Помощь при переходе к веганству

Повышенное образование газов в кишечнике по причине включения в рацион бобовых при переходе на веганский режим питания может свидетельствовать о склонности человека к тайным склокам, скрытой агрессии и зависимости от теневых сторон своей психики.

Все радикальное быстро вызывает в нас страх, при этом «радикально» означает лишь «по направлению к корням» (лат . radix – корень), а это часто является необходимым. Полностью перейти на веганское питание, на самом деле, намного проще и эффективнее, чем на половину. Чем меньше животных продуктов мы потребляем, тем лучше для нашего здоровья и здоровья мира. Кто, например, при голодании оставляет в холодильнике «неприкосновенный запас», тот будет постоянно о нем вспоминать и фазу перехода преодолеет с бо́льшими трудностями. Это же в равной мере можно сказать и о переходе на другой вид питания. Кто делает исключения, тот будет ими пользоваться, а запланированные исключения имеют привычку размножаться. Кроме того, однозначное решение требует несравненно меньше энергии для своего воплощения. Мой практический опыт консультаций показывает, насколько легче дается питание, полностью свободное от животных продуктов, по сравнению со «смешанным хозяйством». Впрочем, мне знакомы некоторые веганцы с многолетним стажем, которые все еще употребляют в умеренных количествах мед, являющийся, в конечном счете, тоже животным продуктом.

Лучше любых исключений было бы – по крайней мере, в начале – выстроить себе золотой мост в страну нового питания при помощи заменителей мяса из сои. Вы можете найти высококачественные соевые продукты в магазинах экологически чистых продуктов или соответствующих интернет-магазинах.

Говоря о том, почему полная перестройка не только проще, но и эффективнее с точки зрения здоровья, следует отдельно сказать о наших собственных кишечных бактериях. Принцип их действия таков: сначала мы кормим их, а затем они кормят нас. К примеру, без участия кишечной микрофлоры не обходится производство витамина К. Если мы решимся сразу и полностью перейти на растительное питание, то кишечные бактерии приспособятся к новому режиму. Это будет способствовать оздоровлению кишечной флоры, что в долгосрочной перспективе проявится в привлекательности и более приятном запахе тела. Строгое соблюдение нового режима питания особенно важно в самом начале, чтобы сильные бактерии быстро перестроились, а старые и слабые, привыкшие к снабжению животным протеином, а с ним и продуктам гниения, были устранены. Конечно, можно перестроиться и медленно: сначала сократить количество мяса, а затем исключить его вовсе, – чем вообще не делать этого.

Опыт веганцев показывает, что работа кишечника полностью перестраивается самое позднее через 6 месяцев после строгого отказа от животных продуктов. Если даже раз в месяц в кишечник поступает что-то гниющее, то бактерии даже не берутся за переваривание этого. Кроме того, при нестрогом соблюдении веганского режима питания отвращения к животным продуктам не возникает, в то время как люди, решившиеся на кардинальную перестройку, испытывают такое отношение к животным продуктам уже через несколько месяцев. Этим объясняется тот факт, что строгие веганцы крайне редко снова возвращаются к старому, тогда как те, кто живет в режиме «длительного лишения», делают это намного чаще и легче. В этом отношении важно строго соблюдать главные принципы, поэтому лучше облегчить переход с помощью заменителей мяса из сои, сейтана и т. д. Даже если я и пытаюсь убедить вас в приятности идеального решения, я понимаю, что практичное решение, занимающее второе или даже третье место, лучше, чем труднодостижимый идеал. То есть лучше есть веганский стейк из сои, который выглядит как настоящий и имеет такой же вкус, но не давать кишечным бактериям новую надежду на настоящие куски трупов.

Если вам удастся на своем опыте познать старую мудрость: «Лучшим врачом во все времена является собственная умеренность человека», – и сократить потребление животных продуктов, то вы сделаете ценный вклад в свое и наше общее спасение. Для тех, кто старается, но терпит неудачу из-за своей слабости, мне бы хотелось в заключение привести высказывание суфийского мистика Руми: «И если ты тысячу раз покидаешь караван, ты всегда можешь снова вернуться».

Симфония мер

Нам давно известно, различные факторы риска имеют тенденцию значительно усиливать друг друга. Но подобным же образом усиливают друг друга и предупреждающие факторы. Исследование «Интерхарт» (Interheart) по теме вероятности инфаркта, опубликованное в 2004 году в известном журнале «Ланцет» (The Lancet), наглядно демонстрирует растущий совокупный эффект факторов риска. 30 000 людей по всему миру были обследованы на предмет девяти факторов риска в отношении инфаркта. При наличии одного фактора как, например, повышенное кровяное давление или курение, вероятность инфаркта повышалась в 2,5 раза. При трех факторах риска она возрастала в 12 раз, при четырех – уже в 42 раза, а при всех девяти – в 330 раз.

Это исследование наглядно показывает, как бессмысленно в любом случае при хронических болезнях заниматься устранением одной-единственной причины. Как правило, всегда имеет место стечение факторов, действовавших на протяжении многих лет, пока компенсационные возможности организма не истощились, что приводит к соответствующей симптоматике. Следовательно, при всех хронических болезнях целесообразно учитывать все многообразие причин и устранять их на уровне образа жизни. Если организм в слабом месте реагирует появлением того или иного симптома, то это, как правило, лишь верхушка айсберга.

К сожалению, еще не существует исследования, сравнимого с «Интерхарт», посвященного мерам, удлиняющим и улучшающим жизнь, но весь мой личный опыт и опыт моих пациентов свидетельствует о том, что в случае с темой полноценного оздоровления дело обстоит так же. Невозможно достичь просветления только через улучшение работы кишечника, но если не обращать внимания на питание, это также будет крайне трудно. Невозможно обойти вниманием психику, как невозможно обойти вниманием и тело. Идеально было бы улучшить ситуацию во всех возможных областях и постепенно свести к минимуму негативные факторы. К примеру, мало смысла в следовании принципам веганского питания, оставаясь и далее заядлым курильщиком.

Трудно себе представить, какие возможности открылись бы перед человечеством, если бы мы все перешли на растительную пищу, избавив себя от вредного животного протеина и гормонов страха убитых животных; если бы мы, вместо мяса, целенаправленно принимали те вещества, которые являются основой гормонов и нейромедиаторов, способствующих духовному росту и радости жизни; если бы мы снова обратились к солнцу и соблюдали необходимые восстановительные паузы в обед и ночью, а также регулярно давали себе физическую нагрузку. Просто симфония целесообразных мер!

А что стало бы возможным, если бы мы в дополнение к этому занялись выполнением своих духовных задач, покончив с прошлым, чтобы наконец жить в настоящем?! Что, если бы мы, следуя принципу «болезни как символа», стали читать свои душевные задачи по картинам своих болезней, принимать их и прорабатывать; если бы мы способствовали своему развитию в духовном плане, предъявляя к себе высокие требования и всерьез воспринимая свои намерения?! А что было бы, если бы мы поняли законы судьбы[153]и распознали бы в них обязательные «правила игры для жизни», если бы мы поняли «принцип тени»[154], интегрировали теневую сторону своей психики и стали применять ее в жизни, чтобы наши слабые места стали ступенями для восхождения к идеалу?! С помощью «принципов жизни»[155]можно исцелять то, что нуждается в исцелении, предотвращать лишнее и воплощать в жизнь свои намерения.

Вывод : разумеется, на пути к веганской жизни есть и ловушки. Но их можно избежать, если фокусировать свое внимание на тех чудесных возможностях, которые предлагает этот образ жизни. Сочетание всех перечисленных мер откроет доступ к спирали развития, идущей вверх. Так мы сможем стать успешными во всех областях жизни, которые важны для нашей эволюции и являются источником нашей радости и счастья.

Еда в радиоактивные времена

Наибольшая радиоактивная угроза исходит, главным образом, от нашей пищи, поскольку первичное облучение атмосферы и воздуха ослабевает в результате того, что радиоактивность выводится при помощи осадков в почву. А вся пища берет свое происхождение, в конечном счете, от земли. Хотя сначала – как в случае Чернобыля – радиоактивному заражению подвергается небо, однако, в конце концов, все попадает в землю. И спустя 25 лет после Чернобыльской катастрофы наша земля настолько заражена, что мясо диких животных, как например кабаны в области Шварцвальд, которые постоянно роются в земле, по-прежнему радиоактивно, и поэтому несъедобно, не говоря уже о мясе северных оленей в Скандинавии.

Но почему же можно снова есть плоды полей, растущие прямо из земли? Животные, как и люди, накапливают радиоактивные элементы в своих тканях. В данном случае радиоактивность также исходит от земли и через растения попадает в ткани. Чем длиннее пищевая цепь, тем выше степень загрязнения пищи, и не только радиоактивными элементами, но и другими вредными веществами. С этой точки зрения, самое худшее – поедать хищников. Но именно это мы и делаем, когда едим рыбу, которая обычно является хищником, как тунец или форель. А если рыбины еще и древние, как многие из тех, что ловятся сегодня, то проблема усугубляется по причине длительного времени накопления. В будущем, после катастрофы на АЭС в Фукусиме, где в море попали невероятные количества радиоактивных частиц, мы больше никогда не сможем безопасно есть японскую и, возможно, любую другую морскую рыбу. Но это, и по другим причинам, не является ни необходимым, ни рациональным, как мы уже успели убедиться.

Спустя месяцы после катастрофы по-прежнему бесконтрольной остается ситуация в Фукусиме, где губительные количества радиации выбрасываются в воздух, воду и землю, а нам следует понимать, что расплавленные топливные стержни в трех реакторах со временем, проев все насквозь, проникнут в почву. Период полураспада у йода короткий, поэтому принятием йода здесь действительно можно предотвратить худший вариант развития событий, в то время как цезий остается радиоактивным десятилетиями, а плутоний, который также попал в окружающую среду в Фукусиме, сохраняет свою радиоактивность в течение тысячелетий.

В Европе есть шанс – если мы не устроим собственную аварию на АЭС – отделаться легким испугом с небольшой долей радиоактивного облучения. После Чернобыля мы убедились, что неповрежденная почва, обрабатываемая по критериям экологически чистого сельского хозяйства, восстанавливается несравненно быстрее, чем почва, обрабатываемая обычными методами. В первом случае радиоактивность снижалась даже быстрее, чем того ожидали эксперты – очевидно, благодаря большему количеству микроорганизмов в этой здоровой, естественной и поэтому полной жизни, земле.

С этой точки зрения, полноценное растительное веганское питание является самым безопасным; однако я рекомендовал бы избегать лесных грибов, поскольку они тоже склонны накапливать радиацию. Таким образом, в случае радиоактивного заражения источником витамина D для веганцев остается только солнце. Об употреблении мяса и молока, а особенно молочной сыворотки, в которой накапливается максимальное количество радиации, не может быть и речи. Впрочем, против них говорят все вышеприведенные факты.

К сожалению, вероятность аварий на АЭС в России, Франции, бывших странах Восточного блока, а также в США и прочих атомных державах присутствует всегда, и эта вероятность отнюдь не мала, поскольку бразды правления принадлежат таким (без)ответственным лицам, которые сознательно идут на риск создания «могильников», подобным Чернобылю и Фукусиме. 20 % атомных электростанций во всем мире находится в сейсмоопасных зонах, и ни одна по-настоящему не защищена от террористических актов. Аварийный отказ компьютерной сети в мировом масштабе, который может быть вызван, к примеру, сильными магнитными бурями на солнце или из-за отключения систем управления и электричества, вероятно, мог бы стать причиной множества «фукусим» по всему миру.

С другой стороны, благодаря высокой жизненной силе и, как следствие, отличному иммунитету, благодаря антиоксидантам и жизненно важным веществам – в данном случае йоду, – у нас есть все шансы противостоять радиации, по крайней мере, относительно легкому уровню.

Наши рекомендации