Острая непроходимость магистральных артерий конечностей
Кацадзе М. А.
Острая артериальная непроходимость (ОАН) — это внезапное прекращение кровотока в магистральной артерии, в результате которого развивается ишемия тканей конечности.
В последние десятилетия отмечается рост числа пациентов с острой непроходимостью магистральных артерий конечностей.
Причины — до сих пор не решенная проблема профилактики и лечения атеросклероза аорты и ее ветвей, широкая распространенность ишемической болезни сердца и ее осложнений, а также увеличение числа больных, оперируемых по поводу различных заболеваний сердца.
Несмотря на то что своевременное применение разных способов комбинированного хирургического и консервативного лечения позволяет добиться удовлетворительных результатов у этой категории пациентов, значительное количество послеоперационных осложнений и высокая послеоперационная смертность (27-30 %) свидетельствуют о том, что данная проблема до конца не решена.
Основная перспектива в решении этой задачи — проведение раннего лечения, включающего оперативные вмешательства на пораженной конечности.
Раннее выявление больных ОАН — проблема не столько лечебная, сколько организационная.
Достаточно сказать, что даже в Москве в недалеком прошлом свыше 30 % таких больных поступали в специализированные стационары спустя 24 ч с момента возникновения острой закупорки артерий.
Между тем большинство специалистов признают, что при плохом коллатеральном кровотоке выраженные явления ишемии, вплоть до необратимых изменений в тканях конечностей, могут развиться уже в первые 6-12 ч от момента закупорки артерии.
Таким образом, своевременная диагностика, квалифицированная первая врачебная помощь и немедленная госпитализация больных — один из основных принципов экстренной медицинской помощи при острой артериальной непроходимости.
Этиология и патогенез.
Понятие ОАН, введенное в широкую практику 3. В. Оглоблиной (1955),— собирательное, так как включает все причины внезапно наступившей артериальной недостаточности регионарного кровотока: эмболию, острый тромбоз, травматическое поражение, а также спазм сосуда.
Среди множества артериальных эмболии — жировых, тканевых, воздушных, микробных и т. д. — этиологически наиболее значимы тромбоэмболии; их материальный субстрат — фрагменты первичного тромба, которые в силу различных причин мобилизуются и переносятся из основного очага на периферию.
Тромбоэмболии — самая частая причина ОАН.
В большинстве случаев эмболии возникают вследствие ишемической болезни сердца и ее осложнений.
Второе место в ряду причин развития ОАН занимают пороки сердца.
Эмбологенные очаги, находящиеся вне полостей сердца (аневризмы аорты и ее ветвей, выраженный атероматоз проксимально расположенных сосудов, пневмонии, опухоли легких и др.), гораздо реже служат источниками артериальных эмболии.
Особую группу составляют парадоксальные эмболии.
Их источник — правое сердце и венозные сосуды большого круга кровообращения; они встречаются при незаращении овального отверстия или других патологических соустьях между полостями правого и левого сердца.
В отдельную группу выделяют послеоперационные эмболии, которые возникают после операций на сердце и сосудах.
Мобилизации и фрагментации первичного тромба как непосредственной причине эмболии способствует ряд факторов: изменение ритма и силы сердечных сокращений, перепады артериального давления, нарушения в свертывающей системе крови, физическое и психическое напряжение, лекарственная терапия и др.
В основном эмболия возникает в висцеральных ветвях брюшной аорты (до 40 %) и артериях головного мозга (35 %).
Эмболия бифуркации аорты и артерий конечностей регистрируется в 25 % случаев таких поражений сосудов.
По частоте встречаемости эмболии конечностей распределяются следующим образом: бедренные, подвздошные артерии, бифуркация аорты, подколенные, подключичные, плечевые и артерии голени.
Помимо одиночных эмболии иногда диагностируются и множественные, которые подразделяют на многоэтажные (несколько эмболов в одной артерии), комбинированные (эмболы в артериях разных конечностей) и сочетанные (поражение артерий конечностей и других ветвей аорты).
В патогенезе ишемических расстройств при эмболии большинство авторов отводят серьезную роль не только механическому фактору — внезапной окклюзии магистральных сосудов, но и артериальному спазму.
Именно этим обстоятельством обусловлена важность рационального применения сосудорасширяющих препаратов, которые необходимо использовать как можно быстрее и как можно ближе к участку острой окклюзии сосуда.
Вслед за спазмом в наикратчайший отрезок времени после внедрения эмбола в просвете сосуда образуется тромб; за счет уменьшения скорости кровотока, изменений в свертывающей системе (гиперкоагуляция) и изменений сосудистой стенки создаются все условия для его быстрого нарастания.
Величина продолженного тромба колеблется от 2 до 60 см.
Распространяясь дистально и проксимально, продолженный тромб вызывает последовательную закупорку коллатералей, что еще больше усугубляет картину острой ишемии.
В патогенезе ишемии конечностей, возникающей в связи с артериальными эм-болиями, немалое значение имеет кислородное голодание тканей, ведущее к нарушению всех видов обмена и выраженному ацидозу.
Гибель клеточных элементов и повышенная клеточная проницаемость способствуют нарастающему поступлению в кровь ионов калия и биологически активных веществ.
Под влиянием нарушения клеточной проницаемости развивается субфасциальный отек мышц, усугубляющий нарушения кровотока и усиливающий описанные выше патологические процессы.
Острые тромбозы — вторая наиболее распространенная причина ОАН Тромб обычно формируется в артериях с уже измененной стенкой.
Основные причины, влияющие на процесс местного тромбообразования: повреждения эндотелия, резкое замедление скорости артериального кровотока, нарушение агрегатного состояния крови.
Поражение эндотелиального покрова артерий чаще всего представлено атероматозом сосудов при облитерирующем атеросклерозе или патологическими изменениями интимы у пациентов с облитерирующим эндартериитом.
Кроме того, причиной поражения эндотелия могут стать операции на сосудах, травмы или воспалительные заболевания.
Клиническая картина.
Первый кардинальный субъективный симптом артериальной непроходимости — боль.
При эмболии боль возникает внезапно, подобно "удару кнутом".
Пациенты испуганы, возбуждены, стонут, просят помощи.
Иногда начало острой закупорки артерий сопровождается шоком.
Боли всегда локализованы сегментом поражения сосудистой системы.
Затем у больных появляются чувство онемения в пальцах и утрата способности движений.
Чем проксимальнее расположено препятствие при острой артериальной окклюзии, тем ярче выражены болевой компонент и нарушение функций конечностей.
Однако в некоторых случаях даже при эмболии болевой синдром выражен не так остро.
Диаметр эмбола, уровень закупорки, степень артериального спазма, состояние коллатералей и общей реактивности организма имеют определяющее влияние на характер болевого синдрома.
Объективные признаки ОАН сосудов конечностей:
- изменение цвета кожного покрова (побледнение, "мраморность" и т. п.);
- отсутствие пульса в артериях дистальнее места локализации эмбола;
- понижение местной температуры;
- снижение или отсутствие кожной чувствительности;
- исчезновение сухожильных рефлексов;
- нарушение функции конечности.
Выраженная бледность, "мраморность" кожного покрова наблюдаются сначала на дистальных отделах стопы, а затем распространяются проксимально.
Постепенно бледность и "мраморность" сменяются цианозом, вскоре кожа становится черной — развивается гангрена конечности.
Нарушения тактильной, болевой, температурной и глубокой чувствительности иногда отмечаются раньше, чем типичные признаки ишемии, и представлены отчетливее, нежели нарушения моторной функции.
Уточнение степени этих нарушений позволяет судить об обратимости или необратимости ишемических явлений.
Если болевая и тактильная чувствительность сохранена, значит, ткани еще относительно жизнеспособны.
Исчезновение глубокой чувствительности, мышечная контрактура свидетельствуют о тяжелой ишемии и служат плохими прогностическими признаками.
Граница изменения цвета кожного покрова (как и уровень потери или понижения болевой чувствительности) в основном зависит от локализации препятствия в артерии, но частично определяется и степенью развития коллатералей.
Так, верхняя граница понижения или потери чувствительности при эмболии бифуркации аорты находится на уровне паховой области.
При поражении наружной подвздошной артерии эта граница смещается вниз и располагается на уровне верхней трети бедра.
При закупорке подколенной артерии расстройства чувствительности наблюдаются ниже коленного сустава.
При острой окклюзии подкрыльцовой артерии зона гипостезии или анестезии соответствует верхней трети плеча, а при локализации препятствия в дистальном отделе плечевой артерии аналогичные изменения отмечаются начиная с верхней трети предплечья, т. е. верхняя граница зоны ишемии всегда располагается ниже препятствия.
Отсутствие пульсации артерии ниже препятствия и ее сохранение (а при эмболии — и заметное ее усиление) выше области поражения — один из самых ценных объективных признаков ОАН.
Именно поэтому необходимо помнить типичные точки пальпации артерий.
Бедренная артерия пальпируется сразу ниже паховой связки, на границе ее медиальной и средней трети по линии, соединяющей переднюю ость подвздошной кости и бугорок лобковой кости.
Подколенная артерия пальпируется в подколенной ямке при согнутой в коленном суставе конечности.
Определять пульсацию подколенной артерии трудно, а у тучных людей — порой невозможно.
Тыльная артерия стопы находится в средней части первого межпальцевого промежутка на тыльной стороне стопы.
Отметим, что у 10-13 % людей эта артерия в силу вариабельности расположения может не пальпироваться даже в норме.
Задняя большеберцовая артерия пальпируется по заднему краю медиальной лодыжки голеностопного сустава.
Подкрыльцовую артерию легко пропальпировать в подкрыльцовой ямке, прижав ее к головке плечевой кости; плечевая артерия в верхней трети пальпируется у нижней медиальной части дельтовидной мышцы, а в своей дистальной части — в медиальной локтевой складке, будучи прижатой к кости; лучевая артерия — на внутренней поверхности дистальной трети лучевой кости; локтевая артерия — в дистальной части лучевой кости.
Исследование пульсации сосудов в типичных точках производят двумя-тремя пальцами правой кисти, указательным, средним и безымянным (а не одним пальцем, как это часто делают врачи).
Клиническая картина эмболии бифуркации аорты отличается яркой выраженностью, остротой развивающихся симптомов и наличием признаков тяжелой эндогенной интоксикации.
Внезапно возникающие сразу в обеих нижних конечностях и нижней половине живота боли нередко приводят к шоку.
Боли иррадиируют в промежность, крестец, поясницу.
Кожа на уровне паховых складок и ягодиц становится мраморной.
Верхняя граница нарушений всех видов чувствительности быстро перемещается и достигает уровня паховой складки.
Активные движения конечностями становятся невозможными через 2-3 ч, а в дальнейшем, через 8-12 ч, развивается мышечная контрактура.
Пульс на всех артериях нижних конечностей, включая бедренные, не определяется.
Наступают полная адинамия и арефлексия нижних конечностей.
Вследствие ишемии тазовых органов у пациентов отмечаются позывы к мочеиспусканию и тенезмы.
При одновременной эмболии висцеральных артерий и нарастании проксимального продолженного тромба к клинической картине иногда добавляются признаки, свидетельствующие об острой ишемии кишечника.
Появляются сильные боли в животе, жидкий стул с примесью крови.
При пальпации живота наблюдаются резкая болезненность, симптомы раздражения брюшины.
При проведении дифференциальной диагностики с острым тромбозом глубоких вен и присоединившимся артериальным спазмом необходимо учитывать, что при тромбозе вен в первую очередь отмечаются быстро прогрессирующий отек тканей и цианоз конечности, не характерные для острой артериальной окклюзии.
Возникновение этих симптомов объясняется резким нарушением венозного оттока, в результате которого при сдавлении артерий отечными тканями присоединяется вторичная артериальная недостаточность. Болевой синдром при остром тромбозе глубоких вен выражен значительно меньше.
Парезы и параличи ишемического характера при ОАН нередко ошибочно принимают за органическую патологию нервной системы центрального или периферического генеза.
С такой ситуацией может столкнуться врач скорой помощи в первые часы артериальной катастрофы.
Тщательный сбор анамнеза, симметричный осмотр и оценка кожной температуры, а также планомерный анализ пульсации артерий в типичных точках, начиная с периферии, помогают отличить причину от следствия.