Очевидные факты – долго игнорируемые наукой
Давайте внимательно рассмотрим тему сердечно-сосудистых заболеваний, представляющих угрозу для всех людей, независимо от пола и этнического происхождения. Как нам уже давно известно, сердечные заболевания развиваются в течение всей жизни. У 80 % молодых американских солдат, погибших в войне против Кореи, был обнаружен атеросклероз, первый признак начинающегося сердечного заболевания.
Новейшие исследования показывают, как опасны именно небольшие атеросклеротические отложения, сужающие сосуды меньше, чем наполовину. О том, как медленно и вяло распространяется накопленный научный опыт, не сочетающийся с экономическими интересами, рассказывает эта короткая история. В 1946 году калифорнийский врач Лестер Моррисон доказал, что при умеренном снижении потребления животного жира и белка шансы на выживание у пациентов, переживших сердечный инфаркт, отчетливо повышаются. В 1948 году было начато Фрамингхэмское исследование в маленьком городке недалеко от Бостона, штат Массачусетс. Оно длится уже в четвертом поколении с общим числом участников, превышающим 15 000. В его рамках было опубликовано более 1000 научных работ, которым мы обязаны большей частью наших знаний о заболеваниях сердца. Из Фрамингхэмского исследования стало известно о таких факторах риска, как высокий уровень холестерина, высокое давление, курение, лишний вес и отсутствие физической нагрузки. В те времена вопросу питания внимания еще практически не уделялось. Десять лет спустя, в 1956 году, ученые Лион, Янкли и Гофман смогли доказать, что у пациентов с прогрессирующими сердечными недугами при соблюдении диеты с малым содержанием жира и холестерина смертность снизилась в 4 раза. Исследования такого рода сделали жир и холестерин объектом подозрений и многочисленных споров. Сегодня мы знаем, что вредное влияние этих веществ обусловлено питанием с излишком животного протеина. С помощью протеина, а затем и холестерина организм пытается заделать микроскопические трещины в сосудах, которые образуются из-за стресса и высокого давления и увеличиваются из-за недостатка витамина С. Позже в холестериновые отложения добавляются соли кальция, из-за чего возникает так называемый кальциноз артерий.
Если мы сравним смертность от ишемической болезни сердца в различных странах, то обнаружим, что она тем выше, чем больше в этих странах доля животных продуктов в рационе питания. США возглавляют список по этому показателю – больше 700 человек на 100 000 жителей, Германия отстает больше чем наполовину – 300, Австрия и Швейцария находятся немного ниже. В Японии, где потребление мяса минимально, эта цифра составляет 100 человек. В Папуа – Новой Гвинее, наконец, как показывают различные исследования, эта доля настолько мала, что ее можно не принимать в расчет. Местные горные жители потребляют лишь незначительные количества животного протеина и жира, зато они полагаются на «буа мера» – масло из красного фрукта, которое считается во всей Индонезии «чудодейственным средством», помогающим в том числе от болезней печени и онкологических заболеваний. Я обратил на него внимание на Бали много лет назад из-за его ярко-красного цвета, попробовал сам и с успехом рекомендовал своим пациентам. Однако политический союз ЕС настолько отгорожен от всех «неевропейских» целительных средств, что это масло можно приобрести лишь «окольными путями»[9].
Смелые первопроходцы
В городе Кливленд, штат Огайо, мужественный врач и ученый, доктор Калдвелл Б. Ессельстин, по его собственному признанию, после 11 лет хирургической деятельности потерял всякую веру в успех относительно современных методов лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Он заметил, сколько людей в мире вообще не страдает болезнями сердца и как отчетливо в этом направлении прослеживается связь с питанием.
В своем собственном исследовании, начатом в 1985 году, с помощью диеты на полноценной растительной основе с малым содержанием жира он достиг самых лучших результатов по сравнению с результатами применения фармацевтических препаратов по снижению холестерина. Пациенты должны были отказаться от употребления мяса, рыбы, молочных продуктов, кроме обезжиренного молока и нежирного йогурта, а также от растительных масел. Через 5 лет он исключил и последние молочные продукты. Мотивация его 18 пациентов, бесспорно, поддерживалась как страхом, так и надеждой, поскольку последние 8 лет перед исследованием они уже страдали от тяжелых сердечных недугов, от инфаркта и приступов стенокардии до апоплексии и соответствующих хирургических операций, таких как байпас и пластические операции на сосудах. В начале исследования средний уровень их холестерина составлял 246 мг/дл, а во время исследования – 132 мг/дл, что ниже предписанного традиционной медициной значения 150 мг/дл или даже 200 мг/дл.
Но решаюшим было то, что за 11 лет лишь один-единственный пациент после соблюдения строгой диеты в течение двух лет испытал приступ стенокардии, в то время как за предыдущие восемь лет в его клинической картине наблюдалось в общем 49 отклонений в работе сердечно-сосудистой работы. Этот пациент вернулся к своей диете, и его недомогание сразу же прошло.
Ессельстин смог показать не только то, что заболевания были остановлены, несмотря на преклонный возраст пациентов, но и то, что у 70 % из них на фоне веганской диеты заболевания фактически были устранены. На пациентах, которые согласились на ангиографию – рентгеновский снимок их сосудов, – он показал, как уже закрытые сосуды снова открылись.
Пять пациентов в течение первых двух лет исследования вышли из группы участников, насчитывающей изначально 23 человека, и вернулись к своей обычной американской пище. До 1995 года они испытали в общем 10 тяжелых проблем с сердцем против 0 проблем в группе, которая строго придерживалась предписаний Ессельстина[10]. Здесь впервые в истории западной медицины коронарные болезни сердца были успешно побеждены. За это доктор Ессельстин заслуживает признания и благодарности, так как его исследование не только открыло новые пути, но и спасло больше человеческих жизней, чем другие, преувеличенно расхваленные минимальные достижения фармакологии. Однако он вряд ли получит свое заслуженное признание, поскольку его исследование происходит не из круга научной общины. Последний, кто без деятельности в университете удостоился Нобелевской премии в области точных наук был Альберт Эйнштейн.
Также приведу в пример исследование доктора Дина Орниша, который к 28 пациентам применил терапию, основанную на изменении стиля питания и жизни, а к 20 другим – стандартную программу традиционной медицины. 28 пациентов придерживались нежирной растительной диеты, в которой лишь 10 % от общего числа калорий могли происходить из жиров. При этом пациенты могли есть столько, сколько им хочется, при условии, что это будут фрукты, овощи и зерновые. Продукты животного происхождения, кроме яичного белка и чашки нежирного молока или йогурта в день, были запрещены. Кроме того, пациенты должны были 3 часа в неделю заниматься физической нагрузкой и ежедневно в течение часа работать по различным методам борьбы со стрессом. Дважды в неделю они встречались для беседы.
В течение года исследования жизненная сила пациентов выросла, и их сердечные недомогания заметно сократились. Средний уровень холестерина снизился с 227 мг/дл до 172 мг/дл, а особенно «опасный» LDL-холестерин – с 152 до 95 мг/дл. Чем строже пациенты придерживались рекомендаций, тем более очевидны были улучшения в работе сердечно-сосудистой системы. У 82 % исчезли проблемы с сосудами всего лишь за один год.
У 20 пациентов в контрольной группе с традиционным методом терапии показатели только ухудшились: по-прежнему оставались боли в груди, приступы происходили чаще и были более тяжелыми. В цифрах: в то время как испытательная группа переживала снижение недомоганий на 91 %, в контрольной группе было зафиксировано увеличение таковых на 165 %. Вместо того чтобы сокращаться, блокады артерий в контрольной группе продолжали увеличиваться. Комиссия по этике, если бы действительно хотела соответствовать своим требованиям, при таких результатах должна была бы еще во время исследования прекратить и запретить традиционное медицинское лечение, причем для миллионов пациентов во всем мире. Но, к сожалению, до сих пор комиссии по этике преследуют лишь цель защитить статус-кво медицины, а не пациентов.