ПО ТЕМЕ: “ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ»
Выберите правильные ответы:
1. Основные признаки одышки:
1) кашель, насморк
2) учащение дыхания
3) цианоз носогубного треугольника
4) аускультативно - бронхиальное дыхание
5) участие в дыхании вспомогательной мускулатуры
6) стонущее дыхание, кивательные движения головы в такт
дыхания
7) поверхностное дыхание с респираторными паузами (апноэ)
2. Инспираторная одышка клинически проявляется:
1) затрудненным выдохом
2) затрудненным вдохом
3) втяжением межреберий, подложечного пространства
4) грудная клетка слабо участвует в акте дыхания
5) всеми перечисленными признаками
Выберите правильный ответ:
3. Дыхание с громкими, слышными на расстоянии вдохом и выдохом называется:
1) инспираторной одышкой
2) экспираторной одышкой
3) одышкой смешанного типа
4) стенотическим дыханием
Выберите правильные ответы:
4. Экспираторная одышка клинически проявляется:
1) затрудненным вдохом
2) затрудненным удлиненным выдохом
3) втяжением межреберных и подключичных пространств
4) грудная клетка приподнята кверху и не участвует в акте
дыхания
5) всеми перечисленными признаками
5. Экспираторная одышка наблюдается при:
1) бронхиальной астме
2) бронхите
3) пневмонии
4) плеврите
5) сдавлении крупных бронхов извне
6. Ослабление голосового дрожания отмечается при:
1) пневмонии
2) выпотном плеврите
3) пневмотораксе
4) бронхите
5) опухоли
7. Усиление голосового дрожания отмечается при:
1) бронхите
2) гидротораксе
3) пневмонии
4) пневмотораксе
5) частичном ателектазе
8. Инспираторная одышка наблюдается при:
1) инородном теле в верхних дыхательных путях
2) бронхиальной астме
3) врожденном сужении гортани
4) пневмонии
5) бронхите
Выберите правильный ответ:
9. Коробочный оттенок легочного звука отмечается при:
1) бронхите
2) эмфиземе
3) экссудативном плеврите
4) ателектазе
Выберите правильные ответы:
10. Укорочение перкуторного звука отмечается при:
1) эмфиземе
2) пневмонии
3) полости в легких
4) ателектазе
5) жидкости в плевральной полости
6) пневмосклерозе
Выберите правильный ответ:
11. Тимпанический оттенок перкуторного звука отмечается при:
1) пневмотораксе
2) очаге воспаления в легких
3) ателектазе
4) плеврите
12. При перкуссии легких здорового ребенка тимпанический тон получают:
1) над ключицами
2) под лопатками
3) над сердцем
4) над пространством Траубе
5) над позвонками
Выберите правильные ответы:
13. Укорочение перкуторного тона над легкими отмечается при:
1) инфильтрации и отеке альвеол и межальвеолярных
перегородок
2) ателектазе
3) сухом плеврите
4) эмфиземе
5) кровоизлиянии в легочную ткань
Выберите правильный ответ:
14. Симптом Кораньи определяется:
1) перкуторно у рукоятки грудины
2) перкуторно паравертебрально
3) перкуторно в аксиллярных отделах
4) аускультативно на остистых отростках позвонков
5) перкуторно на остистых отростках позвонков
15. Симптом Филатова определяется:
1) перкуторно паравертебрально
2) перкуторно в области рукоятки грудины
3) перкуторно в подмышечных областях
4) аускультативно на остистых отростках позвонков
6) перкуторно на остистых отростках позвонков
16. При увеличении внутригрудных лимфатических узлов отмечаются следующие симптомы, кроме:
1) симптома чаши Философова
2) симптома Кораньи
3) симптома Аркавина
4) симптома Кернига
5) симптом Филатова
6) симптома д” Эспина
Выберите правильные ответы:
17. Бронхофония у детей наблюдается при:
1) уплотнении легкого
2) ателектазе
3) бронхиальной астме
4) открытом пневмотораксе
5) бронхите
18. Шум трения плевры может наблюдаться при:
1) ателектазе
2) фибринозном воспалении плевры
3) обезвоживании
4) увеличении печени
5) диафрагмальной грыже
19. Ослабленное дыхание над легкими выслушивается при:
1) пневмонии
2) эксудативном плеврите
3) бронхите
4) сухом плеврите
5) у тучных детей
6) ателектазе
20. Дыхательная недостаточность I степени у детей ясельного возраста характеризуется:
1) одышкой в состоянии покоя
2) одышкой при нагрузке
3) тахикардией в состоянии покоя
4) наличием цианоза носогубного треугольника при нагрузке
5) брадикардией
Выберите правильный ответ:
21. Потребность в кислороде на 1 кг массы тела у детей по сравнению со взрослыми:
1) больше
2) меньше
3) такая же
22. Минутный объем дыхания на 1 кг массы тела у детей по сравнению со взрослыми:
1) такой же
2) меньше
3) больше
23. Газообмен в легких у детей в расчете на 1 кг массы тела по сравнению со взрослыми:
1) больше
2) меньше
3) такой же
24. Жизненная емкость легких это:
1) количество воздуха, максимально выдыхаемого после
максимального вдоха
2) максимальный объем воздуха, который можно
дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха
3) максимальный объем воздуха, который можно спокойно
выдохнуть после спокойного вдоха
4) количество воздуха, которое можно выдохнуть при
форсированном выдохе после максимального вдоха
5) максимальное количество воздуха, которое может быть
провентилировано за 1 минуту
Выберите правильные ответы:
25. Жизненная емкость легких включает в себя:
1) дыхательный объем
2) резервный объем выдоха
3) резервный объем вдоха
4) объемную скорость вдоха
5) максимальную вентиляцию
26. Оценка функции внешнего дыхания у детей производится по следующим показателям:
1) минутный объем дыхания
2) жизненная емкость легких
3) максимальная вентиляция легких
4) индекс Тиффно
5) артериально-венозная разница по гемоглобину и
оксигемоглобину
27. Резервный объем вдоха снижается:
1) при обструктивных процессах
2) при рестриктивных процессах
3) при снижении эластичности легких
4) при диффузных поражениях легких
5) в норме - у детей 14 - 15 лет
28. Методом спирографии пользуются для определения:
1) дыхательного объема
2) резервного объема выдоха
3) жизненной емкости легких
4) резервного объема вдоха
5) выделения углекислого газа
29. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности I степени:
1) МОД не изменен
2) МОД повышен
3) ЖЕЛ, РД нормальный
4) объем дыхания несколько снижен
5) дыхательный эквивалент повышен
30. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности II степени характеризуются следующим:
1) МОД увеличивается
2) МОД снижается
3) ЖЕЛ снижена, более чем на 40 %
4) объем дыхания (ОД) и резерв дыхания (РД) снижен до 50 %
и менее нормы
5) дыхательный эквивалент (ДЭ) повышен (снижение
утилизации кислорода в тканях)
31. Дополнить:
Пневмотахометрия - метод, позволяющий судить о состоянии
ЭТАЛОНЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
ПО ТЕМЕ: “ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ”
1. 2, 3, 5, 6, 7
2. 2, 3
3. 4
4. 2, 4
5. 1, 5
6. 2, 3, 5
7. 3, 5
8. 1, 3
9. 2
10. 2, 4, 5, 6
11. 1
12. 4
13. 1, 2, 5
14. 5
15. 2
16. 4
17. 1, 2, 4
18. 2, 3
19. 1, 2, 5, 6
20. 2, 4
21. 1
22. 3
23. 1
24. 1
25. 1, 2, 3
26. 1, 2, 3, 4, 5
27. 1, 2, 3
28. 1, 2, 3, 4, 5
29. 2, 4
30. 2, 4
31. бронхиальной проводимости
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ:
“ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИТЕМА У ДЕТЕЙ”
Решите клинические задачи:
ЗАДАЧА № 1
Саша А. 10 месяцев доставлен в стационар “скорой помощью” в связи с повышением температуры до 37,80 С и затрудненным дыханием. Заболел 3 дня назад: появился насморк, сухой кашель. После применения медового компресса на грудную клетку состояние ребенка ухудшилось: усилился кашель, мальчик стал тяжело дышать, температура повысилась до 37,50 С.
Ребенок от первой беременности, 1 срочных родов, родился с массой 3200,0 кг, длиной тела 51 см. Находился на естетвенном вскармливании до 2 месяцев, затем на искусственном из-за гипогалактии у матери. При приеме в пищу желтка и лимонного сока у мальчика отмечается папулезная зудящая сыпь на коже. Отец ребенка страдает поллинозом, бабушка по линии матери - бронхиальной астмой.
При поступлении в стационар состояние ребенка ближе к тяжелому: лихорадит, вялый, кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника, ЧД - 52 в 1 минуту. Беспокоит частый надсадный кашель, зев ярко гиперемирован, из носа слизистое отделяемое.
Отмечается втяжение межреберий, покачивание головой при дыхании. Над легкими перкуторно легочный звук с коробочным оттенком, аускультативно жесткое дыхание, сухие свистящие и влажные хрипы с обеих сторон, выдох затруднен и удлинен. Тоны сердца ритмичные, средней громкости, ЧСС - 146 в минуту. Живот мягкий, печень на 2,0 см выступает из-под реберной дуги.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни ребенка.
2. Оцените ЧСС и АД.
3. Укажите систему поражения.
4. Выделите основные синдромы поражения.
ЗАДАЧА № 2
Мать Ани Д. 7 лет, обратилась к врачу с жалобами на кашель, насморк, повышение температуры до 38 - 38,50 С у девочки. Ребенок болел в течение 7 дней, появился насморк, сухой кашель, першение в горле, субфебрильная температура (37,40 С - 37,50 С), недомогание. Лечились тепловыми процедурами, отваром трав, кашель стал более влажным, глубоким, но последние 3 дня девочка лихорадила до 38,60 С - 390 С.
При осмотре врачом выявлено: кожные покровы умеренно бледные, из носа слизистое отделяемое, зев гиперемирован, миндалины рыхлые, налетов нет. ЧД - 30 мин. Над легкими перкуторно легочный звук, справа ниже угла лопатки укорочение легочного звука. Аускультативно здесь же крепитация. Тоны сердца ритмичные, громкие, ЧСС 100 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень у края реберной дуги.
Вопросы:
1. Оцените ЧД и ЧСС.
2. Укажите систему поражения.
3. Выделите основные синдромы поражения.
4. Какое заболевание можно предположить?
5. Какие дополнительные методы исследования целесообразно провести для подтверждения Вашего предположения ?
ЗАДАЧА № 3
Витя Н. 7 месяцев доставлен в стационар “скорой помощью” в связи с затруднением дыхания, повышением температуры до 380 С, с грубым сухим кашлем. Болел 3 дня. Появилась осиплость голоса, насморк, лающий кашель, затем затруднение дыхания, которое последние 4 часа нарастает.
Объективно: мальчик бледный, беспокойный, дыхание шумное. Цианоз носогубного треугольника, ЧД - 48 в минуту, отмечается втяжение подложечной области, межреберий при дыхании, затруднен вдох. В зеве умеренная гиперемия. Над легкими перкуторно легочный звук, аускультативно - жесткое дыхание, хрипов нет. Сердечные тоны ритмичные, громкие, ЧСС - 136 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень на 2,5 см выступает из-под реберной дуги. Стул однократно кашицеобразный.
Вопросы:
1. Выделите синдромы поражения.
2. О каком заболевании можно подумать?
ЗАДАЧА № 4
Саша А. 7 месяцев. Заболел остро. Заболевание началось после переохлаждения с появления кашля, насморка, повышения температуры
до 37,50 С, недомогания. У мальчика отмечалось снижение аппетита, беспокойный сон. Дыхание с частотой 36 в минуту при кормлении и плаче увеличивается до 42 в минуту, появляется цианоз носогубного треугольника.
При объективном обследовании: зев гиперемирован, миндалины разрыхлены. Перкуторно - над легкими “легочный” звук, при аускультации - дыхание жесткое, влажные разнокалиберные хрипы с обеих сторон. Тоны сердца средней громкости, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличена, стул и мочеиспускание не нарушены.
Вопросы:
1. Поражение какой системы имеет место у ребенка?
2. Выделите синдромы поражения.
3. Какое заболевание можно предположить ?
4. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?
ЗАДАЧА № 5
Ребенок Виталий К. 3-х лет, заболел неделю назад, когда появились сухой кашель и насморк.Мать лечила ребенка тепловыми процедурами, но без положительного эффекта: кашель усилился, стал более влажным, присоединилось повышение температуры до 37,80 С, ухудшился аппетит. Был вызван участковый врач, который выявил у ребенка следующее: зев ярко гиперемирован, миндалины рыхлые, налетов нет. Носовое дыхание затруднено из-за слизисто-гнойных выделений. Частота дыхания - 27 - 28 в минуту, грудная клетка равномерно участвует в дыхании, втяжений межреберий нет. Над легкими перкуторно легочный звук. При аускультации жесткое дыхание, сухие и рассеянные влажные крупно-пузырчатые хрипы с обеих сторон. Тоны сердца ритмичные, громкие, отчетливые. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Печень + 2 см из-под реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Мочеиспускание свободное. Стул 1 раз в сутки, оформленный.
В анамнезе: ребенок от II беременности, протекавшей с токсикозом I половины (тошнота, рвота), угрозой прерывания во II половине. Родился на сроке 36 недель, с массой 2900,0, длиной 49 см, на 7 баллов по шкале Апгар. К груди приложен на 3 сутки. Естественное вскармливание до 2 мес.
Перенесенные заболевания: ОРВИ - 3 - 4 раза в год, ветряная оспа, отит.
Наследственность: у матери хронический тонзилит.
Вопросы:
1. Сделайте заключение по анамнезу жизни с выделением факторов риска.
2. Выделите основные синдромы поражения.
3. Поражение какой системы имеется у ребенка?
4. Какие дополнительные методы исследования Вы можете предложить для подтверждения поражения данной системы?
ЗАДАЧА № 6
УКАЖИТЕ СОСТАВ ПЛЕВРАЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ:
1) гидротораксе (транссудат)
2) серозном плеврите (экссудат серозный)
3) гнойном плеврите или эмпиеме плевры (экссудат гнойный)
Варианты ответа:
а б в |
Цвет, консистенция желтый, светло- бесцветная
густая желтый слегка опа-
лесцирует
Удельный вес 1035 1022 1012
Белок 40 г/л 35 г/л 10 г/л
Реакция Ривальта на муцин
(помутнение при добавле-
нии уксусной кислоты) полож. полож. отрицат.
Цитоз:
лейкоциты сплошь в поле зрения больш. кол-во единичные
лимфоциты - + +
нейтрофилы + - -
Окраска по Граму + отрицат. отрицат.
Бакпосев + отрицат. отрицат.
ЭТАЛОНЫ К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ ПО ТЕМЕ:
“ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ”
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 1
1. Анамнез жизни неблагоприятный, факторы “риска”: раннее
искусственное вскармливание, пищевая аллергия,
наследственная отягощенность по аллергическим заболеваниям.
2. Тахикардия, тахипноэ Д = 52 = 1 : 2,8 - признак одышки
Р 146
3. Поражена дыхательная система.
4. Синдромы: респираторный, интоксикации, бронхообструктивный, ДН II степени.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 2
1. Тахикардия, тахипноэ Д = 30 = 1 : 3,5 - признак одышки
Р 100
2. Дыхательная система.
3. Синдромы поражения: респираторный, интоксикации, бронхолегочный.
4. Можно предположить пневмонию.
5. - R - логическое исследование грудной клетки
- клинический анализ крови
- посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 3
1. Респираторный, интоксикации, дыхательная недостаточность II степени (ДН II степени).
2. Подсвязочный ларингит (ложный круп).
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 4
1. Поражена дыхательная система.
2. Синдромы поражения: респираторный, интоксикации,
бронхолегочный, ДН I степени.
3. Можно предположить острый бронхит.
4. - R - логическое исследование грудной клетки
- посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам
- клинический анализ крови.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 5
1. Анамнез неблагоприятный, т.к. имеются факторы риска:
- токсикоз во время беременности у матери
- угроза прерывания беременности
- недоношенность
- легкая асфиксия у ребенка при рождении
- позднее прикладывание к груди
- раннее искусственное вскармливание.
2. Синдромы поражения: респираторный, интоксикации,
бронхолегочный.
3. Поражение дыхательной системы.
4. Дополнительные методы исследования:
- R - графия грудной клетки
- посев мокроты на флору и чувствительность к
антибиотикам
- клинический анализ крови
- консультация ЛОР-врача.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 6
1 - в, 2 - б, 3 - а