Пояснительная записка к проекту Программы
I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в России".
В настоящее время стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения.
Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не могут обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.
В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников зравоохранения, и предоставляемые имуслуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.
Проводимая в стране под руководством Минздрава России реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышения качества профессионального образования, впервые в России осуществлена подготовка специалистов с высшим сестринским образованием.
В то же время отсутствие правовой основы деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют декларированной, но до настоящего времени так и не реализованной, потребность практического здравоохранения в использовании имеющегося
сестринского потенциала. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс в соотношении между врачами, и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных учреждений здравоохранения, возрастают нагрузки, неудовлетворенность персонала и социальная напряженность.
В этой связи в стране назрела крайняя необходимость в продуманной государственной программе реформирования и развития сестринского дела. Программа должна основываться на реальных условиях и возможностях государственного и муниципального здравоохранения. Основные направления, подходы и принципы, заложенные в Программу, должны послужить ориентиром для программных и иных управленческих действий на региональном и местном уровнях.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ:
Сестринское дело - это составная часть организационной технологии системы здравоохранения, направленная на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды.
Сестринское дело включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.
Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналом в учреждениях здравоохранения и любых других учреждениях, а также на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.
Сестринский персонал - это работники, имеющие медицинское образование по специальностм "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" (квалификация фельдшер) и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.
Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и политических условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.
И. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для обесценения последовательности в выполнении, основных направлений Программы работа по ее реализации будет выполняться поэтапно в 1998 - 2005 годы.
Первый этап - 1998 - 2000 гг. включает подготовку первоочередных, неотложных мероприятий (создание нормативно-правовой, материально-технической и организационной базы) по реализацию Программы.
Второй этап - 2001 - 2005 гг. включает реализацию экономически эффективных форм и методов работы сестринских служб в системе здравоохранения Российской Федерации.
III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих существующему законодательству.
Финансовое обеспечение решения вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, осуществляется в основном за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.
V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Медико-социальная и экономическая эффективность Программы будет оцениваться, исходя из показателей эффективности и качества работы сестринских служб/сестринского персонала учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения, а также их структурных подразделений, в ходе реализации основных направлений, положений и мероприятий Программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление в отрасли реформы, направленной на повышение качества, доступности, и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование и составляющим многочисленную категорию работников здравоохранения.
Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового сестринского потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.
В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела с целью конкретизации и реализации ее направлений и положений, связанных со всеми аспектами сестринского дела.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
- оказание содействия на федеральном уровне и в субъектах Федерации органам и учреждениям здравоохранения, образования и науки по созданию оптимальных условий для развития сестринского дела;
- повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
- развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;
- совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров;
- обеспечение качества сестринской помощи населению;
- совершенствование системы управления сестринскими службами;
- совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении;
- повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;
- содействие развитию профессиональных сестринских, акушерских, фельдшерских ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:
- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
- профилактическая направленность, укрепление здоровья и качество жизни;
- эффективное использование трудовых, материальных и экономических ресурсов;
- обеспечение качества сестринской помощи населению;
- активное участие населения в решении вопросов здравоохранения;
I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (далее Концепция) основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи, ориентированными на переход к менее затратным технологиям, являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения и перераспределение части объемов помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный.
Первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль при этом отводится развитию общей практики/семейной медицины.
Реорганизация стационарного сектора, ориентированная на сокращение длительности госпитального этапа, предусматривает распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса и уровня сестринского ухода следующим образом:
- интенсивное лечение - до 20 %;
- восстановительное лечение - до 45 %;
- длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 %;
- медико-социальная помощь - до 15 %.
Деятельность сестринского персонала характеризуется большим разнообразием и включает как проведение высокотехнологичных клиниче-
ских вмешательств так и оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи. Значительны также и колебания в степени самостоятельности медсестер при оказании медицинской помощи, принятии решений и выборе тактики действий.
В соответствии с установленными Концепцией приоритетами необходимо обеспечить развитие и совершенствование деятельности сестринского персонала в следующих направлениях:
- первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;
- лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода;
- реабилитационная помощь и медико-социальная помощь хронически больным, старикам и инвалидам;
- медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим (обеспечение паллиативной и хосписной помощи).
Особая роль сестринского персонала в условиях первичной медико-санитарной помощи и семейной медицины заключается в использовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство.
На сестринский персонал возлагается обязанность обеспечить обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволит облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысит эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Требуется расширить участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностических службах и службах ухода на дому.
Обеспечение доступности медицинской помощи сельскому населению требует сохранения и в дальнейшем расширения сети ФАПов. Необходимо принятие мер по улучшению материально-технического обеспечения ФАПов и здравпунктов, развитию передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи с широким привлечением сестринского персонала.
В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобрета-
ет профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребнорть в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающих мониторинг состояния пациента, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.
Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре.
Следует распространить практику ведения планов сестринского ухода и документирования деятельности сестринского персонала.
Подлежит перепрофилированию часть дорогостоящих стационарных коек в сестринские (отделения и дома сестринского ухода) для оказания долговременной помощи хронически больным, старикам и инвалидам. Эти меры позволят сократить затраты при сохранении объема и качества предоставляемой населению медико-социальной помощи.
Требует дальнейшего развития и совершенствования служба патронажной помощи, разнообразных видов помощи на дому.
Необходимо принятие действенных мер по развитию паллиативной и хосписной помощи, являющейся по своему содержанию новым этапом гуманистической медико-социальной помощи инкурабельным больным.
Определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней, начиная со старших сестер отделений лечебно-профилактических учреждений и кончая главными специалистами по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела.
Развитие и совершенствование основных направлений деятельности сестринского персонала должно сопровождаться научным обеспечением. Кроме того, для успешной реализации намеченных направлений должна быть четко продумана и обеспечена система взаимодействия и сотрудничества сестринского персонала с врачами, другими специалистами и службами.
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.
В условиях децентрализации системы здравоохранения, развития рыночных отношений и перехода к бюджетно-страховой медицине стало очевидным, что качество и безопасность медицинской помощи, а также эффективность предоставляемых населению медицинских услуг в значи-
тельной степени зависят от организации и системы управления медицин-
м
скри помощью.
Серьезным ограничением существующей системы оказания населению медицинской помощи является отсутствие общих принципов и подходов к организации работы сестринского персонала. В настоящее время отсутствует единая система управления сестринскими службами на всех уровнях, что негативным образом сказывается на качестве и эффективности работы сестринского персонала.
Необходимо создание многоуровневой системы управления сестринскими службами с рациональным распределением задач и полномочий сестер-руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и кончая старшей сестрой отделения учреждения здравоохранения.
Повышению качества сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, аккредитации, лицензированию и сертификации.
Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных условиях, должны обеспечить четкую организацию работы сестринских служб.
Требуется создание информационных систем, позволяющих использовать сопоставимые данные о повышении качества помощи населению.
С целью рациональной организации работы и оценки качества оказываемой сестринским персоналом помощи потребуется компьютеризация учреждений здравоохранения и создание соответствующих информационно-аналитических систем.
Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех организационных формах.
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости, сертификации и аттестации сестринского персонала.
При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны современные подходы к решению вопросов занятости в здравоохранении и распределению ресурсов с учетом потребности населения и новых принципов организации медицинской помощи.
Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении врача и сестринского персонала, требует существенной корректировки кадровой политики на федеральном, региональном и местном уровнях.
В этой связи необходима реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать формирование научно обоснованных подходов к расчету потребности, планированию, подготовке и использованию сестринского персонала, обеспечения рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического стимулирования кадров.
Особое внимание следует уделить созданию эффективной системы сертификации и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий качество предоставляемых населению медицинских услуг.
Следует формировать банк унифицированных тестовых заданий для совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номенклатурой специальностей.
Совершенствованию кадровой политики будет также способствовать:
- повышение гарантий социальной защиты;
- обеспечение перспектив профессионального роста, развития и карьеры;
- регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уровня образования, сложности, объема и качества оказываемой помощи;
- широкое использование контрактной системы найма;
- установление и индексирование заработной платы сестринского персонала в размере не ниже прожиточного минимума;
- разработка тарифов на сестринские услуги;
- обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.
Система оплаты труда сестринского персонала должна быть реформирована с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы, создания экономических стимулов к повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов, необходимых для производства услуг.
В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необходимо:
- разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;
- организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей и сотрудников учреждений здравоохранения, учащихся профессионально-образовательных учреждений;
- проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.
IY.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ.
В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению лежит совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.
Требования к квалификации, аттестации и сертификации сестринского персонала являются основой для создания профессионально-образовательных программ подготовки и последипломного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохранения.
Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.
Создание и развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению. Система включает четыре профессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности (Государственный образовательный стандарт):
- базовый (основной) уровень в колледжах и училищах;
- повышенный (углубленный) уровень в колледжах;
- высшее сестринское образование в ВУЗах;
- послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура)
Необходимо обеспечить преемственность и интеграцию между всеми уровнями подготовки кадров.
Повышенный уровень образования должен обеспечить подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела, имеющих углуб-
ленную клиническую подготовку и готовых к оказанию широкого спектра услуг в условиях первичной медико-санитарной помощи.
Особое внимание необходимо уделить развитию высшего сестринского образования, формирующего потенциал для научных исследований в области сестринского дела и обеспечивающему высококвалифицированные управленческие и педагогические кадры, призванные в значительной степени определить уровень и качество сестринской помощи в нашей стране в будущем.
Необходимо также развитие и совершенствование форм послевузовского образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре для специалистов с высшим сестринским образованием и обязательной их ориентацией на клиническую практику.
Совершенствование профессионального образования предусматривает развитие педагогических технологий и учебно-методического обеспечения специалистов по всем уровням и формам обучения. Необходимо обеспечить условия для повышения квалификации и получения более высокого уровня образования работающим без отрыва специалистам.
Содержание профессионально-образовательных программ всех уровней должно гибко реагировать на потребности населения и рынка медицинских услуг.
Следует распространить практику формирования органами управления здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.
Обеспечение качества подготовки специалистов в значительной степени состоит в решении проблем материально-технического и учебно-методического обеспечения, укомплектованности образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами и создании современных учебных баз практики, соответствующих основным направлениям развития амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
В связи с этим требуется принятие действенных мер по поддержке государственной системы профессионального сестринского образования, подготовке и повышению квалификации педагогических и административно-управленческих кадров, созданию и распространению учебной литературы, развитию информационных систем и обеспечению доступа к базам данных, а также повышению ответственности базовых учреждений здравоохранения за практическую подготовку сестринского персонала.
Необходимо совершенствовать систему итоговой государственной аттестации выпускников медицинских образовательных учреждений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
В международных отношениях в сфере подготовки сестринских кадров следует:,
- восстановить профессиональные связи с государствами участниками СНГ;
- развивать работу по заключению международных соглашений Российской Федерации о взаимопризнании дипломов и других документов о профессиональной подготовке, а также о сотрудничестве образовательных учреждеий, стажировке и подготовке специалистов за рубежом по принципу обмена;
- активно участвовать в международных проектах и программах ВОЗ.
Министерство здравоохранения Российской Федерации рассматривает развитие научных исследований в области сестринского дела и прикладных с ним дисциплин в качестве приоритетных направлений развития медицинской науки.
Основными задачами научных исследований в сестринском деле является:
- разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела;
- разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики;
- разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала;
- апробация эффективности эксперементальных моделей сестринской практики.
Развитие научных исследований в области сестринского дела будет осуществляться на основе следующих принципов:
- интеграция с ислледованиями в других областях медицинской науки;
- формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием;
- содействие развитию самостоятельности сестринской практики;
- государственная поддержка научных коллективов, вносящих большой вклад в развитие сестринского дела, использование внебюджетных источников финансирования, в том числе международных проектов, фондов и др.;
- законодательное закрепление правовых механизмов развития сестринского дела;
- создание постоянно действующего мониторинга научных исследований, проведение экспертизы научных программ и обеспечение этического контроля за исследованиями.
Функции по опеределению и координации важнейших направлений развития научных исследований в области .сестринского дела будет осуществлять научный совет, входящий в состав проблемой комиссии по сестринскому делу Минздрава РФ.
V. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, АССОЦИАЦИЙ И СОЮЗОВ
Важная роль в развитии сестринского дела отводится профессиональным сестринским объединениям, ассоциациям и союзам. Необходимо обеспечить эффективную поддержку профессиональным организациям в связи с начальным этапом их формирования на местном, региональном и государственном уровнях и отсутствием в этой связи необходимого отечественного опыта.
В целях содействия развитию профессиональных организаций и ассоциаций необходимо пропагандировать опыт работы действующих ассоциаций с привлечением средств массовой информации, профессиональных газет и журналов.
Следует активнее привлекать представителей профессиональных ассоциаций к обсуждению актуальных проблем здравоохранения и сестринского дела, разработке нормативно-распорядительной документации, регламентирующей деятельность сестринского персонала, работе лицензионных, сертификационных и аттестационных комиссий.
Важное значение для развития профессиональных организаций имеет сотрудничество с национальными и международными сестринскими организациями, с профессиональными медицинскими организациями, а также общественными непрофессиональными организациями, выступающими за обеспечение здоровья населения, защиту профессиональных прав и интересов работников здравоохранения.
Приоритетной задачей национальной ассоциации медсестер России становится присоединение к Международному Совету медсестр (МСМ) и полноправное участие в работе Совета медсестер.
VI.MEXAHH3M РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по каждому разделу определяются конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей, размеры средств, необходимых для выполнения мероприятий.
Руководство по выполнению программных мероприятий осуществляет межведомственная рабочая группа, созданная Минздравом России по согласованию с заинтересованными Министерствами и ведомствами, Ассоциацией медицинских сестер России.
ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны ЗНАТЬ:
- историю создания и задачи ВОЗ,организаций Красного Креста и Красного Полумесяца;
- заслуги Флоренс Найтингейл в сестринском деле;
- историю создания и задачи сестринских общин в России;
- примеры самоотверженности и героизма русских сестер милосердия;
- сущность и основные направления реформы сестринского дела в России;
- историю создания и задачи Ассоциации российских медсестер.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Охарактеризуйте выражение: "Изменения - цена прогресса". Приведите известные Вам примеры из истории сестринского дела.
2. Ваше отношение к такому определению сестринской специальности: "медсестра - та, которая питает, лелеет и защищает; подготовлена для заботы о слабом".
3. Назовите факторы, оказавшие влияние на развитие современного сестринского дела в России.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Перед великим умом я склоняю голову,
перед сердцем великим - колени.
Гете
Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ античной Египетской культуры "Семь заповедей истинного милосердия" гласит: "Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мертвого".
На развитии гуманитарной мысли отразилось влияние религий. Если индуизм проповедовал индивидуальный поиск своей судьбы, то буддизм явился с миссией сострадания, защиты слабых, с призывом к взаимопомощи. Особенно много для ухода за больным сделало христианство, ибо в основе христианской идеи - внимание и справедливость к личности, жалость к человеку. Эти чувства всегда были присущи человеку. В течение веков изменилось лишь понятие о том, кто наши ближние. Сначала под ближними понимались родственники, соседи, друзья, земляки, люди одного с тобой вероисповедания и национальности, но чем цивилизованнее становится мировое сообщество, тем ближе подходим мы к новому принципу родства, выдвинутому христианством: ближний всякий, кто создан по образу и подобию Божию.
Если Клеопатра, чтобы удовлетворить свое любопытство, приказывала убивать и вскрывать беременных рабынь через разные промежутки времени после зачатия, то учение Христа подчеркивало непреходящую ценность каждого отдельно взятого человека, вне зависимости от его положения на социальной лестнице. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от доброго отношения друг к другу в этой жизни, отсюда внимание и забота о болящих.
В одном древнем патерике (сборнике изречений святых и повествований об их подвигах) рассказывается, как некий послушник спросил старца:
- Авва, один брат шесть дней ничего не ест и только на седьмой принимает немного пищи, а другой ухаживает за больными. Чей подвиг выше?
Старец ответил:
- Если тот брат, который строго постится, за ноздри себя подвесит, все равно не сравнится с тем, который ухаживает за больными.
Слово "милосердие" совсем недавно так редко употреблялось у нас, что его вполне можно было бы отмечать в словарях, как устаревшее. Между тем этим словом обозначалось важнейшее качество души. Милосердие
было отличительным свойством русского народа. Все знали, что это слово означает любовь, исходящую от милующего сердца.
Исторически сложилось так, что если врачами чаще являлись мужчины, то выхаживанием больных занимались главным образом женщины. Это объяснимо. Для большинства мужчин, как и для Онегина "Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство."
У женщин, в силу ее душевной организации, эта "скука" может превратиться в единственную радость и цель жизни.
Византийско-татарское влияние наложило свою печать на судьбы русских женщин: оно не дало им возможности посвятить себя какой бы то ни было гражданской деятельности; "одному мужчине исключительно принадлежали интересы общественные". Большинству женщин приходилось выбирать: терем или монастырь.
Но все же у женщин-затворниц не могло быть убито и заглушено то, что составляет основную черту женственности - человеколюбие и сострадание. Помощь ближнему являлась той отдушиной, которая помогала существовать в затхлой и мертвящей атмосфере теремной жизни.
Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ "сестра-мать".
Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла "главное, коренное, неизменное дело всей ее жизни", освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: "Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги..."
Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине X века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.
Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: "сестра - божий работник".
Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд "служебников больничных" был очень тяжелым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни, проведенные в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом они воздавали богу за исцеление "молением и трудом".
Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Очень характерна надпись над входом в монастырскую больничную палату: "Все, чтобы угодить тебе, Господи, ничего -чтобы удовлетворить себя." Даже настоятельницы монастырей ежедневно посещали палаты, чтобы "иметь счастье послужить больным". При этом монахини совершенно созн<