Горы помета и озера навозной жижи
Но кое-что новое мы все-таки изобрели – например, гигантскую проблему с отходами. Как мы не имеем понятия, куда девать свои атомные, пластиковые и другие специфические отходы, так и современные животноводческие фабрики не знают, что им делать с чудовищными горами помета и озерами навозной жижи, которые они вместе с продуктами питания производят каждый день. Как говорят в Баварии, управляющие таких предприятий «надувают» рядовых граждан и «кладут» на их права, но замученные животные «засерают» людей в полном смысле этого слова. Ответственные за все это «дерьмо» не знают, что с ним делать, или вернее, не имеют никакого плана утилизации, как и управляющие атомными электростанциями. Как и следовало бы ожидать от людей, не имеющих представления об этических нормах, они обычно пытаются нелегально от него избавиться и снова и снова спускают неизмеримые потоки жидкого «дерьма» попросту в реки, вызывая катастрофическое загрязнение окружающей среды, нанося ущерб фауне и флоре и, не в последнюю очередь, местным жителям. Штрафы за это обычно настолько незначительные, что даже их закладывают в смету производственных расходов.
В результате промышленного содержания скота в США сегодня животные производят там в 130 раз больше фекалий, чем население, и это притом, что не существует никакой специально разработанной канализации и никакого плана утилизации этих отходов.
Ямы с жидким навозом размером с футбольное поле, которые постоянно переливаются через край, такие ядовитые, что люди сразу же задыхаются, если падают в них, как, к сожалению, уже неоднократно случалось. Если бы эта жижа не переливалась, то она бы проникала в почву, а следовательно, в грунтовые воды. Все это намного превосходит масштабы навоза, который образуется в фермерском хозяйстве. Но при переходе от фермерского хозяйства к промышленному концерну, который управляет животноводческими фабриками, ориентиром является, как уже много раз подчеркивалось, исключительно прибыль. Крупнейший мясной концерн США «Смитфельд» в течение одного года заплатил штрафы за 7000 нарушений. Они, конечно, рассчитаны так, чтобы дело окупалось. В этом случае нарушения – 20 случаев в день – явно оказываются стратегией фирмы. Если вы думаете, что поведение этого мясного концерна является уникальным американским феноменом, то знайте, что этот концерн тем временем уже зверски бесчинствует в своих филиалах в Германии, Франции, Англии, Италии, Испании, Португалии, Голландии и Бельгии, Польше и Румынии, а также в Мексике и Китае, вместе с горами мяса производя и опасные горы помета и озера жидкого навоза.
Давно известная стратегия промышленных концернов – держать прибыль при себе, а дополнительные затраты перекладывать на общество – зарекомендовала себя и здесь. Давно пора расстроить их планы, но для этого необходимы неподкупные, выступающие за интересы граждан мужественные политики, что трудно себе представить в мире, которым правят деньги. Таким образом, как второй шанс снова остается только революционный подход к собственным привычкам питания и радикальный шаг в сторону здоровья на многих уровнях.
То, что эта «дерьмовая игра», в общем, чревата опасными для здоровья последствиями, показывает опыт пострадавших. Более половины детей, выросших неподалеку от предприятий по откорму свиней, страдают астмой. «В общинах вблизи больших свиноферм люди страдают постоянными кровотечениями из носа, болями в ушах, хроническим поносом и острыми воспалениями дыхательных путей»[122].
Промышленники решать эту проблему не намерены. Ученые тем временем выводят свиней, которые меньше испражняются. Поскольку жидкий навоз из свиноферм, в котором полно фосфатов, азота и нитратов, постоянно попадает в водоемы, где он, помимо прочего, способствует росту водорослей, были выведены генетически модифицированные свиньи, «безопасные для окружающей среды». Ученые из университета Гуелф в Канаде создали такую разновидность при помощи генного коктейля из генов мышей и бактерий, чтобы сократить загрязнение окружающей среды фосфатами на 60 %. Заявление на разрешение фабричного производства этих свиней находится на рассмотрении. Здесь исследования проводятся – по моему мнению – не на том уровне. Вместо этого следовало бы внимательнее отнестись к такому бедственному явлению, как потребление свинины, и прекратить его.