетающе действует на работу ЦНС, успокаивая человека, снимая повышенную возбудимость и раздражительность. Но эти камни противопоказаны людям с меланхолическим складом характера, а также людям в состоянии апатии. При нарушении обмена веществ, многих соматических заболеваниях также следует с осторожностью относиться к выбору камней. Принцип лечения человека, а не его болезни, здесь остается актуальным. Также важное значение при литотерапии имеет цвет камней. При выборе камня здесь необходимо ориентироваться на свою интуицию и собственное расположение к тому или иному цвету. Например, непрозрачные камни, имеющие темную окраску (гагат, агат), противопоказаны людям эмоционально непостоянным, с неустойчивой психикой, легко возбудимым натурам. Людям с холерическим складом характера необходимо избегать контакта с изделиями из опала, изумруда, рубина.
Уже существует методология и имеется отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая проводить строго индивидуальный подбор минералов и металлов для стабилизации функционального состояния человеческого организма, а также определение противопоказаний к ним. Выбирать индивидуально следует не только ювелирные украшения, но и стоматологический материал для пломбирования зубов, оправы для очков, так как они теоретически могут быть предрасполагающим фактором для развития патологии, подавляя или, напротив, стимулируя некоторые функции в организме. Грамотно и индивидуально выбранные вещи и материалы должны отвечать профилактическим и терапевтическим требованиям.
Необходимо учитывать, что минералы обладают свойством фосфоресцировать, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, т. е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, которые излучают различные кристаллы, являются мощным терапевтическим фактором, который способствует оздоровлению организма. Доказательством данного тезиса служит утверждение немецкого геобиолога доктора Э. Хартмана, в соответствии с которым вокруг каждого человека присутствует биодинамическое поле, изменяющееся при перемещении человека в пространстве. Оно находится в серьезной зависимости от геологических изменений, происходящих в окружающей нас среде, что обязательно следует учитывать в лечебной и коррекционной педагогике.
Скрупулезный анализ многочисленных литературных данных, а также многовекового опыта разных народов дает нам реальную возможность создать классификацию минералов с непременным учетом их воздействия на организм человека. В основе уровня сформированности речевой функции лежат дефектно функционирующие системы головного мозга. Нормализация процессов возбуждения и торможения является одной из точек приложения литотерапии. Предотвратить расстройства нервной системы, снять депрессию и просто улучшить настроение можно с помощью ношения определенных камней.
Особенно такой метод подходит людям со слабой нервной системой.
Камни обладают особыми, неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.
Авантюрин — золотисто-коричневый непрозрачный камень. Предотвращает расстройства нервной системы (уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, бодрость духа, ясность разума), избавляет от депрессии и апатии. Этот камень можно постоянно носить, так как он недостаточно сильно воздействует на организм. Он действует мягко, постоянно и с небольшой силой. Для улучшения самочувствия и предотвращения депрессивного состояния его необходимо носить на руке в виде кольца или перстня. Если это браслет, то на ночь его нужно снимать.
Аквамарин — камень цвета морской волны. Способствует снятию стрессового состояния, страхов, фобий. Чтобы вы не были подвержены стрессам, его нужно носить на шее или голове.
Стрессы, возникающие в процессе эмоциональной перегрузки, устраняются кулоном, а физическое переутомление — заколками, диадемами.
Александрит — оливково-зеленый или зелено-голубой камень. Уравновешивает процессы возбуждения и торможения нервной системы, делает человека более сдержанным, способствует созданию радостного настроения, проявлению открытости.
Его можно носить в виде кольца. Но делать это надо аккуратно, снимая его на ночь. Александрит — это очень сильный камень.
Лучше начинать лечение с нескольких часов, постепенно увеличивая время до 12–13 ч, т. е. весь день.
Амазонит — ярко-зеленый камень. Снимает головные боли, успокаивает нервную систему, снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах, способствует избавлению от фобий. Он укрепляет весь организм в целом. При фобиях его носят в виде браслета, серег, диадемы. От различных головных болей — в кулоне.
Амблигонит — бесцветный прозрачно-розовый камень. Нарушения нервной системы, возникающие в процессе перегрузок, подвержены действию этого камня. Лечебный эффект достигается созерцанием этого камня в лучах солнца. Сеанс длится не более 30 мин, 2–3 раза в неделю.
Аметист — фиолетовый прозрачный камень. Способствует снижению чувства тревоги, прогоняет плохие сны. Для лечения необходимо поместить под подушку на 2–3 ч перед сном.
Бирюза — небесно-голубой непрозрачный камень. Оправленный серебром, он спасает от бессонницы и кошмаров, способствует уравновешиванию эмоций. Носить его необходимо в виде подвески или «разговаривать» с ним перед сном.
Берилл. Чаще встречаются коричневые оттенки. Очень сильный камень. Снимает головные боли, улучшает, увеличивает активность правого полушария головного мозга, способствует подъему энергетики. Воздействие камня происходит при его рассматривании в течение 1 ч 2–3 раза в неделю. Его можно класть под подушку, но только во время дневного сна. Чтобы укрепить память, камень необходимо носить на голове или в ушах. На ночь в любом случае снимать.
Жемчуг бывает разных оттенков, от белого до черного. Если долго смотреть на жемчуг, это оказывает благотворное воздействие на чрезмерно возбужденную психику человека, приносит полный покой и умиротворение. Если человек болеет, то жемчуг меняет цвет.
Изумруд — зеленый камень. Это камень мудрости, хладнокровия и терпимости. Способствует излечению от бессонницы и ипохондрии. Проводят сеансы созерцания этого камня непосредственно перед сном. Можно носить кулон или подвеску.
Кошачий глаз — серо-зеленый камень. Способствует укреплению характера, эмоционально уравновешивает, повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.
Кварц — нежно-голубой камень. При бессоннице его кладут под подушку.
Лабрадор — серый камень. Рекомендуется при неврозах, снимает эмоциональный стресс, успокаивает при нервном возбуждении. Этот камень сильный, и постоянно его носить не рекомендуется. Лечение проводится в виде сеансов созерцания камня, которые длятся 20–25 мин ежедневно. Для лиц женского пола его нужно оправлять в золото, для мужского — в серебро.
Лазурит — голубой камень. Этот камень применяется в психиатрии. Его необходимо носить постоянно в течение года.
Лунный камень имеет мутные оттенки различных цветов. Изменяет манеру поведения: резкость, прямолинейность уступают место мягкости и гибкости. Применяется при лунатизме. Его надо надевать на шею в те дни, когда болезнь проявляется особенно сильно. Только в этом случае он принесет пользу.
Опал — разноцветный камень. При расстройстве нервной системы его носят на шее. При меланхолии смотрят на камень по 30 мин, не больше.
Родонит — малиновый, красно-розовый камень. Укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает состояние стресса, хорош при различных видах неврозов. Помогает собрать духовные силы при возникновении тяжелых жизненных ситуаций (особенно его розовая разновидность без примеси черных тонов).
Сапфир — синий, лазоревый камень. Оправленный серебром, помогает при страхе, гневе, при параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно неврозах, помогает избавиться от бессонницы.
Сердолик — оранжево-красный камень. Просветляет мысли, помогает работе мозга. Его носят на шее: женщины — оправленный в круг, мужчины — в квадрат. Он дарит ораторскую силу, процветание.
Топаз имеет много оттенков: от голубого, зеленого до желтого. Камни светлых оттенков больше успокаивают, их необходимо оправлять серебром. Темные рекомендуются при апатии, но оправленные в золото.
В гемматерапии уже очень давно существует такое направление, как лечебно-цветовая гамма кристаллов, где каждому цвету соответствует определенный камень и вид заболевания. Еще Б. М. Бехтеревым доказано, что каждый цвет, входящий в спектр, создает специфические световые эффекты, которые улавливаются, трансформируются различными средами глаза и передаются в головной мозг и другие органы. Эти световые эффекты создаются благодаря различной длине световых волн, излучаемых минералами, и способны вызывать те или иные ощущения. Ни один не может не оказывать на нас своего влияния. В результате целого ряда опытов было установлено, что каждый из цветов способен влиять на заболевание путем изменения скорости нервных процессов. Так, цвета, входящие в теплую цветовую гамму, обладают тонизирующим действием; близкие к зеленым — замедляющим, желтые — нейтральным, а фиолетовые — угнетающим. Изучив это влияние на человека, ученые пришли к выводу, что полученные знания можно использовать в медицине. Больше всего для этих целей подходят природные минералы, обладающие необычным цветом и оттенком. Они неровны, прозрачны, окрашены неравномерно, что расслабляет и дает необходимый эффект. Обычно созерцание камня способно оказать сильное влияние на организм, придает стройное течение мыслям. Всего в цветолечении камнями применяется 7 цветов: красный, зеленый, желтый, синий, голубой, фиолетовый и — реже всего — оранжевый. Все остальные цвета являются их составными, белый и черный — нейтральными и не несут информации. Само созерцание и контакт с цветной поверхностью камня необходимо проводить в полной тишине или в сопровождении спокойной музыки. Действие различных драгоценных и полудрагоценных камней рассматривается в системе, созданной Э. И. Ганикман: каждый камень рассматривают согласно лечебно-цветовой гамме кристаллов, оказывающих лечебное воздействие при различных заболеваниях.
Красные камни укрепляют память. Постоянное соприкосновение зрения с минералами этого цвета заставляет постоянно находиться в возбужденном состоянии различные структуры головного мозга, оказывающие тонизирующее влияние на все внутренние органы. Но передозировка волновой вибрации способна привести человека к стрессу. Желтые камни (янтарь, сердолик, сардоникс, яшма, цитрин, берилл) возбуждают и оживляют. При нервном истощении успокаивают и восстанавливают утраченные силы, рекомендуется использовать при повышенной возбудимости нервных процессов. Зеленые камни (изумруд, малахит, нефрит, бирюза, хризолит) оказывают наибольшее влияние именно на нервную систему. Они производят расслабляющее действие, повышают работоспособность, улучшают зрение, так как дают глазам необходимый отдых. Эти камни следует помещать всюду там, куда чаще направлен наш взгляд. Голубые камни (аквамарин, лазурит, халцедон, циркон) снижают негативные реакции на окружающую среду. Они могут снять излишнюю нервную возбудимость. Однако в отношении голубых минералов существует ограничение: при чрезмерном увлечении возможно прогрессирующее развитие чувства страха.
Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
А
абазия 45
автономная речь 193
агонизм 272
аграмматизм 227
аграфия 19, 39, 46, 72, 139, 178, 395
активный словарь 109, 112, 120, 122, 212
акцентный контур слова 203
алалия 17–19, 38, 139, 157, 175, 178, 395-396
алексия 39, 44, 48, 51, 73, 139, 178
альвеола 140
амимичность 156
амплипульстерапия 319, 355– 356
анартрия 30, 156, 291, 295,
аппарат звукоусиления 251
апраксия 19, 43, 47, 285, 288–289,
апраксия кинестического типа 288,
артикуляционная моторика 147, 228, 693,
артикуляция 11, 26, 37, 150, 156, 159–160, 279, 283, 294, 347, 381, 387, 396, 401–402, 413-414
ассимиляция 134,
ассоциативные нервные волокна 67
астазия 45
астереогнозия 47
атаксия 48
аутотопоагнозия 47
афазия 17–19, 39, 43, 46, 49, 64, 72, 139, 157–158, 175, 178, 395-396
афония 30, 40, 139, 149, 296
афферентация 75, 341
Б
баротравма 35
баттаризм 38, 176
билингвизм 131–132
боковой открытый прикус 152
боковой ротацизм 374
брадилалия 25, 150, 175–176, 396
брадифразия 150, 396
бульбарная дизартрия 155, 278, 311
В
вертикальная извилина 59
верхняя лобная извилина 59
вестибулярный анализатор 90
внешняя речь 136, 198
внутренняя речь 137, 150
водолечение 357
выраженная дизартрия 291
выразительность речи 140, 344
Г
гаммацизм 152, 375
гипербола 199
гипергенерализация 227
гиперкинез 21, 155, 350, 354, 431
гиперкинетическая форма дизартрии 348
гиперметрия 271
гиперрефлексия 87, 94, 277
гнозия речи 43
гностические центры 75
гнусавость 38, 310, 381—382
голосовой отдел 140
гомеопатия 328
грамматическая форма речи 197, 242
грамматические единицы 28, 200, 219
грамматические конструкции 421
Д
дарсонвализация 319
дегидрационная терапия 351
дефект восприятия 177
дефект речевого воспроизведения 197
дефекты смягчения 153, 423
дефекты фонемообразования 179
диадинамотерапия 321
диалогическая речь 136, 198-199
дизартрия 20, 22, 30, 40, 139, 154–156, 175, 177–178, 266, 276–279, 284, 286, 288–289, 291, 299–300, 304, 310–311, 329, 345, 367, 395–396, 431– 433
дикция 230
дискания 139
дискоординационные расстройства 271
диспесия 172
диспраксия кинестического типа 288
диссоциация 282
дисфагия 172
дифференциация звуков 230, 238, 348, 371, 381–382, 406
дорсальные звуки 292
доска Сегена 250
дословесный период 103-104
З
заикание 23, 25–26, 39, 102, 139, 150–151, 175, 177, 289, 395–396, 435-436
защитный рефлекс 186
звукоподражание звукопроизношение 126, 128–129, 166, 230–231, 238, 251, 260, 289, 299, 302, 312, 338, 383, 414
И
иглотерапия 328
извилина Гешля 61
импрессивная речь 17, 19, 25–26, 53, 198
инверсия 199
индуктотермия 325, 327
интерференцтерапия 322
интонация 127, 155, 230, 299
инфразвук 36
итерация 199
К
какуминальные согласные 292
каппацизм 152, 375
каудальный отдел 79
квадрантная гемианопсия 48
кинестическая апраксия 285
кинестическая постцентральная дизартрия 288
клетки Беца 44, 59, 69
клинико-педагогическая классификация 175–176
клонические судороги 25
клонус 185
комиссуральные нервные волокна 67
коммуникативная функция
речи 190, 193
комочки Биша 183
компрессия 202
копирование речи 159
корковая дизартрия 155–156, 288–289, 311
корректофон Деражне 251
корректурная проба Бурбона 250
косноязычие 38, 152
косоглазие 181–182, 185
криотерапия 356
кубики Коса 251, 254,
Л
лабиринтит 34–35
лагофтальм 101
ладонно-ротовой рефлекс Бабкина 185
лануго 182, 187
лекарственный электрофорез 318, 355
лексика 204
лексикон 213
логическое ударение 199, 206, 343, 383
логоневроз 150,
логопедия 27
логопункт логофобия 26
лямбдацизм 152
М
магнитотерапия 323
макроглоссия 17, 91,
мелодика речи 199, 286
метаморфопсия 51
методика Лурих 255
методика Пьерона-Рузера 250
милиа 181
мозжечковая дизартрия 156, 286
монологическая речь 136, 195, 198
моторная алалия 19,
моторная афазия 18, 39, 43, 46, 49
музыкальная глухота 73,
мутизм 102, 175
Н
нарушение письменной речи 137, 142, 178,
нарушение устной речи 142, 149-150
нарушения внешнего высказывания 176
нарушения внутреннего высказывания 176
нарушения голосообразования 176, 297, 311
нарушения звукопроизношения 109, 176, 266, 271, 274, 276, 286, 291–293, 298, 303, 311, 423
нарушения интонации 176
нарушения темпа и плавности речи 176
недифференцированное произношение 145, 148, 179, 267
недоразвитие речи 102, 141–142, 157, 178–179, 405-406
О
обтуратор 159
оральные автоматизмы 85
осиплость 169
открытый прикус 152
П
паллидум 73
параартрия 24
паралич лицевого нерва 181
параротацизм 374
парафазия 49
парафразия 176, 396
пассивный словарь 109, 113, 212
передняя центральная извилина 59, 63
письменная речь 48, 137, 198, 249, 420
подкорковая дизартрия 155
подкорковые узлы 54, 65, 73
поза флексии 181
познавательная функция речи 193
полипрагмазия 453
полисенсорный метод 380
полтерн 176
постцентральная извилина 60,
предцентральная извилина 69
прогения 152, 165
прогнотия 165
просодика 199, 302
просодические нарушения 266, 298
псевдобульбарная дизартрия 22, 156, 279, 291, 310
псевдобульбарный синдром 91, 277, 296
психолингвистический аспект 177
Р
регулирующая функция речи 194
резонанс 33, 154, 177, 414
реплика 136, 198
ретикулоспинальные пути 79-80
ретикулярная формация 29, 76, 78–80, 83
рефлекс автоматической ходьбы 186
рефлекс Бабинского 86, 100, 186
рефлекс Галанта 86, 91
рефлекс Куссмауля 100, 185
рефлекс Ландау 91, 93
рефлекс Магнуса Клейна 91
рефлекс Моро 184
рефлекс опоры 91, 186
рефлекс Робинсона 86, 91, 186
речевой акт 136
речевой гнозис 58
речевой праксис 58
речедвигательный анализатор 72
речедвигательный аппарат 29
речеобразование 43
речеслуховой анализатор
речь 9-11, 13, 15–20, 22–26, 28–30, 35, 37–39, 43, 46, 48–49, 51–54, 64, 72–73, 101, 103, 108–109, 112–113, 120, 123–124, 126–128, 132–133, 136–137, 140, 142–147, 149–151, 154–158, 171, 176–179, 191–199, 201, 208, 212, 219, 240–241, 249, 259–260, 271, 273, 279, 283, 286–287, 291–294, 310–312, 330–331, 344, 346–349, 367, 369, 373, 376, 383–384, 386, 393, 396, 401, 403–405, 414, 416, 420, 431, 471
ринолалия 102, 153–154, 175, 177, 395–398, 401
ринофония 154
ротацизм 152, 374
С
саливация 21, 156, 268, 283,298
связная речь 197–199, 201,208, 241-242
сегментарный мотонейрон 75
семантика 201
сенсорная алалия 38
сенсорная афазия 43, 49, 64,72
сигматизм 152, 373, 377
синтаксис 110, 201, 227
словарный запас 14, 46, 98,102, 109, 119, 121, 133, 142–144, 179, 210–213, 217, 240, 242, 247, 254, 312, 383, 405
словесная апраксия 43
словообразование 146, 227, 260
слоговая элизия 120
спинальные автоматизмы 85
стертая дизартрия 291, 300
стриатум 73, 350
стриопаллидарная система 73, 310
сурдомутизм 102, 175
Т
таблица Шульте 250
тахилалия 24–25, 38–39,149–150, 175–176, 396
У
ультравысокочастотная терапия 324
ультразвук 36, 325
ультразвуковая терапия 325
Ф
фальцет 139
физиологическая эхолалия фланелеграф 251, 255
флюктуоризация 327
фонация 396
фонетика 19
фонетико-фонематическое развитие 142
франклинизация 356
Х
хитизм 152, 375,
хоботковый рефлекс 100, 185,
хромотерапия 327, 474, 476
Ц
центр Брока 10, 63, 72, 418, 420
центр Вернике 10, 62, 417
центр речевого праксиса 60
Ч
чечевицеобразное ядро 66
Ш
шкала Апгар 180
Э
экспрессивная речь 19, 26,53, 198, 212, 312
экстрапирамидная система 284, 310,
электросон 318
электростимуляция 319, 321
эмбриональная поза 181
эмоциональное общение 190
эмоционально-практическая форма общения 195
эфферентная корковая дизартрия 289
Оглавление
· ЧАСТЬ I . ПОНЯТИЕ О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ
· ГЛАВА 1. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ
· ГЛАВА 2. ИМПРЕССИВНАЯ И ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
· НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ПРИ ПАТОЛОГИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
· МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ
· ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
· ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ, ПРИНИМАЮЩИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В РЕЧЕОБРАЗОВАНИИ
· ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ СЛУХА
· АЛАЛИЯ
· ПОРАЖЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ И ЗАДНЕЙ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИЗВИЛИН
· ПОРАЖЕНИЕ ЛОБНОЙ ДОЛИ
· ПОРАЖЕНИЕ ОБЛАСТИ БРОКА
· ПОРАЖЕНИЕ ТЕМЕННОЙ ДОЛИ
· ПОРАЖЕНИЕ ВИСОЧНОЙ ДОЛИ
· ПОРАЖЕНИЯ ЗАТЫЛОЧНОЙ ДОЛИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
· ПОНЯТИЕ ОБ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
· ГЛАВА 4. ДОЛИ МОЗГА
· ГЛАВА 5. ПОДКОРКОВЫЕ УЗЛЫ (ЯДРА)
· ГЛАВА 6. РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ
· ГЛАВА 7. ТЕСТ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ
· ГЛАВА 8. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА
· НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС
· ЛАБОРАТОРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
· ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
· ДОСЛОВЕСНЫЙ ПЕРИОД
· ПЕРВЫЕ СЛОВА
· ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА
· ОДНОСЛОВНЫЕ И ДВУХСЛОВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕБЕНКА
· ПРОИЗНОШЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
· ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЬЯХ
· ГЛАВА 10. НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
· НАРУШЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: АЛАЛИЯ И АФАЗИЯ
· ЧАСТЬ II . КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ
· ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
· ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
· УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ХАРАКТЕРА ЗАИКАНИЯ
· ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
· ОСМОТР НОВОРОЖДЕННОГО
· СООТНОШЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ И НЕЗРЕЛОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА
· ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
· ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
· ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
· ОБСЛЕДОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ
· МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
· ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ
· ОЦЕНКА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
· ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ
· ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
· ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
· ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧИ
· КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
· МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
· ГЛАВА 4. РЕЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА
· ОБЩИЙ АНАМНЕЗ
· РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
· ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛОГОПЕДА
· КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
· ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
· ГЛАВА 5. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИЙ
· БУЛЬВАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ
· ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ
· ПОДКОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ
· МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ
· КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ
· КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИЙ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
· ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИЙ)
· ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИИ С ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ
· ЧАСТЬ III . КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
· ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ
· СПАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ
· ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ
· ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С УЧЕТОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА
· ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ
· ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ (ПО Н. Е. ХВАТЦОВУ)
· МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
· ГЛАВА 4. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
· ГЛАВА 5. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
· ОСНОВЫ АКУПУНКТУРЫ
· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ДИЗАРТРИИ
· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ПИСЧЕМ СПАЗМЕ
· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ЗАИКАНИИ
· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ЗАБЫВЧИВОСТИ, РАССЕЯННОСТИ, НЕВОЗМОЖНОСТИ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ
· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ РОБОСТИ, ЗАСТЕНЧИВОСТИ, БОЯЗЛИВОСТИ
· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ, НЕПОСЛУШАНИИ, НЕМОТИВИРОВАННОМ УПРЯМСТВЕ
· ЧАСТЬ IV . НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
· ГЛАВА 1. ФИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
· РЕЦЕПТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФИТОТЕРАПЕВТАМИ
· ГЛАВА 2. АРОМАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
· АРОМАКУРИЛЬНИЦА
· ГЛАВА 3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
· УПРАЖНЕНИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЧУВСТВО РИТМА
· ГЛАВА 4. ХРОМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
· ГЛАВА 5. ЛИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
· АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ