Технологии урегулирования конфликта.

Участие третьей стороны при разрешении конфликтов необходимо в тех случаях, когда разрешение конфликта невозможно на основе законодательных или иных нормативных актов и конфронтация не дает результатов, становится невыгодной или опасной для одной из сторон.

Стороны сами обращаютсяк третьей стороне когда:

- объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не
видно;

- стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек
соприкосновения;

- по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;

- одной из сторон нанесен серьезный ущерб, и она требует санкций по отношению к оппоненту;

- сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти
не могут;

- оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением.

Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными:

1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации и выслушивания
предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.

2. Сделка — специфика ее в том, что посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих
сторон. При этом основной упор делается на принятии компромиссных решений.

3. Челночная дипломатия — медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними,
согласуя различные аспекты соглашения.

4. Давление на одного из оппонентов — большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из
участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на
уступки.

5. Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов,
ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению.

Содержанием второго этапапереговорного процесса является работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как правило, многократно встречается с каждой из сторон с целью уточнения их требований и определения зоны взаимоприемлемых решений.

На этом же этапе медиатор старается снизить эмоциональную напряженность оппонентов, снять обвинения сторон в адрес друг друга, заинтересовать стороны в необходимости разрешения конфликта.

Когда оппоненты предъявляют нереальные требования друг к другу, медиатор стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон.

Третий этаппереговорного процесса - ведение переговоров - является наиболее важным этапом. В ходе этого этапа медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, «толкача», педагога и т.д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их.

Можно говорить о трех фазах этого этапа:

- определение позиций. Задачей на этой фазе является уточнение интересов и позиций участников;

- обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);

- соглашение.

Определение позиций, как правило, начинается с «эмоционального» периода. Начало переговоров нередко проходит в условиях эмоциональной напряженности, стремления сторон подавить волю противной стороны, создать благоприятные для себя условия переговоров путем: оскорблений, навешивания ярлыков на участников переговоров; ультиматумов; угроз, шантажа; запрашивания больше того, чего хотят достичь, пакетирования условий; ухода от конкретных предложений, отказа от согласованных позиций; блефа и т. д.

Главная цель периода — снять эмоциональную напряженность.

Наиболее эффективной тактикой на этом этапе является:

- снятие эмоционального напряжения с помощью проявлений благожелательности, прямоты, честности, демонстрации
стремления помочь сторонам;

- демонстрация уверенности в позитивном разрешении проблемы;

- демонстрация психической устойчивости;

- затягивание переговоров в целях выигрыша времени, необходимого на уточнение ситуации (личностей различных
сторон, их количества, вооружения, индивидуально-психологических особенностей, истинных намерений), путем
убеждения их, что требуется время на согласование вопросов с руководством, назначение времени для обдумывания
ответов;

- шутки и др.

Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:

- ориентация сторон на решение проблемы, «на дело»;

- хорошие или нейтральные межличностные отношения оппонентов;

- уважительное отношение к оппоненту;

- открытые позиции, предъявление четких индивидуальных целей;

- способность к корректировке своих целей.

Поиск точек соприкосновения и выработка общей цели положительно влияют на нормализацию взаимоотношений оппонентов, ведут к спокойному, рациональному, а следовательно, продуктивному разрешению конфликта. Попытки согласования целей и интересов в два раза чаще приводят к нормализации отношений сторон, чем при отсутствии таких попыток.

После снижения эмоционального накала ситуации наступает второй период переговоров — «логический». На этом этапе посредник вносит логические элементы в переговоры, рассматривает конкретные условия оппонентов, обсуждение их приемлемости

Фаза обсуждения (аргументации) направлена на то, чтобы максимально понятно обосновать собственную позицию. Она приобретает особое значение, если стороны ориентируются на решение проблемы путем компромисса. Во время обсуждения оппоненту показывают, на что и почему сторона не может пойти. Обсуждение является логическим продолжением уточнения позиций. Стороны путем выдвижения аргументов в ходе дискуссии, высказывания оценок в адрес предложений партнеров показывают, с чем и почему они принципиально не согласны или, напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения. Результатом фазы аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности.

Третья фаза — «Соглашение» — состоит в достижении полного или частичного соглашения, закреплении соглашения, определении путей его реализации, совместном анализе результатов проведенной работы.

Выделяют две фазы согласования: сначала согласование общей формулы, а затем — деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации, стороны проходят как бы все три этапа: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.

Фармакологические средства.

Фармакологические средства

a) стимуляторы центральной нервной системы

b) транквилизаторы

c) витамины

d) адаптагены

E) ноотропы

Выделяют вещества с преимущественно успокаивающим или возбуждающим действием.

К препаратам с преимущественно седативным действием относятся производные фенотиазина, алкалоиды раувольфии, производные алифатичсских спиртов и дифенилметана.

Из всех перечисленных групп соединений производные фенотиазина и алкалоиды раувольфии являются наиболее сильными седативными средствами. Их обозначают групповым названием нейролептики (нейроплегики), или большие транквилизаторы.

Группа веществ с возбуждающим действием на. центральную нервную систему включает вещества кратковременного действия: кофеин, фенамин и их аналоги, а также вещества с длительным антидепрессивным и возбуждающим действием: ипразид, фенизин, ниамид, беназид(изокарбоксазид). Эта группа веществ с длительным стимулирующим действием получила название ингибиторов монпаминооксидазы (МАО) вследствие того, что они угнетают фермент МАО в мозгу. К этой же группе относится препарат, являющийся производным не гидразинового соединения, как предыдущая группа, а производным фенамина-трансамин. В группу антидепрессивных веществ входит препарат имизин (имипрамин, тофранил, мелипрамин).

К галлюциногенам, или психотомиметическим, веществам относятся мескалин, псилоцибин и диэтиламид лизергиновой кислоты. При лечении психических заболеваний имеют значение только первые две группы препаратов: группа успокаивающего, седативного действия и группа стимулирующего, антидепрессивного действия.

Препараты успокаивающего, седативного действия (нейролептики) используются при купировании моторного возбуждения, неправильного поведения, галлюцинаций, аффективно-волевых расстройств, бреда и других психотических проявлений. Из препаратов этой группы наибольшую известность получил аминазин. Он обладает значительным психотропным действием, устраняет психотические расстройства, связанные с возбуждением.

Психотропные вещества не излечивают заболевания, а действуют как симптоматические и патогенетические средства. Они устраняют психопатологическую симптоматику на период их применения, но при отмене препаратов состояние больных в ряде случаев может вновь обостриться.

Наши рекомендации