Исследование состояния лексики у детей
Логопед исследует способность детей по следующим показателям:
1) начиная с 3-летнего возраста, называть предметы окружающей обстановки;
2) начиная с 4-летнего возраста, называть предмет картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы, времена года;
3) называть действия по предъявленному предмету или картинке: «Доктор что делает?» — ребенок отвечает на вопрос, называя действие. Другой вариант этого приема: сказать, кто как передвигается или издает голос. Например, логопед показывает ребенку картинки с изображениями животных, птиц, предметов, а ребенок называет глагольное слово: щука — плавает, ласточка — летает, кузнечик — прыгает, змея — ползает, собака — лает, медведь — рычит, корова — мычит и т. д.
Детям 6–7 лет логопед предлагает более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом.
Например, показывая ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу, следует задать вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?»
При изучении уровня связной речи важно знать основные этапы довербального и начального вербального развития у детей разного возраста.
В 1 мес. — реакция сосредоточения на речевом общении.
В 2 мес. — улыбка при общении.
В 3 мес. — комплекс оживления при общении с взрослым, гуление.
В 4 мес. — дифференцированность комплекса оживления, смех.
В 5 мес. — дифференциация направления звука, певучее гуление.
В 6 мес. — лепет.
В 7 мес. — готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
В 8 мес. — реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба—ба, ма—ма.
В 9 мес. — общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
В 10 мес. — ситуационное понимание обращенной речи, использование 1—2-х «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
В 11 мес. — использование 3-х «лепетных слов» с соотнесением.
В 12 мес. — использование 3—4-х «лепетных» слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
В 1 г. 3 мес. — словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.
В 1 г. 6 мес. — показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.
В 1 г. 9 мес. — показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас — около 20 слов.
В 2 года — показывает 5 частей тела, словарный запас — 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.
В 2 г. 6 мес. — адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; использует предложение из 2-х слов.
В 3 года — словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3-х и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
ОЦЕНКА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Основные возрастные показатели
В 3–6 мес. прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6—10 мес. понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам «Поцелуй маму. Дай ручку» «Нельзя» и т. п.).
В 10–12 мес. понимает названия отдельных предметов.
В 12–14 мес. показывает их на сюжетных картинках.
В 15–20 мес. узнает их на картинках.
В 20–24 мес. понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «Покажи, кто сидит, кто спит». Выполняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку». Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации — «На чем ты сидишь?»
В 3 года понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее).
В 3–4 года понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы.
Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди в кухню, принеси чашку».
В 4–5 лет выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом «если». Понимает грамматическую форму предложений типа «Картина была нарисована Машей».