Учебник: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности.8 кл.-М:« Просвещение» , 2015.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2015 г.
№ урока | Дата проведения | Тема урока, содержание | Формирование УУД | Использование ИКТ | Примечание ЭОР | |||
План 8а, 8б,8в | Факт 8а, 8б, 8в | |||||||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. | ||||||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. | Предметные: анализировать причины ЧС; выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при ЧС, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения ЧС, оказания помощи; характеризовать основные мероприятия при ЧС; составлять планы своего поведения при ЧС. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Познавательные: умение различать виды ЧС, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать ЧС; объяснять причины возникновения ЧС, моделировать выполнение правил безопасного поведения при ЧС. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения. Коммуникативные:умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия | |||||||
Глава 1: «Пожарная безопасность». | 1. http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.sht | |||||||
1. | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | Презентация | ||||||
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 3.http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.sht | |||||||
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm | |||||||
Глава 2: « Безопасность на дорогах ». | ||||||||
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | Презентация | http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm | ||||||
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | ||||||||
Велосипедист — водитель транспортного средства | Презентация | |||||||
Глава 3: « Безопасность на водоемах » | ||||||||
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | Презентация | |||||||
Безопасный отдых на водоемах | ||||||||
Оказание помощи терпящим бедствие на воде | http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm | |||||||
Глава 4: « Экология и безопасность ». | ||||||||
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | Презентация | |||||||
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | ||||||||
Глава 5: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения». | http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm | |||||||
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Презентация | |||||||
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | ||||||||
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | http://www.school-obz.org/ | |||||||
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | ||||||||
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | ||||||||
Раздел 2: «Защита населения РФ от ЧС». | Предметные: характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. Познавательные:умение характеризовать основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС техногенного характера; умение анализировать причины возникновения ЧС; умение моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС; умение характеризовать меры пожарной безопасности. Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm | ||||||
Глава 6: «Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций». | ||||||||
Обеспечение радиационной безопасности населения | ||||||||
Обеспечение химической защиты населения | http://www.school-obz.org/ | |||||||
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | ||||||||
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | Презентация | |||||||
Глава 7: «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера». | http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm | |||||||
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | ||||||||
Эвакуация населения | ||||||||
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | http://www.school-obz.org/ | |||||||
Модуль 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». | ||||||||
Раздел 3. «Основы здорового образа жизни». | Предметные:использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. Личностные: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); оценка собственных поступков. Познавательные: умение характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; умение анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Коммуникативные: умение понимать возможность различных позиций других людей отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | |||||||
Глава 8. «Здоровый образ жизни и его составляющие». | ||||||||
Здоровье как основная ценность человека | ||||||||
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | ||||||||
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества | ||||||||
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | http://b23.ru/hsb9 | |||||||
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | ||||||||
Вредные привычки и их влияние на здоровье | ||||||||
Профилактика вредных привычек | ||||||||
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | http://b23.ru/hsb9 | |||||||
Раздел 4. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». | Предметные:готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов; формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка собственных поступков. Познавательные: умение характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; умение характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; умение анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение. | |||||||
Глава 9: «Первая помощь при неотложных состояниях». | ||||||||
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | Презентация | |||||||
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | Презентация | http://b23.ru/hsb9 | ||||||
Первая медицинская помощь при травмах | Презентация | |||||||
Первая медицинская помощь при утоплении | Презентация | http://b23.ru/hsb9 | ||||||
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К.Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 462 с.: ил. - (Учебник для вузов).
3. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программно-методическое пособие для педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 204 с.
4. Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
5. Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
6. Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
7. Михайлов А.А.Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
8. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Система заданий «Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты». 5 – 9 кл.
Электронные образовательные ресурсы по ОБЖ:
1. http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Ffestival.1september.ru%2F2003_2004%2F
2. http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.sht
3. http://gibdd.onego.ru/p_propag.htm
4. http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/
5. http://www.warning.dp.ua/bezop11.htm
6. http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm
7. http://festival.1september.ru/2003_2004/
8. index.php?member=103499
9. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ
10. http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html-методическое пособие для учителей ОБЖ
11. http://www.uchportal.ru/load/81-учительский портал
12. http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html-уроки ОБЖ
13. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
14. http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
15. http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm - Спортивная жизнь России.
16. Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
17. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»
18. http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
19. http://lib.sportedu.ru -
20. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
21. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
22. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
23. http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
24. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
25. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
26. http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
27. http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
28. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
29. http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
30. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
31. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
32. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
33. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
34. http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
35. www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности.
36. http://b23.ru/hsnc Учебное пособие по ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
37. http://b23.ru/hsb9 Учебные атласы по медицинской подготовке.
38. 1.http://b23.ru/hsoy - Тест по Гражданской защите.
39. 2.http://b23.ru/hso0 - Тест по ОВС.
40. 3.http://b23.ru/hso7 - Тест по ОБЖ 9класс
Контроль уровня подготовки учащихся
Тестирование по разделу:
«Основы комплексной безопасности» 1 вариант
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
а) ЧС экологического характера;
б) ЧС природного характера;
в) ЧС техногенного характера;
г) стихийным бедствиям.
2. Чем отличается катастрофа от аварии:
а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;
б) воздействием поражающих факторов на людей;
в) воздействием на природную среду.
е) федеральными.
3. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей, либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, это:
а) аварийней объект;
б) потенциально опасный объект;
в) катастрофически опасный объект.
4. Взрыв характеризуется следующими особенностями:
а) большой скоростью химического превращения;
б) большим количеством газообразных продуктов;
в) резким повышением температуры;
г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);
д) мощным дробящим действием.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
5. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:
а) высокая температура;
б) осколочные поля;
в) волна прорыва;
г) сильная загазованность местности;
д) ударная волна.
6. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
7. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами, это:
а) пожароопасный объект;
б) гидродинамически опасный объект;
в) химически опасный объект.
8. СДЯВ наносят поражения:
а) комбинированные (химическое поражение, пожары и взрывы);
б) химические;
в) радиационные.
9. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:
а) очаг химического заражения;
б) область химического заражения;
в) территория заражения;
г) зона химического заражения.
10. Хлор - это:
а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;
б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.
Тестирование по разделу:
«Основы комплексной безопасности» 2 вариант
1. Авария это ЧС:
а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;
б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;
в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.
2. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают:
а) локальными (объектовыми);
б) местными;
в) районными;
г) территориальными;
д) региональными;
3.Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить:
а) в местном отделении милиции;
б) в местном органе санитарно-экологического надзора;
в) в местном органе госпожнадзора;
г) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
4. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:
а) мелкие;
б) слабые;
в) средние;
г) крупные;
д) сильные;
е) полные.
Найдите ошибки в примерах.
5. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
6. Авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся разливом или выбросом опасных химических веществ, способных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или химическому заражению окружающей природной среды, это:
а) опасная авария;
б) химическая авария;
в) аварийная ситуация.
7. Среди перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для химических аварий с выбросом СДЯВ:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
б) поражение людей опасными веществами через кожные покровы;
в) лучистый поток энергии;
г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека;
д) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.
8. За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон? Назовите правильный ответ:
а) за счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний, проводившихся в атмосфере;
б) за счет увеличения добычи радиоактивных материалов;
в) за счет роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.
9. К радиационно-опасным объектам относятся:
а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;
б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
в) предприятия по производству ядерного топлива;
г) атомные электростанции;
д) предприятия цветной и черной металлургии;
е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;
ж) транспортные ядерные энергетические установки;
з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;
и) предприятия угольной промышленности;
к) научно - исследовательские организации, имеющие ядерные установки и стенды;
л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству.
10. Самым опасным излучением для человека является:
а) альфа-излучение;
б) бета-излучение;
в) гамма-излучение.
Ключи к тесту
1 вариант
Вопрос | ||||||||||
Ответ | в | а | б | в | а.б.г.д. | в | в | а | г | а |
2 вариант
Вопрос | ||||||||||
Ответ | а | а,б,г,д | г | аг | б | б | бг | а | вгежикл | в |