Специальность 31.05.01 Лечебное дело

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России)

Кафедра философии и истории

БИОЭТИКА

Методические указания по самостоятельной работе

студентов очного отделения

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

ТЮМЕНЬ – 2016

Рекомендации утверждены кафедрой

Философии и истории

Одобрены центральным координационным

Методическим советом

Автор: кандидат фармацевтических наук, доцент О.Н.Мальцева

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент М.К.Бросалина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания разработаны на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 31.05.01 (060101) «Лечебное дело» (2015 г.).

В методических указаниях отражён процесс возникновения, эволюции и современного состояния биоэтики. Это быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. В 1996 году Советом Европы была принята Конвенция « О правах человека в биомедицине». Положения биоэтики приобрели силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Россию. С 2000 года биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дисциплина в высших и средних медицинских учебных заведениях страны.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области биомедицинской этики отрицательно сказывалось на имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества, ставила их в невыгодное положение по отношению к зарубежным коллегам (например, при разработке совместных программ научного сотрудничества), не способствовало конвертируемости дипломов.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. Формирование гуманистического мировоззрения студентов

2. Воспитание чувства гражданской ответственности.

3. Повышение уровня нравственно-правовой и профессиональной культуры будущих врачей.

4. Выработка критериев для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, формирование у студента представления о специфике биоэтики, как философии и науки выживания человечества.

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ:

1. Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права.

2. Сформировать у студентов умение анализировать сложные нравственные ситуации в современной медицинской практике.

3. Сформировать представление о методах и способах урегулирования, разрешения и предупреждения этических конфликтов, научить регулировать и разрешать этические конфликты.

4. Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры обучения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважения прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации.

5. Воспитывать студентов в духе социально-правовой, нравственной и
профессиональной ответственности

6. Помочь студентам лучше понять моральные ценности, как профессиональные и личные, так и ценности своих пациентов.

7. Ознакомить студентов с этико-правовыми актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой системы.

Тема 2. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной медицине. Возникновение этики. Этика как наука о добре и зле, о морали. Значение этики.

Теоретические вопросы к семинарскому занятию

1. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р.Поттера и его эволюция в современной медицине.

2. Исторические аспекты формирования биомедицинской этики

3 История возникновения биоэтики.

4. Этика как наука о добре и зле, о морали.

Тема 12. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи: обследования, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений.

Теоретические вопросы семинарского занятия.

1. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами.

2. Общение врача с пациентом на различных стадиях: обследования, лечения, осуществления медицинского вмешательства, реабилитационных и профилактических назначениях:

а).особенности общения с пациентом при выполнении медицинских манипуляций.

б). Способы снижения тревоги у пациента.

в). Особенности проведения болезненных манипуляций.

3. Эмоции пациента. Способы регуляции эмоций.

4.Стиль отношений врача и пациента – сотрудничество (главные компоненты: поддержка, понимание, уважение, сочувствие)

5. Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

Ключевые понятия: пациент, медицинская организация, психологический контакт, эмоции, конфликт, эмпатия, коммуникабельность, наблюдательность, аффект, страх, гнев, медицинская деонтология, профессиональный долг, честь и достоинство врача, патерналистская и автономная модели отношения врач – пациент, права пациента, врачебные ошибки, ятрогении, право врача на риск.

Темы докладов:

1.Профессиональный долг, честь и достоинство врача как основные понятия деонтологии.

2.Нравственные качества врача.

3.Патернализм и автономия в современной медицине.
4.Слово врача как лечебный фактор.

Темы рефератов:
1.Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи

2.Морально-психологические особенности общения врача с больным ребенком.
3.Морально-психологические особенности общения врача с родственниками пациента.
4.Профессиональная солидарность и наставничество в медицине.
5.Конфликтные ситуации в медицинском коллективе и способы их разрешения.
6.Врачебные ошибки в деятельности медицинских работников.
7.Этические аспекты психоятрогений.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем заключается сущность и содержание современной медицинской деонтологии?
2.Определите понятие «профессиональный долг врача». В чем он состоит?
3.Определите понятия «честь» и «достоинство»? В чем заключается честь и достоинство врача?

4. Сотрудничество может являться стилем взаимоотношения врача и пациента?

5. Является ли сочувствие ключом к установлению сотрудничества между врачом и больным?

6. Может ли стать взаимодействие между врачом и пациентом в ходе оказания медицинской помощи одним из главных компонентов успеха?

7. Можно ли считать, что самое популярное лекарство – сам врач, а если взглянуть на это глазами больного, то личность врача – самое мощное из всех плацебо” ?

8. В чем суть ятрогенных заболеваний? По каким основаниям их можно классифицировать?
9.Что такое врачебный риск? Имеет ли врач право на риск?

Тесты:

1. Ведущая роль в утверждении этико-деонтологических принципов поведения и учёте индивидуальных особенностей пациента принадлежит:

а). врачу, который проводит полное обследование пациента, ставит диагноз, назначает лечение, следит за динамикой патологического процесса;

б). медицинской сестре, которая оказывает медицинскую помощь;

в). родственникам пациента.

2.Укажите правильный ответ. При общении с пациентом и выполнении медицинских манипуляций врач обязан соблюдать:

а). этико-деонтологические нормы и принципы поведения;

б). создавать общий доброжелательный настрой;

в).проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам;

г). создать обстановку доверия между врачом и пациентом;

д).способствовать повышению авторитета врача и медицинской организации

е). верно все.

3. Чаще всего пациенты боятся обращаться в медицинскую организацию по причине:

а).грозящей опасности их целостности организма;

б).напоминаний о переживаниях, которые он уже когда-то прожил;

в).будет переживать, в итоге не идет в МО, не обследуется;

г). ранее был перенесен пациентом страх за свою жизнь;

д). не желание знать диагноз;

е). причинения вреда здоровью из-за непрофессионализма врача;

ж).все верно.

4. Отметьте неверный ответ. Коммуникация лежит в основе гуманистической медицинской помощи и для того, чтобы понимать пациента и общаться с ним, требуются уважение и вера в:

а). значимость, ценность, уникальность, доброту и силу этого человека

б). его способность самому руководить своими действиями;

в). признание его права на это;

г). беспрекословное подчинение врачу.

5. Укажите правильный(ые) ответ(ы). Психологический контакт означает встречу одной личности с другой, а чтобы психологический контакт состоялся необходимо применять ряд психологических технологий:

а). понимающее общение;

б). отношение к пациенту (оценивается как «нравиться- не нравиться»);

в). искусство выслушать пациента;

г). пространственная организация общения;

д). эмпатия (на какое-то время войти в мир другого);

е).самовыражение (психологический контакт -предполагает равноправие психологических позиций);

ж).верно все.

Обязательная литература.

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб.пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - 400 С.

Дополнительная литература:

1.Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.: Медицина,

1990.

2.Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве.- М., 1995. – 262

3.Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В.История отечественной педиатрии. -

СПБ, 1998. - 168 Седова Н.Н., Эртель Л.А. Право и этика в педиатрии:

проблема информированного согласия. - М., 2004 - 13,7 п.л.

4.Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины, М., ГЭОТАР-Медиа,

2010.

5.Шамсиев С. Ш., Еренков В. А. Медицинская этика в педиатрии. – М.

2008. – 184

Тема 13. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей.

Теоретические вопросы к семинарскому занятию.

1. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.

2. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике.
3.Проблемы биоэтики в свете христианской морали. Христианские ценности в медицине.

4.Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей.

5. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей.


Ключевые понятия:нравственная культура, профессиональная ответственность, медицина, традиционные ценности, нравственные качества, медицинское образование, учение о личности, человек как образ Божий, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, духовное совершенство, свобода и достоинство человека.

Темы докладов:

1.Медицина и мораль.

2.Нравственность и профессионализм в современной медицине.
3.Современная картина мира и христианское мировоззрение.

4.Человек и его право на жизнь.
4.Христианская культура смерти.
5.Понятие здоровья и болезни в религиозных культурах.
6.Единство оснований медицинского образования, медицинской практики, медицинской специальности.

Темы рефератов:

1.Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей.

2.Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.

3. Здоровье личности и народа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите моральные качества врача-профессионала.

2. Какова цель медицинского знания и медицинской деятельности?

3. Каковы последствия разделения морали и медицины?

4. В чем заключается единство духовного и телесного врачевания?

5. Каковы особенности концепции христианской биоэтики в католицизме?

6. В чем заключается учение о человеческой личности в Православии?

7. Раскройте смысл и содержание принципа святости человеческой личности.

Тесты:

Тема 15. Врачебная и медицинская тайна. Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации. История проблемы. «Патернализм» и «информированное согласие». Нравственная и правовая ответственность.

Теоретические вопросы к семинарскому занятию.

1. Этико-правовые аспекты соблюдения врачебной и медицинской тайны.

2. Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации.

3. История проблемы. «Патернализм» и «информированное согласие».

4.Ответственность медицинского работника при несоблюдении правила конфиденциальности.

5. Нравственная и правовая ответственность врача перед пациентом.

6. Нравственная ответственность медицинских работников. Уголовная (юридическая) ответственность медицинских работников за медицинские ошибки (УК РФ, ГК РФ).

7. Классификация причин врачебных ошибок и основные принципы их предупреждения .

8.Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

Ключевые понятия:врачебная тайна, конфиденциальность, патернализм, медицинская тайна, законные представители, автономия личности, компетентность пациента, информированное согласие, врачебные ошибки, диагностические ошибки, организационные ошибки, ятрогения.

Темы докладов:

1. Права пациента и врачебная тайна.

2. Врачебные ошибки в условиях юридической ответственности медицинских работников.

3. Медико-правовые аспекты надлежащего оказания медицинской помощи.

4. Проблемы ятрогении в современной медицине.

Темы рефератов:

1. Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации.

2.Профессиональный долг, честь и достоинство врача как основные понятия деонтологии.
3. Патернализм и автономия в современной медицине.
4. Слово врача как лечебный фактор.

Вопросы для самоконтроля:

1. Имеют ли право родственники пациента знать диагноз? Если «да», то в каких случаях?

2. Имеет ли право пациент отказаться от информации о поставленном диагнозе и предстоящем лечении?

3. Что предполагает «патернализм»: самостоятельность в принятии решения или выполнение указаний врача?

4. В чем различие «патернализма» и «антипатернализма?

5. Возможно ли не допускать врачебных ошибок?

6. Какие организационные мероприятия необходимо применить врачу для предотвращения врачебных ошибок?

7.Как на ваш взгляд решаются проблемы связанные с материальной ответственностью врача за физические и нравственные страдания пациента?

2. Какие организационные мероприятия по предупреждению врачебных ошибок можно применить?

3. Можно ли на сегодняшний день клятву врача называть клятвой Гиппократа?

Тесты:

1. Врачебная тайна – это принцип:

1) автономии личности

2) компетентности пациента

3) информированного согласия

4) конфиденциальности

2.Патернализм –

1).система, принципы и практика государственного управления, построенная по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье

2).на государственном уровне означает, что все общество представляется как семья, главой которой (отцом) является государство

3).особенности социальных взаимоотношений и взаимодействий на производстве

4)покровительство, опека и руководящая роль старшего по отношению к младшим, подопечным, а также подчинение, уважение и благодарность младших по отношению к старшим

5). Верно все

3. Врачебную тайну составляют:

1). сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении

2) особенности взаимодействия врача и пациента

3).конфликты между врачом и медицинской сестрой.

4. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну:

1).должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе

2) родителям

3).другим гражданам

4).верно все.

5. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1).в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю

2).при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3).по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательство

4).в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему

5).верно все.

6.Сведения, составляющие врачебную тайну

1).могут быть разглашены врачом без каких-либо условий

2).не могут быть разглашены ни при каких условиях

3).могут быть разглашены врачом при определенных условиях.

Обязательная литература:

1.Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб.пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - 400 С.

2. Яровинский М.Я. Лекции по медицинской этике (биоэтике). - М. – 2006. - 448 С.

Дополнительная литература:

1.Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.

2.Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.

3.Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика». Т.1-2, М., 2001.

4. Уильям Джон Р. Руководство по медицинской этике. М., 2006.

5.. Шамсиев С. Ш., Еренков В. А. Медицинская этика в педиатрии. – М.

2008. – 184 с.

Тема 17. Моральные права пациентов и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в современной медицине. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов

Теоретические вопросы к семинарскому занятию.

1.Основные формы регулирования медицинской деятельности - мораль и право. Личность в ситуации нравственного выбора. Моральные нормы и правила. Проблема соотношения цели и средств человеческой деятельности. Проблема свободы воли, совести, выбора, творчества. Потребности и способности, ценности и оценки. Поступок, поведение, конфликт, преступление.

2. Роль права в формировании личности. “Естественные права” (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой). Парадигмы права и правосудия (карательное и охранительное право).

3. Основные права пациентов. Права и обязанности врачей. “Конституция Российской Федерации” (1993г.), “Гражданский Кодекс Российской Федерации” (1996г.), «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ФЗ № 323.

4. Модели взаимоотношения врача и пациента. Традиционная патерналистская модель врачевания и антипатернализм. Новые модели взаимоотношений врача и пациента: модель технического типа, модель сакрального типа, модель коллегиального типа, модель контрактного типа (по Р.Витчу).

Ключевые понятия: этикет, свобода, право, обычай, поступок, поведение, конфликт, карательное право, охранительное право, медицинское право, нормативные акты, врачебные ошибки, информированность, компетентность, правоспособность, автономия пациента, врачебная тайна, патернализм, антипатернализм.


Темы докладов:

1. Роль «Нюрнбергского кодекса» (1947) в процессе выработки нормативно-правовых актов в области биомедицины.
2. Структура ФЗ № 323 « Об Основах охраны здоровья граждан РФ» и его основные положения.

3. Антипатернализм и его аргументы.

4. Врачебные ошибки - «добросовестное заблуждение» или преступление?

5. Доктор у постели больного: врач или биотехнолог?
6. К.Ясперс о преступной государственности как феномене XX века.
7. Границы противоположности нравственного поступка и уголовного преступления

8.Обычаи и мораль в современной медицине

Темы рефератов:

1. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

2. Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997).
3. Информированное согласие: от процедуры к доктрине.
4. Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.

5. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

6. Биомедицинская этика и медицинское право: проблемы взаимоотношения.

7. Четыре (патерналистская, информационная, совещательная, интепретационная) модели взаимоотношения врача и пациента по Е.Эсмануэль и Л. Эсмануэль (США).

8. Диалектика “естественного”: ”естественная мораль” (Библейский Декалог) и естественные права” (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой).

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.

2. Раскройте смысл понятия: «информированное согласие». В каких правовых документах и этических кодексах используется это понятие?

3. В чем заключается логическая некорректность термина «святая ложь»?

4. Назовите основные этапы, которые проходит лекарственный препарат от его создания до клинического применения.

5. Каковы функции этического комитета?
6. Раскройте применительно к рандомизированным клиническим испытаниям лекарств смысл таких понятий, как: «независимая оценка результатов исследования», «двойное плацебо-контролируемое исследование», «возможный риск», «альтернативное лечение».
7. В каких случаях врач может нарушить врачебную тайну?
8. С какого возраста наступает дееспособность гражданина РФ в области здравоохранения?
9. Каковы причины современного антипатерналистского движения?
10.Каковы три основные стандарта определения компетентности пациента?
11.В чем различие процедурного и морального содержания правила информированного согласия?
12.Раскройте структуру правила информированного согласия:
а). что такое компетентный пациент?
б). при каких условиях можно признать согласие больного - информированным?
в). каковы факторы, определяющие добровольность согласия?

13. Как на ваш взгляд решаются проблемы связанные с материальной ответственностью врача за физические и нравственные страдания пациента?

14. Какие организационные мероприятия по предупреждению врачебных ошибок можно применить?

Тесты:

1. Пациент имеет право на:

1). допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав

2). допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации

3). верно все.

2. Кем был внесен определенный вклад в развитие взглядов Гиппократа на Природу и содержание нравственной ответственности медиков :

1). Парацельс. «Теория врача - это опыт» учил Парацельс

2). Платон. Искусство врачевания, нравственная ответственность врачей в утопических представлениях Платона об «идеальном государстве» должны были выражаться в заботе о гражданах полноценных как в отношении тела, так и души, а кто не таков... тем врачи предоставляли вымирать или же сами их умерщвляли.

3). Гиппократ. Дал характеристику нравственно-психологического облика врача.

3. Гиппократ дал характеристику нравственно-психологического облика врача. Укажите правильный ответ.

1). «пусть врач будет по своему праву человеком прекрасным и добрым и как таковой, значительным человеколюбивым..

2). пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но к суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию...

3). он должен быть справедливым при всех обстоятельствах»

4). верно все.

4.Этикет - это форма поведения, означающая

1).признание значения особых правил поведения для профессионала

2).обычай

3).внешнее соблюдение приличий

4).способность человека к социальной адаптации.

5.Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента

1).одна из лучших моделей

2).устарела и требует незамедлительной замены

3).долго сохранится в практике врачевания

4).уйдет в историю в ближайшее время.

6.Патерналистская модель- это

1).современная модель взаимоотношения врача и пациента

2).используется с глубокой древности до настоящего времени

3).сложилась в XIX столетии

4).модель давно ушла в историю.

7. Рекомендуемая модель взаимоотношений врача и пациента

1).патерналистская

2).коллегиальная (информированного согласия)

3).инженерная

4).контрактная.

8. Понятие “право” включает все перечисленные смыслы, кроме того, что это:

1). элемент системы государственной власти

2). форма принуждения и наказания человека человеком

3). явление социальной солидарности и связности человека с человеком

4).“духовно воспитанная воля”

5). совокупность законов государства, относящихся к какой-либо форме деятельности (например, медицинское право)

6). наука законоведения

7). индивидуальная воля карать и наказывать людей.

9. Этикет - это форма поведения, означающая:

1). признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях

2). обычай

3). особая условная вежливость

4). наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

5). способность человека к социальной адаптации

6). признание значения социальной субординации.

10. Дисциплина, изучающая моральные, правовые, социальные, экологические, биологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, производстве, регистрации, сбыте и использовании ЛП, а также при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг, это :

1). фармацевтическая помощь

2). фармацевтическая биоэтика

3). фармацевтическая деонтология

4). медицинская биоэтика

5). биоэтика.

Обязательная литература.

1.Уильям Джон Р. Руководство по медицинской этике. М., 2006.

2.Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб.пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - 400 С.

3. Яровинский М.Я. Лекции по медицинской этике (биоэтике). - М. – 2006. - 448

Дополнительная литература:
1. Силуянова И. В. Биоэтика России: ценности и законы. М., 2001, с. 10 – 15, 155 –161, 174 – 192.
2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М., 1998, с. 76- 94, 159 – 196, 358 – 378.

3. Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., 1997, с. 207 – 223.

4. Стеценко С. Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М., 2002.

5. В. И. Шамшурин, В. Э. Танковский. Врач и пациент: социально-правовые взаимоотношения. Нормативные документы. Вопросы и ответы. М., 1999.

6. Биоэтика: реальность жизни. Человек и его образ в современной медицине и философской антропологии. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 47 –51.

7. Православие и проблемы биоэтики. Под общ. ред. проф. И. В. Силуяновой. М., 2001, с. 74 –106.

8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ГлаваXII. Биоэтика./ Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000, № 8, с. 73-83.
9. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
/Вопросы философии, №3, 1994.
10. Эсмануэль Е., Эсмануэль Л. Четыре модели взаимоотношений врача и больного./ ЖАМА, октябрь, 1992.

11.Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сб. материалов конференции. М., 1994

12.Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму./ Вопросы философии, №3, 1994.

13.Карсон Р. Становление диалога между доктором и пациентом./Вестник МГУ.Серия 7, философия. №5, 1998.

Тексты НД для обсуждения:

1. Конституция Российской Федерации ( 1993г.)

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации ( 26.01.96г., 14-ФЗ)
3. Об основах охраны здоровья граждан РФ ( 21.11.2011г., № 323)

4. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" .

5. Закон РФ «Об обращении лекарственных средств» (№ 61-ФЗ)
6. Приказ МЗ РФ «О порядке принятия решения о проведении клинических исследований лекарственных средств» № 103 (24.03.2000г.)
7. Отраслевой стандарт ОСТ-42-511-99, «Правила проведения качественных клинических испытаний».

Словарь терминов

Автономная модельвзаимоотношений врача и пациента – исходит из принципа автономности пациента, уважения автономии личности и стремления к обеспечению блага пациента.

Автономность (от греч. autonomia: autos – сам и nomos – закон) – принцип медицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом.

Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, цель которого исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого. Важнейшими вопросами А. являются: что есть благо, место ценности в структуре бытия – предметной реальности, ее значимость для субъекта и общества.

Альтруизм (от лат. alter – другой) – самоотверженное, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Апатия(от греч. apatheia – бесчувственность) – термин античной этики, означающий бесстрастие, безмятежность, умение властвовать над собой. Атараксия (от греч. ataraxia – невозмутимость) – термин античной этики, означающий состояние душевного покоя, безмятежность, невосприимчивость души к аффектам, перенос внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и предпочтение разума чувствам.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ужас, отчаяние, ярость и т.п.), сопровождающееся криком, плачем, резкими выразительными движениями; может нарушать нормальное течение восприятия, мышления, вызывать помрачение сознания вплоть до патологической формы.

Бессмертие – термин, означающий веру в нескончаемость человеческого существования, особенно души человека. В человеческой культуре выделяются следующие концепции Б.: 1) Б. как приобщение к миру вечных идей – эйдетическая концепция (от греч. eidos – идея, образ, существующие отдельно от единичных вещей); 2) Б. как воскресение и причастие к благодати Святого Духа – христианская концепция (исходит из смертности человека, воплощающего единство тела и духа); 3) Б. первоначал человеческой природы (атомов, генетического кода и др.) и бренность (смертность) человеческого существования – натуралистическая концепция; 4) Б. как сохранение достижений человеческой личности в памяти человечества – социокультурная концепция.

Бессознательное – совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, неосознаваемых им, или состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания. В XX в. наиболее полно учение о Б. разрабатывается в рамках психоаналитической концепции З. Фрейда. По Фрейду, Б. – основная и наиболее содержательная система психики человека, регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные мотивы, импульсы, влечения, желания, установки, комплексы, характеризующиеся неосознанностью и асоциальностью.

Биомедицинская этика (БМЭ) – этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов – медиков и биологов в особенности – к человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого человека.

Бионика– прикладная наука о применении в технических устройствах и системах (в частности, в системах искусственного интеллекта) принципов, свойств, функций и структур живой природы.

Биополитика– учение о целостной системе теоретических разработок и практических мер по обеспечению сохранения жизни и ее разнообразия на Земле; обозначает также использование биологических подходов, методов и данных в политике и политологических исследованиях.

Биоразнообразие– совокупность всех видов и форм живого, взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых друг другу, что обусловливает требование бережного отношения к нему и заботу человека о его сохранении.

Биосфера (от греч. bios – жизнь, sphairе – шар) – оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с ними.

Биофилософия – междисциплинарное направление, ориентированное на изучение онтологических, гносеологических, методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем бытия через призму исследования феномена жизни.

Биоэтика (bioethiks – англ.) – междисциплинарное направление, ориентирующееся на изучение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практики. Высшей моральной ценностью в биоэтике выступает нравственно-понимающее отношение к Жизни и любому Живому, в частности забота о правах биоса.

Биоэтическая ситуация – нестандартная ситуация в медицине, возникающая в связи с новейшими достижениями биомедицинской науки, практики и биотехнологий (в области генной инженерии, клонирования, трансплантологии, психиатрии и т.д.) и требующая этического вмешательства, экспертизы или контроля.

Благоговение перед жизнью – принцип гуманистической этики, требующий от личности индивидуального выбора на основе формулы А. Швейцера: «Я – жизнь, которая хочет жить… среди жизни, которая хочет жить», согласно которой следует «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь»

Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, выражающееся физиологическими и структурными изменениями, возникающими под влиянием чрезвычайных (для данного организма) раздражителей внутренней и внешней среды. Б. характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности. Задачей медицины является лечение Б., которое состоит в воздействии лечебными факторами или на причины, или на механизм ее развития, а также в мобилизации защитных сил организма.

Боль– своеобразное психофизиологическое состояние человека, тягостное, гнетущее ощущение, возникающее под влиянием сильных или разрушительных внешних воздействий, вызывающих органические или функциональные нарушения в организме. Б. является защитной реакцией организма и играет пол

Наши рекомендации