Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
• Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность.
• Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
• Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
• Обеспечение безопасности
• в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
• и социального характера
• Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проб нем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК)
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании анти террорист чес ко го поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних
за антиобщественное поведение и за участие
в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в метах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |
8 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) | |||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) | |||
1. | Пожарная безопасность (3 ч) | ||
1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. 1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация зашиты населения. 1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности | ||
2. | Безопасность на дорогах (3 ч) | ||
2.1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. 2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. 2.3 Велосипедист — водитель транспортного средства | Аналиэируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда | ||
3. | Безопасность на водоемах (3 ч) | ||
3.1. Безопасное поведение на водоёмах в различ- ных условиях. 3.2. Безопасный отдых на водоемах. 3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоемах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде | ||
4. | Экология и безопасность (2 ч) | ||
4.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. 4.2 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой | ||
5. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) | ||
5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия 5.3 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. 5.4, Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. 5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей | ||
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) | |||
6. | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) | ||
6.1. Обеспечение радиационной безопасности населения. 6.2. Обеспечение химической зашиты населении. 6.3. Обеспечение зашиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах 6.4. Обеспечение зашиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера | ||
7. | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) | ||
7 1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 7.2. Эвакуация населения. 7.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.) | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч) | |||
8. | Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) | ||
8.1. Здоровье как основная ценность человека. 8.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. 8J. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. 8.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья чело века и общества. 5.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний. 8.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье. 8.7. Профилактика вредных привычек. 8.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как обшей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | ||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) | |||
9. | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) | ||
9.1. Первая помощь пострадавшим и ее значение. 9.2. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие». 9.3. Первая помощь при травмах (практическое занятие). 9.4. Первая помощь при утоплении (практическое занятие) | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | ||
9 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) | |||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч) | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) | |||
1. | Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч) | ||
1.1. Современный мир и Россия 1.2. Национальные интересы России в современном мире. 1.3 Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. 1.4 Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России | ||
2. | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) | ||
2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация. 2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. 2.4. Угроза военной безопасности России | Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России | ||
Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) | |||
3. | Организационные основы во защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) | ||
3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 3.2 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. 3.3 МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для зашиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения or чрезвычайных ситуаций в современных условиях | ||
4. | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч) | ||
4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 4.2. Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций. 4.3. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 4.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации. Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации | ||
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) | |||
5. | Терроризм и экстремизм:их причины и последствия (2 ч) | ||
5.1. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. 5.2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России, Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях | ||
6. | Нормативно-правовая базапротиводействия терроризму и экстремизму вРоссийской Федерации (2 ч) | ||
6.1. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. 6.2. Обше государстве иное противодействие тер роризму. 6.3. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма. Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку | ||
7. | Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч) | ||
7.1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. 7.2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной зашиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему •Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков- России (ФСКН России)* и её положительные результаты» | ||
8. | Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч) | ||
8.1.Правила поведения при угрозе террористического акта. 8.2.Профилактика наркозависимости | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем. предложенных в учебнике | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч) | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч) | |||
9. | Здоровье — условиеблагополучия человека (3 ч) | ||
9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. 9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие . 9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России | ||
10. | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч) | ||
10.1. Ранние половые связи и их последствия 10.2. Инфекции, передаваемые половым путем 10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП | ||
11. | Правовые основысохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч) | ||
11.1. Брак и семья. 11.2. Семья и здоровый образ жизни человека. 11.3. Основы семейного права в Российской Федерации | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации | ||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч) | |||
12. | Оказание первой помощи (2 ч) | ||
12.1 Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя) 12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ | Отрабатывают в паре приёмы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших | ||
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
В школе оборудован кабинет ОБЖ. Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с обучающимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной) работы во внеурочное время.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
1. Печатные пособия:
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
8 кл.: учеб. для общеобраюват. учреждений / А. Т. Смирнов.
Б.О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение. 2014.
Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А- Т. Смирнов,
Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2012.
• Конституция Российской Федерации
• Правила дорожного движения Российской Федерации
• Семейный кодекс Российской Федерации
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
• Уголовный кодекс Российской Федерации
· Федеральный закон «О гражданской обороне»
• Закон «Об образовании»
• Федеральный закон «О радиационной безопасности населения*
Все нормативно-правовые документы необходимо иметь в последней редакции.
• Федеральный закон «Опожарной безопасности»
· Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
· Федеральный закон «О противодействии терроризму»
• Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
• Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
• Безопасность на улицах и дорогах
• Криминогенные ситуации
• Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
• Правила поведения при землетрясениях
• Пожары, взрывы
• Наводнения и затопления
• Правила оказания первой помощи
• Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
• Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
• Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
• Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
• Огневая подготовка
• Пожарная безопасность
• Безопасность в быту
• Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
• Активный отдых на природе
• Опасные ситуации в природных условиях
• Безопасность на воде
• Тактическая подготовка
• Граны
• Мины
Экранно-звуковые пособия
Основы противопожарной безопасности
Травматизм. Правила оказания первой помощи
ЧС природного и техногенного характера
Основы безопасности на воде